КАДРОВАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕДОВЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ШКОЛ
Конференция: LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Технические науки

LXXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
КАДРОВАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕДОВЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ШКОЛ
PERSONNEL BASIS OF FORMATION THE ADVANCED ENGINEERING SCHOOLS
Alexander Kharitonov
Doctor of Engineering Science, Professor, D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Russia, Moscow
Elena Busygina
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Russia, Moscow
Olga Nikitina
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia, Moscow
Igor Maslennikov
Senior lecturer, D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Russia, Moscow
Аннотация. Отказ о Болонской системы образования и переход к традиционной для наше страны инженерной подготовке специалистов предполагает дальнейшее развитие передовых инженерных школ. Становление таких школ возможно только при наличии соответствующих их задачам квалифицированных кадров. Один из вопросов совещания министра науки и высшего образования с ректорами вузов и руководителями передовых инженерных школ был посвящен повышению профессионального уровня преподавателей.
Abstract. The refusal about Bologna education systems and transition to traditional for ours the countries to engineering training of experts assumes further development of the advanced engineering schools. Formation of such schools is possible only in the presence the qualified personnel corresponding to their tasks. One of questions a meeting the minister of science and the higher education with rectors of higher education institutions and heads of the advanced engineering schools was devoted to increase in professional level of teachers.
Ключевые слова: инженерная школа; преподаватель; повышение квалификации; учебно-методическая работа; работодатели.
Keywords: engineering school; teacher; professional development; educational and methodical work; employers.
Одним из ключевых условий в деле формирования передовых инженерных школ, отмеченных министром науки и высшего образования Фальковым В.Н. в докладе «Трансформация инженерного образования: вызовы и перспективы» на совещании с ректорами вузов и руководителями передовых инженерных школ в Когалыме 3.04.2025 года, определено повышение профессионального уровня преподавателей. Этому имеется ряд веских причин. Одна из которых – комплектование преподавательского состава кафедр университетов. В большинстве своем преподавателями кафедр являются выпускники этих же университетов, не имеющие производственного стажа по профилю дисциплин, а их научный стаж ограничивается годами обучения в аспирантуре [1]. Поэтому задачу «повышения профессионального уровня» следует рассматривать как пополнение преподавателями знаний по производственной профессии, соответствующей компетенциям образовательного и профессионального стандартов [2]. Этому должна способствовать предложенная министром «пересборка системы повышения квалификации преподавателей». Исключительным требованием такой пересборки является прохождение повышения квалификации только в сторонних организациях. Это в какой-то мере возвращение к практике высшей школы советского периода. Обмен слушателями ФПК внутри системы Минобрнауки не сопряжен ни с какими организационными или финансовыми вопросами. Сложнее организовать для преподавателей стажировку на промышленном предприятии или в научном учреждении. Даже те предприятия, которые являются по соглашению с вузами базовыми для всех видов практик студентов, не готовы стажировать преподавателей, ссылаясь на коммерческую производственную тайну или на возможную утрату оригинальных научных разработок. В таких условиях в качестве стажировки можно было бы признать обучение преподавателей на краткосрочных курса в учебных центрах. В настоящее время такими центрами располагает большинство предприятий, как с частной, так и с государственной формой собственности. Огромным резервом в деле укрепления кадровой основы передовых инженерных школ следует считать предложенное министром более широкое привлечение к преподаванию специалистов из числа работодателей. Побудительными мотивами к реализации этой задачи названы привлекательная заработная плата и престижная должность для указанной категории специалистов. Следует признать, что для того чтобы заработная плата стала бы сопоставимой с денежным вознаграждением top-менеджеров и ведущих инженеров крупных компаний не хватит средств ни у вузов ни у министерства. Кроме того, их занятость делает невозможным совмещение основной работы с преподавательской. В тоже время, руководители, занимающие почетные должности президентов компаний, вице-председателей в советах директоров и т.п., менее загружены и благодаря многолетней работе в отрасли располагают обширными профессиональными знаниями. И главное – многие из них имеют внутреннюю потребность в передаче этих знаний будущим специалистам. Но не каждый из них может прийти в вуз и предложить свои услуги в качестве профессора, не имея преподавательского опыта. Поэтому инициатива должна исходить от руководства учебного заведения. Тем более, что в штатном расписании кафедр имеется должность профессора—консультанта, основным функционалом которой может быть выполнение технической экспертизы научных разработок и выпускных квалификационных работ студентов. Очень верно министром подмечен еще один не афишируемый, но важный для любой развивающейся компании положительный момент от присутствия на кафедре их представителей – «это возможность выбора потенциальных сотрудников из числа наиболее подготовленных и мотивированных студентов». Совместная работа в течение продолжительного времени позволяет компаниям гарантировано получать нужного хорошо подготовленного специалиста. Эти же профессора-консультанты помогут с выбором кандидатов на заключение договоров о целевом обучении.
Рассматривая инженерные школы как сообщества единомышленников, Фальковым В.Н. предложено введение механизма наставничества. Это явление исторически было присуще российской образовательной системе в прошлом, его значимость признается и сейчас. Достаточно обратится к чат-интернет ресурсу любого вуза, чтобы признать актуальность работы студенческих советов по адаптации первокурсников в системе обучения. Имеется множество обращений к студентам старших курсов за разъяснениями по обучению в вузе и вопросам профориентационного характера, что отнесено к «содействию в профессиональном самоопределении». Одной из характеристик профессионального уровня преподавателя являются результаты его издательской деятельности по разработке учебно-методической документации. Министр обозначил это как установление единых требований к объему учебно-методической документации. К этому можно добавить еще и требований к ее содержанию. Известно, что наряду с публикационной активностью результаты методической работы также являются одним из критериев конкурсного отбора на избрание в должности преподавателя. В современных условиях учебно-методическое пособие - это должно быть издание, направленное на реализацию возможности самостоятельного изучения студентом дисциплины сейчас в большей степени, чем ранее. Объяснением такому изменению назначения учебно-методической документации является занятость студентов наряду с обучением производственной деятельностью. Жесткие условия конкуренции на рынке труда побуждают студентов к приобретению профессионального стажа уже в период обучения. При этом информационные возможности интернет ресурса сделали краткое изложение учебников в методических изданиях лишенными смысла. Что касается объема учебно-методической документации, то его количественной мерой может служить аттестационное требование, предшествующее аккредитации вуза. Согласно этому требованию каждый вид работы студента по дисциплинам учебного плана от лекционного курса, практических занятий и до выполнения квалификационной выпускной работы должен быть обеспечен в достаточной мере методической документацией. В презентации доклада министра не определен разработчик единых требований к учебно-методической документации. Создание шаблонов по структуре и оформлению методических указаний будет способствовать распространению опыта ведущих вузов страны в деле методического обеспечения учебного процесса. В заключение, следует признать актуальность и своевременность задач, определенных министром в деле повышения профессионального уровня преподавателей на этапе трансформации инженерного образования. Их решение отчасти можно воспринимать как возвращение к историческим традициям отечественной инженерной школы.
