Статья:

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ХАБЫ В КАЗАХСТАНЕ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Акылтас Н.М., Мухтаров Б.Н., Елубай А.Ж. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ХАБЫ В КАЗАХСТАНЕ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(85). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ХАБЫ В КАЗАХСТАНЕ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Акылтас Нурасыл Маратович
студент, Баишев Университет, Казахстан, г. Актобе
Мухтаров Биржан Нуржанулы
студент, Баишев Университет, Казахстан, г. Актобе
Елубай Арман Жанабайулы
студент, Баишев Университет, Казахстан, г. Актобе
Беркешева Асель Салимжановна
научный руководитель, канд. техн. наук, ассоциированный профессор, Баишев Университет, РК, г.Актобе

 

AUTOMATED LOGISTICS HUBS IN KAZAKHSTAN: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

 

Nurasyl Akyltas

Student, Baishev University, Republic of Kazakhstan, Aktobe

Birzhan Mukhtarov

Student, Baishev University, Republic of Kazakhstan, Aktobe

Arman Elubay

Student, Baishev University, Republic of Kazakhstan, Aktobe

Assel Berkesheva

Scientific supervisor, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Baishev University, Republic of Kazakhstan, Aktobe

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности создания и развития автоматизированных логистических хабов в Республике Казахстан. Приводится анализ инфраструктурных, технологических и экономических факторов, способствующих интеграции интеллектуальных систем в логистику. Представлены сравнительные данные по логистическим хабам Центральной Азии, выявлены основные вызовы и предложены меры по повышению эффективности.

Abstract. The article discusses the specifics of the creation and development of automated logistics hubs in the Republic of Kazakhstan. The analysis of infrastructural, technological and economic factors contributing to the integration of intelligent systems into logistics is presented. Comparative data on the logistics hub of Central Asia are presented, the main challenges are identified and measures to improve efficiency are proposed.

 

Ключевые слова: автоматизация логистики, логистические хабы, умная логистика, цифровизация транспортной инфраструктуры, транспортно-логистическая система, логистическая интеграция.

Keywords: logistics automation, logistics hubs, smart logistics, digitalization of transport infrastructure, transport and logistics system, logistics integration.

 

Республика Казахстан занимает стратегически важное положение между Европой и Азией, благодаря чему может выступать в качестве крупного транспортно-логистического узла. С 2010-х годов в стране реализуется комплекс мер по цифровизации логистики, в том числе путем внедрения автоматизированных логистических хабов (АЛХ), интегрированных в международные транспортные коридоры.

Автоматизированный логистический хаб (АЛХ) — это высокотехнологичный центр, обеспечивающий автоматизированную обработку, сортировку, хранение и перераспределение грузов с использованием ИИ, IoT, систем WMS/TMS и роботизированных решений.

Основные функции АЛХ:

  • Централизованное управление потоками грузов
  • Интеграция с железнодорожной, автомобильной и воздушной логистикой
  • Мониторинг в реальном времени
  • Ускоренная таможенная обработка

Таблица 1.

Современное состояние логистической инфраструктуры Казахстана.

Наиболее значимые логистические узлы Казахстана.

Хаб

Расположение

Тип транспорта

Уровень автоматизации

Хоргос – СЭЗ  «Хоргос — Восточные ворота»

Восточный Казахстан

Железнодорожный, авто

Высокий

Алматы

логистический центр

Алматы

Авто, авиа

Средний

Нур-Султан (Астана) логистический хаб

Центр страны

Авто

Низкий

Актогай

Восточный Казахстан

Железнодорожный

Средний

 

По данным Министерства транспорта и инфраструктурного развития РК за 2024, уровень автоматизации логистических объектов оценивается как низкий к среднему, за исключением Хоргоса, который демонстрирует наибольшую степень цифровизации благодаря участию в инициативе «Один пояс — один путь». Что касается инновационных технологий в казахстанских логистических хабах, то в ряде хабов Казахстана внедряются следующие технологии:

  • WMS (Warehouse Management System) и TMS (Transport Management System)
  • RFID и GPS-трекинг для отслеживания грузов
  • Роботизированные сортировочные линии (на базе Хоргоса)
  • Системы прогнозирования трафика на базе ИИ
  • Цифровые двойники логистических процессов

Казахстан становится альтернативным маршрутом для грузов из Китая в Европу в условиях геополитической нестабильности. Развитие автоматизированных логистических хабов является ключевым для обеспечения конкурентоспособности маршрутов через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).

Стратегические инициативы для развития АХЛ:

  • Цифровая трансформация логистики до 2030 года (стратегия Министерства цифрового развития РК);
  • Развитие инфраструктуры логистических центров в рамках Евразийского экономического союза;
  • Интеграция с платформами eFTI и e-CMR для перехода к безбумажной логистике.

Таблица 2.

Проблемы для развития инновационных технологий в казахстанских логистических хабах

1

Нехватка квалифицированных кадров

Недостаточный уровень ИТ-компетенций у работников логистики

2

Финансирование

Высокая стоимость автоматизации, зависимость от иностранных инвестиций

3

Стандартизация

Отсутствие единых стандартов ИТ-инфраструктуры на всей территории страны

4

Интеграция данных

Низкий уровень сопряжения между системами железных дорог, таможни и хабов

 

Таблица 3.

Сравнительный анализ с другими странами региона

 

Показатель

Казахстан

Узбекистан

Грузия

Китай (СУАР)

1

Число автоматизированных хабов

3

1

2

12

2

Интеграция с международными коридорами

Высокая

Средняя

Высокая

Очень высокая

3

Уровень цифровизации логистики (оценка

 по шкале 1–5)

3

2

3

5

 

Развитие автоматизированных логистических хабов является ключом к превращению Казахстана в транзитно-логистический центр Евразии. Несмотря на значительный прогресс, требуется:

  1. Государственная поддержка автоматизации и цифровизации.
  2. Подготовка и переподготовка кадров в ИТ и логистике.
  3. Создание национальной цифровой платформы логистики.
  4. Интеграция АЛХ с международными цифровыми коридорами.

 

Список литературы:
1. Министерство транспорта и инфраструктурного развития РК. [Отчет о развитии транспортной инфраструктуры Казахстана 2024].
2. Zhang, X., et al. (2023). Digital Silk Road: Logistics and Infrastructure. Journal of Eurasian Studies.
3. ЕАЭС. (2024). Цифровая трансформация транспортно-логистических коридоров.
4. UNESCAP (2023). Digital Solutions for Cross-Border Transport.
5. World Bank. (2022). Logistics Performance Index Report: Central Asia.