Статья:

Формирование актуальных компетенций специалиста по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Полякова Е.А., Черезова В.А., Гребенников И.С. Формирование актуальных компетенций специалиста по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 11-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование актуальных компетенций специалиста по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии

Полякова Елена Александровна
заместитель генерального директора, АНО «ВНИИНМАШ», РФ, г. Москва
Черезова Вероника Александровна
инвестиционный аналитик, АНО «Центр сертификации продукции и систем менеджмента в сфере наноиндустрии» (НАНОСЕРТИФИКА), РФ, г. Москва
Гребенников Иван Сергеевич
руководитель направления стандартизации и технического регулирования Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО, РФ, г. Москва

 

Development of actual competences for specialist on the standardization of innovative products of nanoindustry

 

Elena Polyakova

ANO «VNIINMASH», Russia, Moscow

Veronika Cherezova

ANO «Center for certification of products and management systems in the field of nanoindustry» (NANOSERTIFIKA), Russia, Moscow

Ivan Grebennikov

Fund for Infrastructure and Educational Programs (RUSNANO), Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Активное развитие инновационных технологий, основывающее на создании новых материалов и применении нанотехнологий, приводит к возрастанию потребности предприятий в квалифицированных кадрах, способных адаптироваться к условиям инновационного развития и обладающих необходимым набором трудовых функций. С момента утверждения профессионального стандарт «Специалист по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии» произошли изменения в законодательном поле, влияющие на требования к специалистам, на которых распространяется действие данного профессионального стандарта. В статье представлены объективные причины актуализации профессионального стандарта «Специалист по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии». Приведены сведения о вносимых в стандарт изменениях и их кратком содержании.

ABSTRACT

Active development of innovative technologies, based on the creation of new materials and the application of nanotechnologies, leads to an increase in the demand of enterprises for qualified personnel which is able to adapt to the conditions of innovative development and is possess the necessary set of labor functions. There have been changes in the legislative field since the approval of the professional standard «Specialist in standardization of innovative products of the nanoindustry». This changes are affect the requirements of the professional standard. This article presents the objective reasons for updating professional standard «Specialist in standardization of innovative products of nanoindustry». The article also provides information about the changes in the standard and their summary.

 

Ключевые слова: профессиональный стандарт, стандартизации в наноиндустрии, специалист по стандартизации, трудовые функции, знания, умения.

Keywords: professional standard, standardization in nanoindustry, specialist in standardization, labor functions, knowledge, skills.

 

Развитие передовых технологий и рыночная элементы экономики сформировали большое количество новых, ранее не существующих профессий, а также установили новые требования к квалификации работников. Эти изменения послужили основанием для разработки и принятия Федерального закона «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ, область деятельности которого направлена на внедрение независимой оценки квалификаций в систему подготовки квалифицированных специалистов, готовых к работе на предприятиях высокотехнологичных секторов экономики в условиях инновационного развития новых технологий.

Развитие Национальной системы профессиональных квалификаций имеет определяющее значение при формировании квалифицированного кадрового потенциала в традиционных и высокотехнологичных отраслях экономики, в том числе в сфере наноиндустрии.

Профессиональные стандарты задают планку не только к профессиональным компетентностям работника, но и реализации этих возможностей в ходе выполнения возложенных обязанностей, соответствие процесса выполнения этой работы конкретным условиям производства, а результатов труда – нормативным требованиям, запланированным показателям, поставленным целям.

Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда. Эффективной подготовке выпускников к профессиональной трудовой деятельности на этапе обучения в университете способствует изменение образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. При этом развитие новых технологий требует оперативного изменения нормативной базы, устанавливающей актуальные требования к квалификации специалистов, задействованных в соответствующих видах деятельности

С целью создания структурированных и согласованных современных требований к специалистам в сфере стандартизации инновационной продукции наноиндустрии в 2015 году был разработан и утвержден профессиональный стандарт «Специалист по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии» (далее также – профстандарт) (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 № 611н.) [1].

Основой данного профессионального стандарта послужили результаты исследований видов трудовой деятельности, реализуемой на передовых российских предприятиях наноиндустрии. К разработке стандарта были привлечены эксперты Росстандарта и его подведомственных организаций, а также специалисты в области управления, обучения и развития персонала, нормирования и охраны труда, представители учебных заведений, применяющих программы подготовки кадров для наноиндустрии, ведущие сотрудники научных организаций.

Профстандартом были установлены четыре обобщенных трудовых функции (ОТФ), которые в полной мере описали деятельность в области стандартизации на предприятии по производству инновационной продукции наноиндустрии. Каждая ОТФ была разделена на конкретные трудовые функции (ТФ), которые укрупнено описали функциональные обязанности специалистов, включенные в профстандарт.

В течение нескольких лет профстандарт успешно прошел апробацию во многих организациях наноиндустрии. По результатам его применения стала очевидна необходимость внесения в него корректировок, связанных как с практикой его применения, так и с объективными изменениями нормативно-правовой законодательной базы в сфере стандартизации и развитием нормативно-технической инфраструктуры.

В 2015 г. был принят Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 162) [2], который структурировал и систематизировал нормативно-правовое регулирование в области стандартизации товаров, работ, услуг и иных объектов стандартизации, в том числе для целей технического регулирования. ФЗ № 162 установил виды документов по стандартизации (классификаторы, своды правил, технические условия, справочники), требования к ним, а также порядок их разработки и правила дальнейшего применения.

Важными новинками в соответствии с ФЗ № 162 стали следующие положения:

  • статья 14 ФЗ № 162 закрепила за стандартами организаций, в том числе техническими условиями, статус документов по стандартизации, то есть придала таким документа официальный статус;
  • международные стандарты и их переводы из перечня документов по стандартизации (статья 14 ФЗ № 162) исключены (ранее относились к документам по стандартизации относились в соответствии со статьей 13 Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании» (далее – ФЗ № 184)) [3];
  • ФЗ № 162 введено два новых понятия: «Основополагающий национальный стандарт» (п. 8 статьи 2) и «Предварительный национальный стандарт (п. 10 статьи 2);
  • изменены процедурные вопросы разработки и принятия стандартов по сравнению с ФЗ № 184 (статья 24 ФЗ № 162).

ФЗ № 162 ввел и другие, менее значимые положения, которые, однако, также требуют учета в профессиональном стандарте, например:

  • термин «национальный орган Российской Федерации по стандартизации», применяемый в соответствии с ФЗ № 184, заменен на «федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации» (статья 10 ФЗ № 162);
  • введено новое понятие «проектный ТК» (статья 12 ФЗ № 162), который может быть создан федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на временной основе по упрощенной процедуре.

Данные изменения, внесенные в систему стандартизации ФЗ
№ 162, отражены в актуализированном профстандарте «Специалист по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии».

Например, обобщенная трудовая функция (ОТФ) «С. Проведение работ по национальной и межгосударственной стандартизации» после обновления стала выглядит следующим образом:

C/01.6 Подготовка предложений по разработке национальных, предварительных национальных и межгосударственных, стандартов, обеспечивающих ускоренное выведение на рынок продукции наноиндустрии, выпускаемой организацией;

C/02.6 Разработка и подготовка к утверждению национальных, предварительных национальных и межгосударственных стандартов по обеспечению выпуска инновационной продукции наноиндустрии;

C/03.6 Проведение работ по обновлению национальных и межгосударственных стандартов, обеспечивающих разработку, выпуск, обращение и утилизацию инновационной продукции наноиндустрии.

Трудовые действия работника в области стандартизации (по каждой трудовой функции профстандарта) также были скорректированы соответствующим образом. В таблице 1 приведено описание трудовой функции C/01.6.

Таблица 1.

Описание трудовой функции C/01.6

C/01.6 Подготовка предложений по разработке национальных, предварительных национальных и межгосударственных, стандартов, обеспечивающих ускоренное выведение на рынок инновационной продукции наноиндустрии, выпускаемой организацией

Трудовые действия

Сбор, анализ предложений по разработке национальных, предварительных национальных и межгосударственных стандартов от подразделений организации

Формирование обобщенных предложений по разработке стандартов, включая наименование и контактные данные разработчика, проектов стандартов, объектов стандартизации, перечень работ по стандартизации, сроки разработки и утверждения стандартов, предполагаемый источник финансирования, согласование их с руководством организации.

Подготовка предложений по привлечению в работы по национальной и межгосударственной стандартизации специалистов субъектов нормативно-технической инфраструктуры

Направление предложений по разработке национальных, предварительных национальных и межгосударственных стандартов в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации

Мониторинг включения подготовленных предложений в программу национальной стандартизации и программу работ по межгосударственной стандартизации

Подготовка предложений по участию организации в работах профильных или проектных национальных, межгосударственных технических комитетов по стандартизации

Необходимые умения

Анализировать, обобщать и систематизировать информацию, в том числе с применением современных цифровых технологий и электронных баз данных

Оценивать потребность в нормативном обеспечении выпускаемой на рынок инновационной продукции наноиндустрии

Осуществлять подготовку предложений по разработке документов по стандартизации национальной системы стандартизации

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации в сфере технического регулирования и стандартизации, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации

 

Документы по стандартизации, регламентирующие порядок разработки, утверждения, обновления и внедрения национальных, предварительных национальных и межгосударственных стандартов

Документы по стандартизации, регламентирующие требования к структуре, правилам оформления, утверждения и контроля за реализацией программы национальной стандартизации, программы работ по межгосударственной стандартизации

Сведения о субъектах нормативно-технической инфраструктуры: центр стандартизации в инновационной сфере, региональные центры нормативно-технической поддержки инноваций, Национальный институт стандартизации, профильные или проектные технические комитеты по стандартизации, организации Росстандарта

Нормативные правовые акты, действующие в наноиндустрии и связанных с ней высокотехнологичных отраслей

Особенности проведения работ по инновационной стандартизации в наноиндустрии

Основные понятия, термины и определения в области стандартизации и наноиндустрии

Нормативные правовые документы по защите авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Нормативные документы международных, региональных организаций по стандартизации, национальных органов по стандартизации, устанавливающие порядок использования зарубежных локальных документов полностью, частично или в виде ссылок

Современные достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии в наноиндустрии

Технический английский язык в области стандартизации

 

Понятие «национальный орган по стандартизации» по всему тексту профстандарта заменено на «федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации».

В связи с изменением законодательной базы был обновлен ряд основополагающих национальных стандартов, включая:

  • ГОСТ Р 1.2-2016 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены»;
  • ГОСТ Р 1.15-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования»;
  • ГОСТ Р 1.17-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Эксперт по стандартизации. Общие требования».

Учет требований пересмотренных национальных стандартов касательно деятельности в области стандартизации предприятий требовал в основном редакционных правок.

В 2018 г. в целях внедрения более совершенной организационно-правовой системы управления реализацией государственной политики в области стандартизации было принято решение о создании федерального автономного учреждения «Национальный институт стандартизации» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2018 года № 319-р) [4].

Национальный институт стандартизации (далее также – Институт) создается путем объединения подведомственных Росстандарту четырёх предприятий:

  • ФГУП «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия»;
  • ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий»;
  • ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении»;
  • ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий».

Институт, как новый участник системы стандартизации Российской Федерации, был учтен в обновленном профстандарте (например, в ТФ C/02.6 Разработка и подготовка к утверждению национальных, предварительных национальных и межгосударственных стандартов по обеспечению выпуска инновационной продукции наноиндустрии в разделе «необходимые умения»).

Обеспечение взаимодействия между различными участниками рынка инновационной продукции является одним из важнейших условий для устойчивого выхода и обращения на рынке конкурентоспособной инновационной продукции и трансфера технологий.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО (Фонд) формирует и внедряет ориентированные на субъекты инновационной деятельности нормативно-технические инструменты, направленные на создание условий устойчивого выхода и обращения на рынке качественной и безопасной инновационной продукции наноиндустрии. На базе Фонда действует национальный и межгосударственный технические комитеты по стандартизации ТК и МТК 441 «Нанотехнологии», которые организуют работы по созданию и гармонизации фонда нормативных документов в сфере наноиндустрии, участвуют в разработке международных стандартов, отстаивая национальные интересы наноиндустрии в ИСО и МЭК.

Совместно с Фондом, Росстандартом и Сколково действует Центр стандартизации в инновационной сфере, задачей которого является формирование нормативно-технической среды, способствующей снижению барьеров при выходе новой продукции на рынок. Центр поводит работу с международными и региональными организациями по стандартизации в сфере наноиндустрии, национальными и региональными институтами развития.

В целях формирования ориентированной на региональные инновационные компании и предприятия эффективной целостной нормативно-технической среды Фондом реализуются работы по формированию и развитию сети Региональных центров нормативно-технической поддержки инноваций. Региональные центры с учетом приоритетных направлений инновационного развития и специализации формируют комплексные программы по разработке необходимых стандартов, методик измерений и сертификации специалистов в интересах инновационных компаний, а также обеспечивают максимальное привлечение региональных испытательных ресурсов для проведения испытаний на всех стадиях подготовки новой продукции к производству и выпуску.

При обновлении требований профстандарта включены трудовые действия по анализу деятельности и взаимодействию с субъектами нормативно-технической инфраструктуры, к которым относятся: Центр стандартизации в инновационной сфере, Региональные центры нормативно-технической поддержки инноваций, Национальный институт стандартизации, профильные или проектные технические комитеты по стандартизации, организации Росстандарта.

В настоящее время большое значение во всех сферах деятельности, в том числе и в стандартизации, придается информатизации и внедрению цифровых технологий.

Система технического регулирования и стандартизации, которая является важным элементом государственной научно-технической и инновационной политики, также стала объектом информатизации и цифровизации. Применение информационных технологий в области технического регулирования и стандартизации способствует стимулированию инноваций и технологического развития отраслей отечественной промышленности, в первую очередь, за счет ускорения и повышения прозрачности процессов разработки и принятия стандартов [5].

Основные результаты, достигнутые в процессе цифровизации в сфере стандартизации, были учтены при актуализации профстандарта, например:

  • ТФ C/02.6 «Разработка и подготовка к утверждению национальных, предварительных национальных и межгосударственных стандартов по обеспечению разработки, выпуска и утилизации инновационной продукции наноиндустрии»:

Необходимые умения: Применять и внедрять подходы и модели электронной разработки проектов национальных, предварительных национальных и межгосударственных стандартов.

Таким образом, актуализированный профстандарт «Специалист по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии» позволит предприятиям и высшим учебным заведениям однозначно установить уровень профессиональных знаний, которым должны обладать специалисты в сфере стандартизации инновационной продукции нанотехнологического и связанных с ним высокотехнологичных секторов, и определить современные требования к их квалификациям и компетенциям.

В настоящее время проводится публичное обсуждение проекта профстандарта «Специалист по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии» и авторы статьи приглашают всех заинтересованных специалистов и экспертов в области стандартизации принять участие.

Текст проекта профстандарта доступен на сайте Межотраслевого объединения наноиндустрии http://www.monrf.ru/.

 

Список литературы:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 611н от 8.09.2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии». // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. Url: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201510120036 (Дата актуализации 21.05.2019 г.).
2. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 03.07.2016) – Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015 // «Российская газета», № 144, 03.07.2015 // «Собрание законодательства РФ», 06.07.2015, N 27, ст. 3953
3. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании» (с изменениями и дополнениями на 29.07.2017) // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2018 года № 319-р «О создании Национального института стандартизации» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803010018
5. Концепция информатизации деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на период до 2018 года