Статья:

Особенности услуг как предмета международной торговли

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Чукалкина И.О. Особенности услуг как предмета международной торговли // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(12). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 57-60.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности услуг как предмета международной торговли

Чукалкина Инна Олеговна
студент СПбГУ, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности процесса международной торговли услугами. Целью работы является выявление различий между торговлей товарами и услугами. В данной работе рассмотрены способы, позволяющие осуществлять продажу и потребление услуг на международном рынке.

 

Ключевые слова: услуги; международная торговля; способы поставки; классификатор услуг.

 

Под международной торговлей понимают специфическую форму обмена продуктами труда между продавцами и покупателями разных стран, служащую исходным видом хозяйственных связей [3]. Тенденции развития современной международной торговли таковы, что все большее значение приобретает торговля услугами. Несмотря на частое употребление этого термина, до сих пор не было сформулировано исчерпывающего определения «услуги» как экономической категории. Это связано со слишком большой неоднородностью видов экономи­ческой деятельности, которая подразумевается под данным понятием: к услугам относят медицинскую, финансовую, транспортную и банковскую деятельность, туризм, службы, специализирующиеся на передаче информации, а также образование, строительство и т. д.

Выделяют четыре основных особенности услуг. К ним относятся неосязаемость, неотделимость от источника, несохраняемость и непостоянство качества [2].

1) Неосязаемость: услуги нельзя потрогать, попробовать до момента приобретения. Данная характеристика часто является проблемой для потребителей, поскольку бывает невозможно оценить качество услуги до ее покупки. Чем больше степень неосязаемости, тем сложнее становится обоснование стоимости услуги. В редких случаях государство может контролировать цены на определенные виды услуг (например, здравоохранение).

2) Неотделимость от источника: услуги, в отличие от товаров, сначала продаются, а уже после этого производятся и потребляются. Причем, происходит это одновременно. Их нельзя отделить от источника, который предоставляет эту услугу, например. Также сама услуга невозможна без потребителей. Например, поход в парикмахерскую может быть осуществлен только в том случае, если присутствует сам парикмахер и клиент.

3) Несохраняемость: услуги не могут быть сохранены для последующей продажи или пользования. При устойчивом спросе на услуги эта характеристика не вызывает проблем, однако при колеблю­щемся спросе могут возникать сложности у производителей. Для решения таких проблем могут быть увеличены скорости обслуживания, установлены дифференцированные цены и скидки дополнительных услуг, а также создана система предварительных заказов.

4) Непостоянство качества: качество услуг может существенно изменяться в зависимости от времени, места и лица, предоставляю­щего услугу. Эта проблема становится наиболее острой для потребителей, потому что, в отличие от покупки товаров, они не могут быть уверены в качестве приобретаемой услуги заранее. Это связано с человеческим фактором, например, футбольная команда может выигрывать несколько игр подряд, но проиграть в следующем матче, что вызовет недовольство болельщиков.

Разработка Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) привела к появлению новых подходов к международному обмену данными экономическими благами. Услуги разделили на торгуемые и неторгуемые. Ко второй группе относились те виды услуг, которые не были способны к трансграничному обмену, однако позже исследования показали, что обмен такими благами может происходить не только путем пересечения услугой границы стран, подобно товару, но и с помощью перемещения производителя или покупателя на территорию другой страны.

Таким образом, согласно определению Международного торгового центра ЮНКТАД–ВТО, «услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и покупатель ее – это физические или юридические лица – резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними» [1].

Существуют и другие классификации. Например, классификация Ф. Ловелока, которая приводится в изложении В.Д. Марковой. Согласно данной теории, главное в классификации – на кого (на что) направлены услуги и являются они осязаемыми или нет [4].

Первая группа – осязаемые действия, направленные на тело человека. К ним относятся здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты, рестораны и т. д.

Ко второй группе принадлежат осязаемые действия, направленные на физические объекты (товары). Это могут быть грузоперевозки, ремонт, охрана.

Третья группа – неосязаемы действия, направленные на сознание человека (образование, радио, телевидение, театры и т. д.)

Четвертая группа представляет собой неосязаемые действия, связанные с активами. Это банковские, юридические, консалтинговые услуги, а также страхование и операции с ценными бумагами.

Наиболее полный классификатор, действующий в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), включает в себя более 160 видов услуг, разделенных на 12 больших групп: деловые, телекоммуни­кационные, строительные и инжиниринговые, дистрибьюторские, образование, финансовые, услуги по защите окружающей среды, здравоохранение, туризм, спорт, транспортные услуги и прочие. На основе этого Классификатора был разработан Меморандум о внешней торговле услугами Российской Федерации.

Международный обмен услугами имеет различия с международной торговлей товарами. Часть услуг не может быть переправлена от производителя к потребителю без их перемещения через границы стран. Поэтому, согласно ГАТС, существуют четыре способа предоставления услуг:

1. трансграничная поставка (наиболее приближенный способ к продаже товаров). При такой ситуации ни продавец, ни покупатель не перемещаются через границу, она пересекается только услугой. Примером данного способа являются различные обучающие программы из другой страны, осуществляющиеся с помощью интернета, телефона и т. д.

2. потребление за рубежом. Потребитель пересекает границу, а продавец и сама услуга – нет. Покупка и потребление осуществляются на территории страны продавцы. Такой способ используется при лечении в другой стране.

3. коммерческое присутствие. Компания, оказывающая услугу, пересекает границу и открывает филиал на территории данной страны. Поэтому услуга и покупатель границу не пересекают. Например, банки, чьи филиалы размещены в разных странах.

4. присутствие физических лиц, предоставляющих услугу. Приезд из-за границы людей, в деятельности которых непосредственно заключена услуга. Потребитель границу не пересекает. Примером может служить приезд сотрудников иностранной компании для открытия представительства в данной стране.

Благодаря такой классификации становится возможным обмен любыми услугами с учетом их особенностей. Такая торговля наиболее удобна и выгодна.

 

Список литературы:
1. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами/ И.И. Дюмулен. — М.: Экономика, 2003. – С. 7.
2. Международный маркетинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. И.В. Воробьевой, К. Пецольдт, С.Ф. Сутырина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 265.
3. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.И. Погорлецкого, С.Ф. Сутырина. – СПб.: Издательство Юрайт, 2017. – С. 351.
4. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, Vol. 4, №12, 2014. P.25.
5. URL: http://market-pages.ru/marusl/3.html (Дата обращения: 07.03.2018).