Статья:

Создание российских цифровых платформ как технологический аспект безопасности страны

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Корнева О.С. Создание российских цифровых платформ как технологический аспект безопасности страны // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 11(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 46-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Создание российских цифровых платформ как технологический аспект безопасности страны

Корнева Ольга Сергеевна
канд. пед. наук, доцент, Институт права, экономики и управления, Сахалинский государственный университет – СахГУ, РФ, г. Южно-Сахалинск

 

CREATION OF RUSSIAN DIGITAL PLATFORMS AS A TECHNOLOGICAL ASPECT OF THE COUNTRY'S SECURITY

 

Olga Korneva

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Institute of Economics, Law and Management, Sakhalin State University, Russia, Yuzhno-Sakhalinsk

 

Аннотация. Цифровые технологии играют важнейшую роль в обеспечении общественной, национальной, экономической и экологической безопасности страны. Один из важных аспектов национальной безопасности страны – это цифровые преобразования в различных отраслях экономики. Сегодня задача обеспечения безопасности людей, компаний и самого государства становится невыполнимой без высокого уровня развития цифровых технологий. В статье приводится характеристика и условия формирования цифровых платформ, которые в эпоху цифровизации экономики  должны поменять целые отрасли и социально-экономическую активность граждан.

Abstract. Digital technologies play a crucial role in ensuring public, national, economic and environmental security of the country. One of the important aspects of the national security of the country is the digital transformation in various sectors of the economy. Today, the task of ensuring the safety of people, companies and the state itself becomes impossible without a high level of development of digital technologies. The article describes the characteristics and conditions for the formation of digital platforms, which in the era of digitalization of the economy should change the whole industry and socio-economic activity of citizens.

 

Ключевые слова: цифровые платформы; цифровая экономика; цифровые технологии; цифровая трансформация; цифровая индустрия; цифровая образовательная среда; национальная безопасность.

Keywords: digital platforms; digital economy; digital technologies; digital transformation; digital industry; digital educational environment; national security.

 

В 2017 году Правительством РФ была принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Целью настоящей Программы является создание цифровой экономики Российской Федерации, повышение качества жизни, обеспечение конкурентоспособности страны и национальной безопасности.

К 2025 году государство намерено осуществить комплексную цифровую трансформацию экономики и социальной сферы России. Такие смелые экономические прогнозы связаны не только с эффектом от автоматизации существующих процессов, но и с внедрением принципиально новых, инновационных бизнес-моделей и технологий. Среди них – цифровые платформы, цифровые экосистемы, большие данные, искусственный интеллект, роботизация, интернет вещей. Цель России в перспективе 15–20 лет войти в группу лидирующих экономик мира за счет цифровых преобразований традиционных отраслей и развития самостоятельной и конкурентоспособной цифровой индустрии.

Одним из наиболее ценных активов современной экономики являются цифровые платформы. Как указывается в национальной Программе  «эффективное развитие рынков и отраслей в цифровой экономике возможно только при наличии развитых технологических платформ и технологий». При этом отмечается, что поддержку развития цифровых платформ получат как уже существующие, так и новые.

Под цифровой (технологической) платформой понимают программную среду, которая используется в качестве основы и обеспечивает создание собственных прикладных решений, чтобы в дальнейшем предоставлять их на платформе. Как правило, платформа одна, а прикладных решений, созданных на ее основе много. Без платформы невозможно запустить прикладное решение, в то же время платформа может работать без него.

Согласно рекомендациям Всемирного банка развитие цифровых платформ должно стать одним из четырех приоритетных направлений Стратегии создания цифрового пространства на Евразийском экономическом пространстве до 2025 года. Обусловливается это важной ролью цифровых платформ в развитии инноваций и получении цифровых дивидендов (положительных эффектов) на региональном уровне (в виде ускорения экономического роста, создания рабочих мест, улучшения государственных услуг и т. п.), в том числе за счет изменения платформами механизмов и принципов трансграничного бизнеса и снижения стоимости международных трансакций, включая предоставление платформами предпринимателям более эффективного доступа к гораздо большему количеству потенциальных клиентов.

В настоящее время в нашей стране выстраивается своя модель реализации цифрового потенциала и ускорения темпов цифровизации. Справедливо отметить, Россия уже имеет успехи в развитии цифровых платформ. Примером может служить единый портал госуслуг, причем в будущем этот цифровой механизм оказания государственных услуг станет общепринятым, единственно используемым и исключит возможность предоставления услуги «в обход системы». Кроме того, создан и постоянно совершенствуется федеральный портал государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, где представлена подробная публичная информация о закупках не только государственных органов, но и государственных компаний.

В настоящее время цифровые платформы в России в основном представлены в формате социальных сетей, мессенджеров, поисковых систем, платежных систем, платформ в сфере электронной торговли, финансов, туризма, занятости, образования.

В повседневной жизни российские граждане активно пользуются услугами различных цифровых платформ, разработанными  отечественными компаниями: это российские интернет-магазины Wildberries, Яндекс.Маркет, Ozon, крупнейшие агрегаторы объявлений в интернете по продаже и аренде жилья Cian, Domofond, платежные сервисы QIWI, Яндекс.Деньги, Robokassa, сервис по поиску вакансий HH.ru, поисковые системы Yandex, Rambler, отечественные операционные системы KasperskyOS, Alfa OS, AlterOS, Эльбрус, образовательные платформы Юрайт, IPRbooks, Openedu и т.д.

Платформы, завоевавшие господствующее положение на российском рынке, служат окном в интернет для миллионов людей, что позволяет собирать, обобщать, анализировать и монетизировать данные о пользователях, их поведенческих характеристиках и потребительских предпочтениях.

Выгоды и преимущества цифровых платформ: во-первых, вытеснение классических компаний-посредников с рынка и во-вторых, предоставление доступа к сотням миллионов потенциальных потребителей по всему миру. В настоящее время складываются условия, когда рыночные позиции переходят от традиционных посредников к потребителям и цифровым платформам с помощью которых поставщики и потребители услуг находят друг друга и  осуществляют транзакции напрямую, без посредников. Таким образом, цифровые платформы можно рассматривать как посреднический институт нового поколения.

Несмотря на то, что по уровню цифровизации некоторые отрасли (например, финансовая, телекоммуникационная) многого добились в области автоматизации деятельности и внедрения информационных систем промышленного масштаба, во многих ключевых отраслях России имеется сильное отставание. В связи с этим, как указывается в государственной Программе «Цифровая экономика РФ» к 2025 году должны успешно функционировать 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики - здравоохранение, образование, финансы, связь, транспорт и логистика, энергетика, торговля, сельское хозяйство и промышленное производство.

Так, уже с 1 января 2020 года в России начнется эксперимент по апробации Федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды. Предполагается, что он продлится до 31 декабря 2022 года. В апробации примут участие 13 регионов. В результате должна заработать цифровая образовательная среда (ЦОС), которая объединит информационные сервисы, ресурсы,  образовательные программы с применением электронного обучения, а также государственные и иные информационные системы, используемые в сфере образования, использующие единые стандарты информации, механизмы идентификации‎ и аутентификации. На платформе ученики смогут не только получить знания, но и проверить их. Будет возможность связи с родителями, обмена данными об обучающихся, будут отлаживаться межведомственные механизмы взаимодействия. Важные вопросы сохранения и защиты личной информации, корректировки своего цифрового профиля, обновления или изменения сведений тоже станут задачей апробации платформы.

Цифровая трансформация отрасли здравоохранения будет идти по образцу пилотного проекта «Единая медицинская информационно-аналитическая система» (ЕМИАС), реализующегося в Москве. Уже сейчас пациенты могут проверить загруженность отдельных врачей в поликлиниках через интернет и в режиме онлайн записаться на прием к нужному специалисту в подходящее время. Все рецепты сейчас выписываются в электронном виде, что существенно сокращает время ожидания приема у врача для пациентов. Интегрированная электронная медицинская карта позволит врачам получать доступ к информации об аллергиях и хронических заболеваниях пациента еще до прибытия на вызов. В пилотных форматах начинается применение инструментов телемедицины.

Таким образом, мы видим, что создание цифровых платформ становится одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в создании условий для развития цифровой экономики. Внедрение новых платформенных решений позволит повысить качество жизни граждан, повысит конкурентоспособность страны, обеспечит экономический рост и национальный суверенитет.

 

Список литературы:
1. Российская Федерация. Правительство. Цифровая экономика Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г.  № 1632-р // Собрание законодательства Российской Федерации. –2017.–№ 36.
2. Цифровая Россия: новая реальность. Отчет международной консалтинговой компании McKinsey&Company. – М.:McKinseyRussia. –2017.– Режим доступа: https://www.mckinsey.com
3. Гелисханов, И. З. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития / И. З. Гелисханов, Т.Н. Юдина, А.В. Бабкин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2018. – № 6. – С. 22-36. 
4. Всемирный банк. Цифровая повестка ЕЭС 2025: перспективы и рекомендации, 2018. – Режим доступа: http://documents.worldbank.org/c urated/en/850581522435806724/pdf/EAEU-OverviewFull-ENG-Final.pdf