СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО УЗБЕКИСТАНА: СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Народонаселение и демография

XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО УЗБЕКИСТАНА: СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
SOCIAL PROBLEMS OF MODERN UZBEKISTAN: THE FIELD OF EDUCATION
Surayyo Usmankhodzhayeva
Assistant Professor of the Department of Management and Marketing at University of Information Technologies named after Muhammad al-Khwarizmi, Republic of Uzbekistan, Tashkent
Oybek Makhkamov
Student of University of Information Technologies named after Muhammad al-Khwarizmi, Republic of Uzbekistan, Tashkent
Аннотация. В данной статье представлен обзор социальных услуг на примере сферы образования, обсуждены вызовы и проблемы современного обучения в республике Узбекистан. Качественное образование на сегодняшний день является визитной карточкой страны. Обученная, просвещенная молодежь – это залог процветания страны и отличная база человеческого капитала. Работники, получившие полное базовое образование с хорошей программой, рассчитанной на сегодняшние реалии, создадут мощное ядро компании, неизменно ведущее к развитию и получению эффективности деятельности предприятия. Знания и процесс обучения неизменно трансформируются и развиваются, и адаптация и гибкость, новые методы обучения, применение новых технологий, альтернативные методы обучения молодого поколения помогут сделать образовательный процесс приоритетом для сегодняшней молодежи.
Abstract. This article provides an overview of social services using the example of education, discusses the challenges and problems of modern education in the Republic of Uzbekistan. Today, high–quality education is the hallmark of the country - trained, enlightened youth are the key to the country's prosperity and an excellent base of human capital. Employees who have received a full basic education with a good program designed for today's realities will create a powerful core of the company, which invariably leads to the development and efficiency of the enterprise. Knowledge and the learning process are constantly being transformed and developed, and adaptation and flexibility, new teaching methods, the use of new technologies, and alternative teaching methods for the younger generation will help make the educational process a priority for today's youth.
Ключевые слова: социальная сфера; социальные услуги; образование; знания; современные методы обучения.
Keywords: social sphere; social services; education; knowledge; modern teaching methods.
Введение. 30 декабря 2022 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2023-2025 гг.» [2], согласно целей, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг. На развитие социальной и производственной структуры Узбекистана было выделено 76 881 трлн сумов (7 млрд долларов США). Предусмотрено ввести в эксплуатацию высшие, общеобразовательные, творческие и специализированные школы, дошкольные и медицинские учреждения [3].
Кроме того, была создана республиканская комиссия по развитию социальной и производственной инфраструктуры. Вопрос образования в Узбекистане стоит особого внимания, так как вырастить, обучить и поддержать детей и подростков считается важнейшим аспектом в развитом современном государстве. Вызовы в образовательном секторе Узбекистана: слабые кадры, причем на всех уровнях образования, бессистемная и не отвечающая современным требованиям программы образования, плохой навык на всех уровнях – от воспитателя в детском саду до преподавателя вуза, низкий уровень использования информационных технологий [4]. Согласно международному тесту PIRSL (Международное исследование качества прочтения текста и его понимание), проведенного в 2021 году, школьники нашей страны набрали всего 437 баллов из необходимых 500. Следующие показатели, 2022 года, еще печальнее – согласно данным международной программы оценки знаний учащихся школ PISA наши учащиеся получили следующие оценки: 72 место по математике из всего участвовавших 81 страны, и 80 – самое последнее место по естественным наукам.
Рисунок. Показатели эффективности процесса обучения
Основные проблемы, выявленные во время анализа в системе, были следующими:
- Расходы госбюджета на систему среднего образования распределяются бессистемно;
- 16 % школьных учреждений нуждаются в капитальном ремонте, более 4 % непригодны для эксплуатации;
- Нехватка компьютерного обеспечения для классов;
- 70 % школьных учреждений не имеют подключения к канализации;
- 28,4 % не имеют выхода в Интернет;
- Годовая нагрузка учителей в городе Ташкенте и Ташкентской области слишком высока;
- В школах не хватает преподавателей со знанием иностранного языка;
- Такая же нехватка учителей по информационным технологиям и технике;
- Высокий процент преподавателей, квалификация которых не подтверждается международными сертификатами;
- Родители не оказывают должного внимания на обучение детей, не стараются контролировать процесс обучения.
Естественно будет предположить, что самое главное в преподавании – это сам процесс обучения, хорошие инструменты обучения, квалифицированный преподавательский состав, хотя отсутствие санитарно-гигиенический норм, обучение детей в холодных или слишком душных помещениях, отсутствие нормальных туалетных комнат, – все это влияет на здоровье подрастающего поколения, и не располагает к полноценному обучению. Но самое основное – это учебная программа, стандарты, вырабатываемые для обретения знаний, необходимых навыков, умений учащихся.
В разных странах существуют свои собственные подходы к обучению школьников. Возьмем для примера Эстонию, которая входит в топ-10 лучших стран в результате исследований PISA – на официальном сайте Министерства образования можно спокойно найти национальную программу обучения с подробными разъяснениями по каждому предмету. То же самое с другой страной, Сингапуром, школьники которой получившие высшие баллы по тестам PISA. Официальный сайт страны предлагает к изучению программу образования, а также то, как программы и согласно каких принципов они были созданы, различные рекомендации и шкалы оценивания методов образования. Ситуация, сложившаяся на данный момент в Узбекистане, не такая радужная, что можно легко понять, глядя на результаты тестов. После трех лет обучения школьников согласно Национальной учебной программе произошел перевод учащихся начальных классов на учебники Novda Edutainment, отличающиеся по курсу обучения от Национальной. 6, 7 и 10 классы учатся по Национальной программе, а 5, 8 и 11 классы – по старым программам, принятым еще в 2017 году. То есть совершенно бессистемная программа обучения, заставляющая учеников с трудом приспосабливаться каждые 2–3 года к новой системе и новым требованиям. Мы можем отметить главный акцент, который делают страны на процесс обучения своих школьников – результат, то, какими они хотят видеть своих детей, когда ребята закончат получать среднее образование.
Например, в Канаде, США, европейских странах при обучении в колледже много практики – косметологи, веб-программисты, медицинские техники, помощники юристов – все они заканчивают колледж, аналог наших выпускных старших школ, выпускники имеют релевантный опыт работы во время обучения, что позволяет получить должность и адекватную заработную плату сразу после обучения. То есть колледжи направлены на прикладные специальности, ну а наукой, более теоретической частью, занимаются непосредственно в университетах. «Прежде, чем приступить к строительству дома, вы должны понять, что хотите получить в итоге. У вас должны быть планы и чертежи. Если у вас нет плана, то вы совершите ошибки: потратите много ресурсов, средств и времени. Это можно отнести и к образованию», –сказала начальник отдела по образованию ЮНИСЕФ Дипа Шанкар [1], когда началась разработка проекта Национальной образовательной программы Узбекистана. То есть, необходимо понимать, чего ждать от школьников, когда их обучение будет закончено. Примитивные навыки обучения – зубрежка учебника от корки до корки осталась в прошлом, тестирование также показало со временем, что high-stakes testing, развивает память и навыки низкого уровня, но для дальнейшего развития – анализа, синтеза, умения делать выводы, а уж тем более создавать в уме альтернативные варианты – для этого нужны навыки, которые пока не преподаются в наших учебных заведениях. Да и специалистов данного уровня слишком мало. Понятно, что наша страна тестирует различные варианты обучения для того, чтобы выбрать оптимальный вариант, стандартизированный для страны, где очень много представителей юного и молодого возраста.
Выводы
Реформы всегда несут что-то новое, изменения к лучшему, но не нужно забывать о факторе времени – пока идут нововведения, причем каждые два-три года, вырастает новое поколение, которое получает недоброкачественное образование, просто потому что кадры не успевают получить новые требования и применить в достаточной мере, как возникают указания и соответственно, условия. Адаптация процесс небыстрый, и постоянные изменения приводят в конце концов к выгоранию и нежеланию менять методы, к которым только успели приспособиться. Если мы хотим получить образованных, умных, практичных молодых людей в конце их обучения в школе, мы должны продумать сам процесс обучения с конечным результатом, утвердить программу на ближайшие годы, и иметь немного терпения дождаться результатов хотя бы в ближайшей перспективе. Постоянное наблюдение, оценка независимых экспертов, своевременное вмешательство, не просто менять программу на полном ходу обучения, а рекомендациями и поддержкой, помощь родителей конечно, то есть привлечение родительского состава к процессу обучения – изменит состояние нашей современной системы образования.
