Современные практические аспекты использования эффективной ценовой политики отечественных предприятий
Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Ценообразование
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Современные практические аспекты использования эффективной ценовой политики отечественных предприятий
MODERN PRACTICAL ASPECTS OF THE USAGE OF THE EFFECTIVE PRICE POLICY OF RUSSIAN ENTERPRISES
Marina Chirskaya
candidate of economic sciences, associate professor, Rostov State University of Economics, Russia, Rostov-on-Don
Natalia Bondareva
student, Rostov State University of Economics, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В современных непростых условиях хозяйствования использование эффективной ценовой политики является важнейшим условием плодотворного функционирования предприятия, позволяющим не только обеспечить стабильное получение прибыли, но и удовлетворение спроса потребителей с учетом тех возможностей, которыми они располагают в современных условиях снижения доходов населения, ухудшения показателей потребительской корзины, ухудшения уровня жизни.
Abstract. In the modern difficult conditions the usage of the effective price policy is an essential requirement for effective functioning of the enterprise, allowing not only to ensure a stable profit, but the satisfaction of consumer demand given the opportunities that they have in modern conditions of reduction of incomes, deterioration of the consumer basket, the deterioration of living standards.
Ключевые слова: ценовая политика предприятия; инфляция; индексы потребительских цен; потребительская корзина.
Keywords: price policy; inflation; consumer price index; consumer basket.
Цены и ценообразование являются ключевыми элементами рыночной экономики. Для предприятия именно от обоснованного определения цен на товары и услуги в рамках процесса реализации краткосрочной финансовой политики зависят достигаемые им стратегические и тактические цели.
Цена как внешнее отражение стоимостных пропорций изготавливаемой продукции (оказываемых услуг), скорректированное в зависимости от целей организации и рыночной конъюнктуры, выполняет следующие функции, имеющие практическую ценность для краткосрочной финансовой политики предприятия и ценовой политики в том числе [4, с. 321-322]:
- информационную – предоставление информации для всех заинтересованных субъектов, принимающих решения на основании цены;
- стимулирующую – рациональное использование возможностей производства, работников, ресурсов всех видов, оценка и внедрение новаций;
- распределительную – формирование пропорций между затратами и прибылью для отдельного предприятия и спроса и предложения для рынка в целом;
- учетную – документальное (прейскурантное) отражение необходимых затрат всех видов на выпуск и реализацию продукции.
Ценовая политики является частью краткосрочной финансовой политики предприятия и может быть определена как политика, которая посредством определения принципов, методов позволяет предприятию сформировать наиболее благоприятную цену в целях поддержания конкурентных позиций на рынке и возможности их повышения [4, с. 322].
Современные проблемы ценообразования и ценовой политики предприятий главным образом сосредоточены на параметрах инфляции и инфляционных ожиданий. В таблице 1 представлена динамика потребительских цен в России за ряд лет.
Таблица 1.
Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (год к предыдущему году, %)
Период |
Инфляция |
Прирост цен на продовольственные товары |
Прирост цен на плодовоовощную продукцию |
Прирост цен на непродовольственные товары |
Прирост цен на платные услуги |
2014 |
11,4 |
15,4 |
22,0 |
8,1 |
10,5 |
2015 |
12,9 |
14,0 |
17,4 |
13,7 |
10,2 |
2016 |
5,4 |
4,6 |
-6,8 |
6,5 |
4,9 |
Источник: составлено автором по официальным данным Центрального банка Российской Федерации
Согласно статистическим данным Центрального Банка РФ, инфляция в России в 2016 году составила 5,4%, что на 58,14% меньше, чем в 2015 году и на 52,64% меньше, чем в 2014 году (Таблица 1). При этом цены на продукты выросли на 4,6%, на непродовольственные товары – на 6,5%, на услуги – на 4,9%, в то время как цены на плодовоовощную продукцию уменьшились на 6,8%.
Несмотря на улучшение некоторых значений данных показателей, экономическая ситуация в стране остается нестабильной, что вносит коррективы в работу менеджеров, ответственных за разработку краткосрочной финансовой политики. Без учета этого важнейшего фактора, невозможно обосновать и применить эффективные предложения по развитию предприятия, повышению его конкурентных преимуществ, расширению клиентской базы.
Одним из значимых показателей, характеризующих инфляционные процессы в России, является индекс потребительских цен (ИПЦ). В таблице 2 указаны эти индексы за ряд лет.
Таблица 2.
Индексы потребительских цена на товары и услуги по Российской Федерации в 2012-2016 гг.
Период |
Значение индекса потребительских цен |
2012 |
106,57 |
2013 |
106,47 |
2014 |
111,35 |
2015 |
112,91 |
2016 |
105,39 |
Источник: составлено автором по официальным данным Федеральной службы государственной статистики.
Как видно из таблицы 2 индекс потребительских цен уменьшился в 2016 году по сравнению с предыдущими периодами, что свидетельствует о положительной тенденции и о том, что типичная корзина товаров и услуг уменьшилась в цене. Тем не менее, в современных непростых экономических условиях уровень жизни некоторых категорий граждан снижается, возрастают инфляционные ожидания населения.
Ценовая политика предприятия должна опираться на исследования рынков, потребительских предпочтений, потребительской корзины, а также должна разрабатываться с учетом экономических возможностей населения.
В настоящее время в потребительскую корзину россиянина входит:
- в первую очередь, это продукты питания – хлеб, крупы, картошка, фрукты и овощи, мясо, рыба, молоко и т. д. Надо отметить, что в России доля затрат именно на продукты питания в семьях очень велика и может составить в дальнейшем 50 % и более от общих семейных расходов;
- далее идут непродовольственные товары – одежда, обувь, головные уборы, белье, лекарства [3, с 64].
Однако в России существует огромная проблема, связанная с потребительской корзиной. Она скудна ассортиментом товаров и услуг, расчет и формирование давно устарели, стоимость потребительской корзины не соответствует минимальному заработку граждан страны.
Кроме того, стоимость минимальной потребительской корзины гражданина России оказывается дороже аналогичного набора продуктов, закупаемых в торговых сетях. Так, по итогам января 2016 года стоимость «Продовольственного набора по средним ценам «Пятерочки» для европейской части России составила 3633 руб., а стоимость аналогичного продовольственного набора по данным Росстата – 3627 руб.
По состоянию на начало 2017 года, наблюдается тенденция изменения состава продовольственной корзины, в которой 41,4% занимает пища, 16,4% приходится на непродовольственные товары, покрытие услуг составляет 42,2 %.
Правительство Российской Федерации рассчитывает, что каждому человеку необходимо приблизительно 1 тонна картошки, 115 кг овощей, 60 кг фруктов, 130 кг хлеба и мучных изделий, 60 кг мяса и 20 кг рыбы, 20 кг сахара, 180 штук яиц, 13 кг масла и 220 кг молока. Таким образом, в сутки человеку придется употреблять всего 300 г хлеба, 280 г картофеля, 80 г молока, 50 г рыбы и 180 г мяса. Из этого следует вывод, что количество продуктов незначительное и абсолютно не соответствует современным реалиям.
Система ценообразования многих предприятий часто оказывается недостаточно эффективной. Можно обозначить следующие ошибки системы формирования цен на предприятии: недостаточность гибкости приспособления к проявлениям рыночной ситуации; чрезмерная ориентация на себестоимость продукции; не учет показателей прожиточного минимума, потребительской корзины и потребительских предпочтений в формировании доступных цен для потребителей. Это приводит к падению выручки предприятия и негативно отражается на его финансовом состоянии.
Содержание целенаправленной ценовой политики заключается в назначении на товары цен и управлении ими в пределах допустимого ценового диапазона, чтобы были возможными: повышение финансового благополучия предприятия на рынке, завоевание новых рынков сбыта, обеспечение конкурентоспособности продукции по ценовым параметрам и намеченному уровню прибыли. Цены сегодня должны определяться не только величиной затрат на изготовление товара, уровень цен во многом должен учитывать и психологическое восприятие покупателем и их возможное дальнейшее поведение при сопоставлении параметров цена/ценность.
Наиболее эффективна такая ценовая политика, которая не только служит инструментом общей рыночной политики предприятия, но и направлена на учет всех возможных требований потенциальных потребителей с точки зрения формирования и применения цены. На первое место в этом случае выходит оценка полезности продукта и условий его потребления.
На наш взгляд, при разработке ценовой политики предприятия в современных условиях хозяйствования необходимо опираться на методы с ориентацией на спрос: главным ориентиром в этом методе является потребитель, его потребительские ожидания и возможности при учете всех возможностей психологии цен.
Таким образом, формирование эффективной ценовой политики предприятия, как части краткосрочной финансовой политики, должно обеспечить не только текущее выживание организации, максимизацию текущей и будущей прибыли, завоевание лидерства на рынке, но и учитывать экономическую ситуацию в стране, факторы, оказывающее влияние на ценовую политику, а также возможности граждан приобретать продукцию. Грамотное ценообразование – важнейшее условие повышения эффективности деятельности предприятия и действенный механизм, позволяющий при обоснованном применении повысить уровень жизни граждан в государстве, качественно улучшить потребительскую корзину населения.