Статья:

Методы выбора оптимальных каналов доставки товаров

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Библя Г.Н., Ермолаева А.А. Методы выбора оптимальных каналов доставки товаров // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 44-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы выбора оптимальных каналов доставки товаров

Библя Галина Николаевна
канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар
Ермолаева Анастасия Александровна
магистрант, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар
 
Methods for selecting optimal channels of delivery of goods
Galina Biblya 
Candidate of Economic Sciences, assistant professor, Kuban State University, Russia, Krasnodar
Аnastasia Ermolaeva  
undergraduate, Kuban State University, Russia, Krasnodar
 
Аннотация. В статье была сделана попытка определения оптимального канала распределения товара от продавца покупателю на этапе доставки товара конечному потребителю. Применяя математические методы принятия решений в условиях неопределенности была проанализировала ситуация выбора оптимального способа товародвижения. Так же рассмотрен конкретный пример выбора оптимального способа доставки груза при разных условиях.
Abstract. The article was an attempt to determine the optimal distribution channel of goods from the seller to the buyer at the point of delivery of the goods to the final consumer. Applying mathematical methods of decision making under uncertainty has been to analyze the situation of choosing the optimal method of product distribution. As a specific example of choosing the optimal method of delivery under various conditions.
 
Ключевые слова: каналы распределения, интернет-бизнес, товародвижение.
Keywords: distribution channels, Internet business, merchandising
 
Эффективность фирмы в современные экономики зависит от того, на сколько успешен товар или услуга, а также вспомогательные этапы по его созданию, продвижению и доведению до потребителя. Продвижение и доведение товара или услуги до потребителя называется сбытовой политикой фирмы. Ключевым моментом сбытовой политики компании является выбор оптимальной схемы представления и доставки продукта от производителя к потребителю. Схема доставки подразумевает под собой организацию транспортировки, хранения и обработки груза, а также послепродажное (сервисное) обслуживание потребителей.
 
 
Рисунок 1.  Способы передачи товаров и услуг от продавца к покупателю.
 
Существует несколько видов взаимодействия производителя(поставщика) и покупателя. На рисунке 1 показана простейшие способы передачи товаров и услуг от продавца к покупателю. В более сложных цепочках могут присутствовать агенты или брокеры. 
Под представлением продукта потребителю подразумевается комплекс маркетинговых мероприятий, для реализации которых компания может как самостоятельно разрабатывать концепцию продвижения товара, так и передавать это на аутсорсинг или посредников. Одним из видов взаимодействия между участниками каналов распределения является вертикальная маркетинговая система, подразумевающая интеграцию всех участников товародвижения между собой для достижения максимального эффекта. На рисунке 2 представлена сравнительная диаграмма обычного маркетингового канала и вертикальной маркетинговой системы.
 
 
Рисунок 2.  Сравнительная диаграмма обычного маркетингового канал и вертикальной маркетинговой системы
 
Такой вид интеграции позволяет всем участникам канала объединить свои ресурсы для достижения максимального эффекта от продажи. 
Для успешного ведения бизнеса как в офф-Лайн, так и в онлайн среде, необходимо кроме успешного и востребованного товара грамотно выбрать каналы распределения товара или услуги, доведение его до потребителя с наименьшими потерями для продавца и с наибольшей выгодой для потребителя.
На примере Интернет-магазина кондитерских товаров и сырья автором была рассмотрена одна из составляющих системы каналов распределения- товародвижение (доставка товара). 
Возможны два варианта доведения товара до потребителя:
1.Продажа агенту-посреднику с последующим доведением товара до потребителя;
2.прямые продажи от продавца покупателю.
Разница между этими вариантами заключается в объеме заказа. При обоих вариантах необходимо организовывать эффективную систему товародвижения.
Для примера автором рассмотрена ситуация выбора способа доставки заказанного товара массой 1 килограмм из Краснодара в Москву. Анализ проводился по 3 критериям: 
1. Стоимость перевозки;
2. время доставки;
3. дополнительные услуги (страхование, упаковка, доставка по городу пункта назначения.
В таблице 1 показана данные для сравнения различных способов доставки.
 
Таблица 1.
Данные для анализа
 
Используя метод ранжирования расставляется ранг для каждого столбца  (1  минимальное значение, 5  максимальное значение). Для определения значимости каждого критерия заданы веса:
1. Стоимость перевозки - 0,4;
2. время доставки - 0,2;
3. дополнительные услуги - 0,4.
В таблице 2 показаны ранги по каждому критерию и выстроен общий итоговый рейтинг. Общий рейтинг рассчитывается по формуле(1):
                            R=0,4*x1+0,2*x2+0,4*x3                                                                      (1)
 
Таблица 2.
Итоговый рейтинг для выбора способа доставки
 
Как видно из таблицы 2 оптимальным способом доставки будет доставка с наименьшим рейтингом, так как необходимо найти самый экономичный вариант. Из полученных данных расчетов видно, что лучшими способами доставки будут транспортные компании «Деловые линии» и «КИТ», осуществляющие все виды грузовых перевозок на территории Российской Федерации.
Для сравнения рассмотрена ситуация, аналогичная рассмотренной, но масса заказанного товара увеличен до 5 кг. В таблице 3 показаны пересчитанные данные для анализа по заданным критериям. 
 
Таблица 3.
Пересчитанные данные для анализа 
 
Используя уже известный метод ранжирования составлена таблица рангов с рассчитанным по формуле 1 итоговым рейтингом (таблица 4).
 
Таблица 4.
Итоговый рейтинг для выбора 
 
Как видно из таблицы 4 при увеличении массы груза самым оптимальным будет вариантом будет доставка с помощью транспортной компании «КИТ», так как она имеет наименьший рейтинг среди остальных, а, следовательно, будет обладать самыми выгодными условиями.
Из проанализированных данных видно, что применение математических методов помогает более рационально оценить условия и принять оптимальные решения при заданных параметрах.
Определение оптимальных каналов распределения ресурсов, а в частности каналов товародвижения, помогает прослеживать четкую структурированность деятельности в этой области, что способствует эффективному и оперативному взаимодействию с посредником и покупателем, исключая лишние звенья в цепочке товародвижения. При более тщательном анализе каналов товародвижения необходимо учитывать так же наличие рисков и опасностей, включающих потери при транспортировке. 
Выбор оптимальных каналов распределения является одним из самых сложных аспектов управления бизнесом. Наряду с ценой и продвижением товара или услуги, так же должна быть четко разработана система распределения, состоящая из двух компонентов: физический (хранение обработки заказов / складирования и транспортировки) и институциональный аспект. Последний включает в себя выбор агентов, дистрибьюторов, оптовиков, розничных торговцев и прямые продажи, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
 
Список литературы: 
1. Библя Г. Н. Особенности методологии системного анализа многофилиальных компаний // Вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 31 мая 2016 г. Часть 2. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2016. — С. 27-28.
2. Богоявленский С. Б. Теоретические и практические аспекты принятия решений в условиях неопределенности и риска / С. Б. Богоявленский. – СПб.: СПбГЭУ,2014. – С.9-10.
3. В. Куи Вуй Оценка эффективности деятельности предпринимательских структур в рамках канала распределения / Куи Вуй Ву // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 10. - С.35.
4. Николаев А. Б. Управление сбытом готовой продукции промышленного предприятия с использованием интернет-канала распределения / Николаев А. Б., Рогов В. Р. // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2012. - №10. - С.21.
5. Роль каналов распределения готовой продукции в логистической системе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novainfo.ru/article/7205. - 17.01.2017. (дата обращения 17.01.2017)
6. Толстяков Р.Р. Оценка деятельности участников канала распределения продукции на основе ранжирования бизнес-функций / Толстяков Р.Р.// Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №6. - С.34.