Статья:

Анализ рынка микрокредитных организаций и основные факторы средового влияния на разработку коммуникационных стратегий компаний

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Темурджонова Т.А. Анализ рынка микрокредитных организаций и основные факторы средового влияния на разработку коммуникационных стратегий компаний // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 59-65.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ рынка микрокредитных организаций и основные факторы средового влияния на разработку коммуникационных стратегий компаний

Темурджонова Темурджон Авазджонович
магистрант, Московский политехнический университет, РФ, г. Москва

 

MARKET ANALYSIS OF MICROCREDIT ORGANIZATIONS AND THE MAIN FACTORS OF ENVIRONMENTAL IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION STRATEGIES OF COMPANIES

 

Temurdzhon Temurjonov

Undergraduate of Moscow Polytechnic University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье описаны характерные особенности микрофинансовых и микрокредитных организаций. Проведен анализ рынка микрофинансовых организаций, исследуется внедрение и влияние инноваций на рынок микрокредитных организаций и основные тенденции развития этого рынка.

Abstract. The article describes the characteristics of microfinance and microcredit organizations. The analysis of the market of microfinance organizations, the introduction and impact of innovations on the market of microcredit organizations and the main trends in the development of this market are explored.

 

Ключевые слова: микрокредитная организация; коммуникации; инновации

Keywords: microcredit organization; communications; innovation

 

Огромное влияние на развитие рынка оказывают микрофинансовые компании. Это крупнейшие компании, чьи собственные средства превышают 70 миллионов рублей. Всего в реестре может насчитываться 54 микрофинансовых организаций. По предварительным оценкам Центрального банка Российской Федерации, на эти компании приходится более половины общей суммы, выданной на микрозаймы, а также 48% существующих микрозаймов. В этой группе исключения из государственного реестра, хотя они и происходят, довольно редки. Компании, имеющие статус IWC, берут на себя основной удар.

В то же время рынок находится на грани больших изменений, которые могут легко вытеснить с рынка еще несколько сотен компаний. В начале этого года стало известно о предложениях регулятора, направленных на защиту прав и интересов простых граждан. Необходимо напомнить, что сегодня максимальный уровень процентов по кредиту не может быть более чем в три раза больше суммы самого кредита. Регулятор предлагает снизить этот лимит до 2,5, а с 1 июля 2019 года - установить верхний лимит на уровне двойной суммы кредита. С середины 2020 года коэффициент может быть увеличен в 1,5 раза.

Но это еще не все. Сегодня ставки заработной платы не превышают 2,2% в день в связи с требованиями закона о потребительских кредитах. Центральный банк рассматривает возможность снижения ставки по кредитам до 1% в день с середины 2019 года.

Кроме того, на рынке может появиться специальный продукт. Это будет кредит до 10 тысяч рублей на срок до 15 дней. Сумма процентов и пени за такой кредит не должна превышать 3 тыс. Руб.

Регулятор также оценил влияние инноваций на рынок. В частности, при снижении потолка задолженности до 1,5-кратной суммы кредита, 831 компания может пойти в минус. Если ставка по кредитам упадет до 1% в день, то 619 участников рынка будут считать убытки. Однако изменения принесут положительный эффект. На рынке останутся здоровые компании, которые разработают свои скоринговые модели и очень тщательно подойдут к вопросу выбора заемщиков. А клиенты будут защищены от возникновения чрезмерной долговой нагрузки при использовании микрозаймов.

Если предложения будут реализованы, то кредиты до зарплаты, как продукт, могут уйти с рынка. Компании начнут переходить на потребительские кредиты, которые будут выдаваться на длительный период по низким процентным ставкам надежным клиентам с хорошей кредитной историей.

Основные тенденции рынка:

1. Деятельность микрофинансовых организаций еще ближе к общему стандарту.

С 2017 года введен долгосрочный план инноваций для стандартизации рынка микрофинансовых организаций. Срок его действия - до 2021 года. Основной целью документа является защита прав заемщиков. Особое внимание уделяется тем, кто имеет низкую финансовую грамотность и не в состоянии самостоятельно рассчитать расчеты. Объем всех процентов, комиссий и платежей не может превышать трехкратного размера долга. Например, если вы берете кредит в 10 000 рублей, то кредитор не имеет права взимать с вас сумму, превышающую 40 000 рублей. (10 тыс. Основного долга и 30 тыс. Процентов и других платежей). Далее регулятор планирует снизить сумму сборов до соотношений 1: 2,5 и 1: 1,5. Прошлый год показал, что микрофинансовые организации должны либо подчиняться новым правилам, либо уходить с рынка.

2. Большое количество микрофинансовых организаций покинуло рынок

Ужесточение требований ЦБ РФ заставляет кредиторов закрывать свой бизнес. Так за год из реестра Центрального Банка было изъято более 600 компаний. Действует чуть более 2 тысяч компаний, хотя ранее их количество достигало 5 тысяч. Десятки кредиторов ежемесячно прекращали свою деятельность, которые не могли выполнить все юридические требования регулятора. Теперь «выжившие» представители микрофинансового сектора ждут начала 2019 года, когда будет опубликована официальная статистика за год с указанием общего количества действующих микрофинансовых организаций, списка наиболее успешных организаций и их финансовых показателей.

3. Городские жители проявили значительный интерес к кредитам.

Лидерами по объему финансовых операций в прошлом году стали Москва и Санкт-Петербург. Количество заявок - 14% и 4,5% от общего количества соответственно. Показатели имеют положительную динамику с 2017 года. Следующими «списанными» городами-миллионниками являются Уфа. Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар и Казань. На их долю приходится 0,5–2% всех обращений.

4. Молодежь заинтересовалась кредитами до зарплаты

Ранее 55% клиентов были среднего возраста (от 35 до 50 лет). В уходящем году более 60% заявок были получены от молодых людей в возрасте до 35 лет. Интересно, что клиенты в возрасте от 25 до 27 лет относятся к наиболее рискованной группе с точки зрения платежеспособности. Эксперты отмечают, что у них еще не сформировалась четкая концепция финансового планирования. Они легко занимают деньги, но в случае каких-либо трудностей их нужно возвращать родителям. Но ответственные клиенты старше 27 лет являются любимым слоем заемщиков для микрофинансовых организаций. Особенно, если они женаты и имеют опыт работы более 2 месяцев в одном месте.

5. Спрос на микрозаймы вырос

В 2017 году около 8,5 миллионов человек обратились за микрозаймами. В 2018 году - уже более 10 миллионов. Одной из причин является увеличение доступности онлайн-кредитов. С развитием технологий занимать деньги стало проще. Вы даже не можете выйти из дома. Просто заполните анкету, укажите необходимую сумму в калькуляторе и дождитесь ответа. Обычно это происходит в течение нескольких минут. Подписание договора также происходит дистанционно, с помощью смс-подтверждения. Также финансовые проблемы и недостаточно высокие зарплаты в условиях нестабильной экономической ситуации в стране заставили граждан обращаться за кредитами. Посмотрим, что нас ждет в 2019 году и как новые события повлияют на сферу микрокредитования.

Таблица.

SWOT-анализ стратегии развития банка

 

Возможности (выделены по стадии влияния, от большей степени к меньшей):

1. Наличие вероятных клиентов, физических и юридических лиц, относящихся к среднему, мелкому бизнесу и не имеющих доступ к продуктам банка, крупных кредитных учреждений, которые им необходимы.

2. Появление новых возможных клиентов, а также клиентов, «ушедших» с рынка малых и средних банков (по размерам актива и капитала), работающих с Банком на отдельных рыночных сегментах.

3. Существование государственной про-граммы по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Угрозы (выделены по стадии влияния, от большей степени к меньшей):

1. Невозвращение Банку заемщиками выданных денежных средств по причине ухудшения финансового положения данных заемщиков, произошедшего в связи с мировым финансово- экономическим кризисом.

2. Уход клиентов в крупные банки из-за мирового финансово-экономического кризиса.

3. Трансформация государственной программы регулирования работоспособности мелких банков.

Сильные стороны (по стадии влияния, от большей степени к меньшей):

1. Оперативность принятия решений по управлению.

2. Личностный подход к клиенту.

3. Быстрая, слаженная разработка новых продуктов банка.

4. Оперативное управление персоналом, так же в сфере контроля за исполнением разнообразных управленческих решений

5. Полная независимость от крупных или влиятельных клиентов.

Основные сочетания внешних и внутренних факторов, необходимых при разработке политики Банка, которые важно принять во внимание: Возможность оперативно среагировать и найти индивидуальный подход к клиенту, а также наличие потенциальных клиентов (согласно пункту 1 и пункту 2 возможностей)

Важные сочетания внешних и внутренних факторов, необходимых при разработке политики Банка, которые следует принять во внимание: Оперативность принятия решений по управлению, а так-же учет всех выше перечисленных угроз

Слабые стороны (расположенные по стадии влияния, от сильной к слабой стадии):

1. Недостаточный объем капитала для финансовой стабильности.

2. Зависимость пассивов от временных и сезонных факторов «до востребования».

3. Малая устойчивость к отрицательным последствиям мировых и государственных финансово- экономических кризисов.

4. Недостаток требуемой материально-технической базы для крупного развития филиальной сети и розничного бизнеса.

5. Невозможность большего увеличения капитала, (подъема количества значимых клиентов) без потери «суверенитета».

Основные сочетания внутренних и внешних факторов, необходимых при разработке политики Банка: Малый для финансовой стабильности капитал (собственных средств) и зависимость пассивов «до востребования» от временных факторов, при наличии возможных клиентов (согласно пунктам 1 и 2 возможностей).

Основные сочетания внутренних и внешних факторов, необходимых при разработке политики Банка:

Слабая устойчивость к отрицательным последствиям мировых и государственных кризисов и потенциальное ухудшение ликвидности в связи с невозвращением клиентами занимаемых средств или уходом клиентов в более крупные, самостоятельные банки.

 

Таким образом, для разработки эффективной коммуникационной стратегии микрофинансовой организации были проведены следующие действия:

  • рассмотрены все факторы, влияющие на развитие организаций и основные тенденций рынка;
  • проведен анализ сильных и слабых сторон стратегий развития;
  • исследованы возможности и внешние угрозы;
  • рассмотрены основные принципы разработки стратегии.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что детально и корректно проведённый анализ факторов, угроз и возможностей микрофинансовых организаций, позволит создать и выработать правильную политику для продвижения и развития этих организаций.

 

Список литературы:
1. Баламирзоев Н. Л. Кредитные кооперативы и микрофинансовые организации: сходства и различия //Инновационная наука. – 2016. – №. 3-1 (15).
2. Менеджмент и маркетинг в международных компаниях. — М. : Финансы и статистика, 2008. — 384 с.
3. Быковец М. В. Микрофинансирование: тенденции развития и объективные предпосылки его государственного регулирования //Теория и практика общественного развития. – 2014. – №. 1.
4. Иванишин Т.В. влияние новых медиа на трансформацию медиапотребления в информационно-сетевой среде // Медиаэкономика 21 века, 2019.– 48–53с.
5. Мерзликина Е.М., Мурадов Ш.С. Инновационные факторы достижения эффективности медиабизнеса в современных условиях // Медиаэкономика 21 века, 2018.– 23–27с.
6. Пашков Р.В., Юденков Ю.Н. Стратегия развития банка. 2-е изд. М.: Русайнс, 2016. С. 240