Статья:

Применение зарубежного опыта при осуществлении казначейского сопровождения государственных контрактов в Российской Федерации

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Финансы, денежное обращение и кредит

Выходные данные
Гуртуева Ф.А. Применение зарубежного опыта при осуществлении казначейского сопровождения государственных контрактов в Российской Федерации // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 14-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение зарубежного опыта при осуществлении казначейского сопровождения государственных контрактов в Российской Федерации

Гуртуева Фатима Алибековна
аспирант, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

 

Application of international experience in the implementation treasury support of state contracts in the Russian Federation

 

Fatima Gurtueva

postgraduate student Financial university under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье проанализирован зарубежный опыт осуществления казначейского сопровождения государственных контрактов. Рассмотрены основные методы и инструменты механизма казначейского сопровождения, используемые в зарубежных странах. На основе выявления особенностей зарубежных методов, предложен алгоритм управления казначейским сопровождением в Российской Федерации.

Abstract. The article analyzes the foreign experience of treasury support of state contracts. The basic methods and tools of the treasury support mechanism used in foreign countries are considered. On the basis of revealing of features of foreign methods, the algorithm of management of treasury support in the Russian Federation is offered.

 

Ключевые слова: Федеральное казначейство; казначейское сопровождение; бюджетный мониторинг; государственный контракт.

Keywords: Federal Treasury; treasury support; budget monitoring; state contract.

 

Определив ключевые проблемы, существующие в настоящий момент в области бюджетного мониторинга в Российской Федерации, был проанализирован зарубежный опыт решения подобных проблем. На основе существующих мероприятий и алгоритмов, применяемых в зарубежных странах, структурированы существующие методы. Они представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1.Зарубежный опыт управления государственными закупками[1]

 

Первое направление развития финансовых инструментов контроля – это обособленное функционирование казначейского сопровождения. То есть данный способ сохраняет действующую систему, совершенствуя казначейское сопровождение контрактов. Как пример, применяемый в Германии, Дании и Финляндии, расширенное казначейское сопровождение, которые призвано модернизировать его за счет использования фото - и видеосъемки.

Вторая мера касается полной передачи полномочий сопровождения контрактов Федеральному казначейству. Введение данных мер предоставит возможность обеспечения сохранности средств, предоставленных из бюджета, и их использование по целевому назначению, повысит прозрачность движения средств при расчетах. Недостатком данного метода является то, что в связи с уменьшением денежных средств в банковской системе и их перетеканием в казначейство существует риск возникновения проблем у некоторых банков, которые имеют ограниченный доступ к рефинансированию [9].

Экспериментальным является третий механизм, который успешно проявил себя в восточных странах, в частности, в Японии, - интеграция казначейского и банковского обслуживания. Механизм выглядит следующим образом: авансовыми платежами занимается Федеральное казначейство, а исполнением контрактов – банковская система.

Основным преимуществом данного направления можно назвать ограничение действий подрядчиков в отношении управления бюджетными средствами путем повсеместного введения казначейского аккредитива [3]

Инструмент казначейского аккредитива был отработан в 2016 г. в режиме пилотирования с Минпромторгом России, государственными корпорациями «Росатом» и «Роскосмос». Для снижения риска увеличения дебиторской задолженности реализуется механизм перечисления средств бюджета под фактическую потребность, а именно казначейский аккредитив. В рамках данного механизма предусматривается технология безотзывного гарантированного аккредитива, представляющая собой документарную безденежную операцию, которая позволяет «забронировать» в федеральном бюджете, положенные ведомству, средства для того, чтобы фактически выделить их конечному потребителю в момент возникновения такой потребности [3]. Основные преимущества и недостатки, которые выделяются представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Основные преимущества и недостатки применения казначейского аккредитива [5]

 

Санкционирование выплат с применением казначейского аккредитива производятся по правилам «Порядка осуществления и санкционирования расходов», утвержденных приказом Минфина России № 220н. 

В данном случае дополнительно проверяется, что:

  • Не истек срок действия обеспечения, 
  • указанный в платежном поручении идентификатор госконтракта соответствует коду в обеспечении. 

При успешном прохождении проверки, орган казначейства, в котором открыт лицевой счет у исполнителя госконтракта:

  • блокирует остаток обеспечения на сумму выплаты, 
  • направляет заявление в орган казначейства в котором открыт лицевой счет у госзаказчика.

Не позднее чем на следующий рабочий день с момента поступления заявления денежные средства переводятся на лицевой счет исполнителя госконтракта. 

В целом, за последние пару лет механизм казначейского сопровождения интенсивно развивается. На сегодняшний день, по факту сформировано несколько видов казначейского сопровождения:

  1. базовый механизм (он распространяется на авансы по госконтрактам и получателей субсидий).

Благодаря применения этого механизма обеспечивается выделение из федерального бюджета авансов и субсидий под конкретные потребности, а главное – конкретно в то время, когда они нужны для оплаты принятых обязательств, а средства, которые не были использованы, соответственно, остаются в федеральном бюджете и могут расходоваться с большим эффектом.

  1. сопровождение финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц по отдельным решениям правительства Российской Федерации.

Например, осуществление казначейского сопровождения финансово-хозяйственной деятельности АО «Особые экономические зоны». Этот механизм призван сделать все операции максимально прозрачными.

  1. расширенное казначейское сопровождение (данный вид предусматривает как прохождение средств через казначейские счета, так и предоставление расходной декларации, необходимо проведение раздельного учета затрат поставщиками и итоговая проверка исполнения обязательств по контракту, с применением фото-видео фиксации).

Этот вид казначейского сопровождения применяется в отношении некоторых проектов. Например, два проекта — строительство дороги, а также строительство больницы в Краснодарском крае.

Подводя итоги, следует отметить, что благодаря практике зарубежных стран Казначейство России запустило механизм казначейского сопровождения. Также с недавних пор в Российской Федерации применен опыт Дании и Финляндии, где проводится расширенное казначейское сопровождение.

Это интересный и полезный механизм, который, как показывает практика, способствует более качественной проверке государственных контрактов и использования средств из федерального бюджета.

 

Список литературы:
1. Бюджетный мониторинг как новая задача Федерального казначейства, № 3, 2017г. Режим доступа: [Электронный ресурс] // http://rufincontrol.ru/article/324445/
2. Демидов А. На любые выплаты из федерального бюджета юридическим лицам должен распространяться госконтроль. Режим доступа: [Электронный ресурс] //  https://www.eg-online.ru/article/313683/
3. Демидов А.Ю. Реализация программно-целевого метода государственного управления в Казначействе России. – 2016. - № 5.
4. Дронов А.Г., Димитриева Е.Н. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля // Апробация. 2017. № 2 (53). С. 157-158.
5. Саакян Т.В. Новые технологии исполнения федерального бюджета. Казначейское сопровождение//Бюджетный учет. – 2016.–№ 5 (138).
6. Саранцев В.А. Сравнительный анализ функций казначейских органов зарубежных стран. МИРОВОЙ ОПЫТ — №1 ЯНВАРЬ 2010г.
7. Саркисян Г.А. Современное состояние и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2016, Vol. 6, Is. 11A, с. 106-113.
8. Серпилин А. Опыт Великобритании в области регионального управления и бюджетирования, ориентированного на результат/ Режим доступа: [Электронный ресурс] // http //www.bdo.ru 
9. Смирнова Т.А. Казначейское сопровождение обеспечит прозрачность // Бюджет. – 2016. - № 8 (164).
10. Тарандушка В.А. Бюджетная система зарубежных стран: особенности, преимущества и недостатки. LAB Publishing, Germany, 2018г., 
с. 132-133.
11. Megan Manion, Robert Ralston, Thandi Matthews, and Ian Allen. Budget Analysis as a Tool to Monitor Economic and Social Rights: Where the Rubber of International Commitment Meets the Road of Government Policy.   Journal of Human Rights Practice, 2017, 1–13. doi: 10.1093/jhuman/hux002

[1] Составлено автором на основе: Megan Manion, Robert Ralston, Thandi Matthews, and Ian Allen. Budget Analysis as a Tool to Monitor Economic and Social Rights: Where the Rubber of International Commitment Meets the Road of Government Policy.   Journal of Human Rights Practice, 2017, 1–13. doi: 10.1093/jhuman/hux002