Методология гармонизации промышленной и торговой политики промышленного предприятия
Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Методология гармонизации промышленной и торговой политики промышленного предприятия
Konstantin Barmashov
PhD Econ., dean of faculty of business "Captains", Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow
Аннотация. В экономических публикациях в слабой степени исследованы вопросы оценки гармонизации промышленной и торговой политики предприятий. Поэтому в статье рассмотрены методологические вопросы гармонизации промышленной и торговой политики предприятия, показывающие, что несоответствие производства и ритмичности поставок запросам потребителя стимулирует повышенный покупательский спрос и сверхнормативное накопление продукции, способствует излишнему использованию производственных мощностей.
Abstract. In economic publications questions of assessment of harmonization of industrial and trade policy of the enterprises are investigated in weak degree. Therefore in article the methodological questions of harmonization of industrial and trade policy of the enterprise are considered showing that the discrepancy of production and rhythm of deliveries to inquiries of the consumer stimulates the increased consumer demand and excess accumulation of production promotes excessive use of production capacities.
Ключевые слова: предприятие; промышленная политика; торговая политика; гармонизация, методология
Keywords: enterprise; industrial policy; trade policy; harmonization; methodology
Понятие гармонии не так часто используется в экономических исследованиях. В «Толковом словаре» В. Даля гармония рассматривается как созвучие, соответствие, равновесие, соразмерность, равнозвучие, равномерность, взаимность соотношений, согласность, согласие, благостройность, стройность; соразмерные отношения частей целого; правильные отношения современных или одновременных звуков, аккорды; наука о возможных созвучиях [2]. Однако в публикациях в слабой степени исследованы вопросы оценки гармонизации промышленной и торговой политики предприятий. Этой проблеме посвящена предлагаемая статья, в которой рассмотрены методологические вопросы определения понятия гармонизации в экономике и гармонизации промышленной и торговой политики предприятия.
В современной науке в начале XXI века в России и за рубежом закон пропорционального и планомерного развития экономики был трансформирован в закон пропорциональности и композиции (закон гармонии) при одновременных больших потерях для развития самой теории гармонии. При этом в теории гармонии появилась точка бифуркации, а именно из «гармонии по отношению к устройствам» была сформирована концепция обеспечения гармоничного производства; а из «гармонии осуществления действий», «духовной гармонии» была сформирована концепция по осуществлению гармонизации социальных и экономических отношений [3].
Сегодня большое число работ посвящены исследованию «эффективности», «результативности», «качества» мероприятий промышленной и торговой политики предприятия. «Гармонизация» упоминается редко в ведущих изданиях, но часто, как следствие обеспечения эффективности производственной и торговой деятельности. На наш взгляд, гармонизация промышленной и торговой политики промышленного предприятия в самом общем случае - процесс согласования целей, принципов, методов, критериев и показателей производственных, сбытовых и обеспечивающих их бизнес-процессов на всех этапах жизненного цикла политики, который за счет обеспечения экономической безопасности на этих этапах приводит к снижению экономического ущерба от производственной, сбытовой и иной деятельности предприятия и способствует оптимизации его экономического поведения. Это определение позволяет нам сформулировать методологические положения гармонизации промышленной и торговой политики промышленного предприятия, которые основываются на понятии полного жизненного цикла промышленной и торговой политики предприятия.
Рассматривая полный жизненный цикл промышленной и торговой политики промышленного предприятия, важно понимать основные закономерности, которые объясняют прошлую специфику осуществления мероприятий производственной и торговой деятельности, возникновения рассогласований в реализации данных мероприятий, а также позволяют прогнозировать развитие производственных и торговых процессов в будущем с учетом тех изменений, которые происходят в современном обществе массового потребления.
И.Адизесом выявлено главное отличие развития политики от биологического развития: в рамках расцвета своей производственной и торговой деятельности предприятие может быть долгое время при обеспечении разумного и рационального тактического и стратегического управления. Кроме этого, в рамках реализации своей политики предприятие может восстановить свой потенциал и продолжить рост, даже при условии пересмотра приоритетов политики, стадия ее жизненного цикла может снова находиться в состоянии расцвета посредством внедрения принципиально новых товаров, стиля руководства, смены рыночных ориентиров, изменения характера ценностного предложения для потребителей, своевременного понимания изменений в потребительских установках [1].
Таким образом, выбор стадий жизненного цикла для политики позволяет прогнозировать все возможные изменения, которые ожидаются на предприятии, чья политика находится на любых из выявленных этапах своего развития. Зная, в рамках какого этапа жизненного цикла сейчас находится политика, руководитель предприятия может намного более уверенно и точно оценить правильность выбранных направлений производственной и торговой деятельности. С учетом вышеуказанного нами предлагаются шесть основных этапов полного жизненного цикла промышленной и торговой политики предприятия, а именно:
· этап диагностики, в рамках которого исследуются современное состояние и текущие, перспективные проблемы в ведении производственной и торговой деятельности на предприятии, что при одновременной диагностике внешней экономической среды (состояние рынков, действия конкурентов, предпочтения целевых аудиторий) позволяет наметить перспективные направления, цели, задачи, принципы и методы организации производственной и торговой деятельности на предприятии;
· этап формирования, в рамках которого формируются основные блоки мероприятий политики, устанавливаются сроки, ответственные и необходимые ресурсы. Кроме этого, здесь обозначается механизм управления реализацией политики на предприятии;
· этап реализации, в рамках которого происходит осуществление мероприятий политики по критерию максимально возможного удовлетворения разумных потребностей целевых аудиторий и получения максимально возможной прибыли от ведения производственной и торговой деятельности;
· этап регулирования, в рамках которого принимаются сигналы из внешней и внутренней среды деятельности предприятия и понимается характер необходимых изменений в производственных и торговых процессах, для согласования их и обеспечения рационального ресурсообмена на предприятии;
· этап гармонизации, в рамках которого осуществляется согласование и балансирование производственных и торговых процессов на предприятии по критерию рациональности ресурсообмена и эффективной реализации поставленных стратегических целей;
· этап развития промышленной и торговой политики, направленный на осуществление корректировки приоритетов в реализации политики, на обеспечение адекватной характеристикам внешней и внутренней среды деятельности трансформации и гармонизации производственных и торговых процессов на предприятии.
Общие методологические положения по гармонизации промышленной и торговой политики предприятия:
· целенаправленное проведение изучения рынков, выступает как решающее условие при определении структуры рисков рассогласования производственных и торговых процессов, а также несоответствия ритмичности поставок запросам конечных потребителей;
· постоянный сбор актуальной информации о рынках на основе информационной системы сбора, обработки, анализа информации, ее систематизацию, хранения;
· обязательное проведение эмпирических исследований производственных и торговых процессов;
· следование критериям обеспечения транснациональности бизнеса предприятия, так как процессы гармонизации промышленной и торговой политики должны ориентироваться на процессы глобализации производственной и торговой деятельности предприятия;
· обеспечение эффективности всех принимаемых решений по гармонизации промышленной и торговой политики в условиях риска и неопределенности;
· обязательное формирование видения долговременных перспектив осуществления производственной и торговой деятельности предприятия. Планирование производства и продаж связаны с реализацией краткосрочных целей развития предприятия, а гармонизации промышленной и торговой политики – с обеспечением долгосрочных перспектив для развития предприятия;
· обязательное формулирование стратегических альтернатив. Методология гармонизации промышленной и торговой политики связана со структуризацией, оценкой альтернативных вариантов ведения производственной и торговой деятельности;
· обязательное формирование системы оценки вариантов осуществления перспективной производственной и торговой деятельности. При реализации мероприятий по гармонизации промышленной и торговой политики важно допустить возможность осуществления коррекции, замены мероприятий производственной и торговой деятельности, которые не соответствуют изменившимся условиям взаимодействий с целевыми аудиториями;
· реализация междисциплинарного подхода к осуществлению гармонизации. Гармонизация промышленной и торговой политики должна в обязательном порядке базироваться на следующих науках – психологии, политологии, социологии, праве, экономике; должны применяться математические методы изучения согласованности и сбалансированности производственных и торговых процессов на предприятии;
· обеспечение оптимального использования ресурсов и организация рационального ресурсообмена между производственными и торговыми процессам на предприятии;
· обязательное согласование мероприятий по гармонизации и мероприятий по управлению человеческими ресурсами, проведение контроля и мониторинга результатов согласования.