Инструменты сглаживания пространственной поляризации регионов, используемые в мировой практике
Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Инструменты сглаживания пространственной поляризации регионов, используемые в мировой практике
Аннотация. В работе рассматриваются рыночные инструменты сглаживания пространственной поляризации регионов, используемых в мировой практике.
Ключевые слова: рынок; поляризация; инструменты сглаживания.
На современном этапе развития рыночные инструменты сглаживания пространственной поляризации не всегда способны справиться с серьезными региональными разрывами в показателях развития экономики и социальной сферы, в связи с чем часто приходится исследовать опыт зарубежных государств, в которых использование инструментов, индивидуальных для каждого депрессивного региона, привело к положительным результатам. К таким инструментам, выработанным мировой практикой, можно отнести: организацию особых зон производственного назначения, научно-исследовательских городов, выделение рекреационных и туристических зон, перемещение производства в регионы с дешевыми материальными и трудовыми ресурсами и т. д. [4, с. 313]
В своих исследованиях Бородовский М.Б. приводит примеры применения перечисленных инструментов. Положительной их реализацией можно считать формирование рекреационных зон на Кипре, в Дубае (ОАЭ), в Калининграде, в то время как в Элисте (Калмыкия) такой опыт не дал ожидаемого эффекта. Организация технопарков широко распространена не только в США, но и в России, что не всегда гарантирует высокий уровень предпринимательской активности в этих зонах, но может способствовать сглаживанию пространственной поляризации [1, с. 125]. Развитие экономического пространства в США, как и в нашей стране, неоднородно. Очень часто исследователями рассматриваются программы развития региона долины р. Теннеси и Аппалачей. В своих трудах Н.И. Ларина подробно описывает то, как их удалось реализовать. Генеральные цели данных программ, направленные на использование всех имеющихся природных ресурсов для решения острых социальных проблем и создания благоприятных условий для здорового образа жизни населения, проводились в значительной мере децентрализовано, но с государственным участием и под его контролем [2, с. 94]. В настоящее время динамичное развитие определенных штатов и районов сопровождается отставанием депрессивных, количество которых возросло во время последних мировых кризисов, вследствие чего особое значение в региональной политике приобретает регулирование межбюджетных отношений в рамках децентрализованного федерализма. Институтом мировой экономики и международных отношений РАН проводится анализ эффективности использования инструментов регулирования пространственной поляризации на основе оценки уровня социально-экономического развития. В США основные показатели развития ежегодно публикуются в федеральном Бюро переписей при Министерстве торговли и Министерстве труда [5, с. 68].
Способы регулирования межрегиональных отношений в странах Европейского Союза также вызывают интерес у российских ученых-регионалистов. Экономика каждой страны в составе ЕС развивается в соответствии с принятой в 2010 году стратегией экономического развития «Европа 2020», но с учетом собственной специфики. Данная стратегия была разработана для развития экономики, основанной на рациональном использовании ресурсов и внедрении инноваций, что должно способствовать повышению уровня занятости населения и достижению социального и территориального согласия [5, с. 9].
Федерализм Германии и России обладают большой схожестью: для них характерен высокий уровень централизации, идентичная организация экономических отношений центра и регионов. Покрытие расходов экономически слабых земель реализуется за счет предоставления им выравнивающих субсидий, сформированных средствами экономически сильных регионов. Согласно Конституции Германии потребности федерации и земель в бюджетных средствах должны устанавливаться исходя из достижения справедливого баланса, отсутствия чрезмерного бремени для налогоплательщиков и обеспечения равноценных условий жизни на всей территории страны [3, c. 287].
Распределение бюджетных ресурсов между каждым уровнем сводится к разделению их по двум направлениям – вертикальное финансовое выравнивание (между федерацией и землями) и горизонтальное финансовое выравнивание (внутри земель). Федеральное министерство финансов Германии в системе федерального финансового выравнивания выделяет четыре его этапа: 1) вертикальное распределение налогов – распределение налоговых поступлений между федеральным и в целом земельными и местными (или муниципальными) бюджетами; 2) горизонтальное распределение налогов, предусматривающее определенные правила зачисления ряда налогов в бюджеты отдельных земель; 3) выравнивание бюджетных доходов земель – горизонтальное перераспределение доходов между «бедными» и «богатыми» землями; 4) дополнительные гранты (отчисления) из федерального бюджета «бедным» землям [5, c. 39]. Следует обратить внимание и на опыт таких европейских стран, как Испания и Италия. Италия интересна, прежде всего, наличием в составе страны крупного региона Медзоджорно, который сравнивают с нашим Северным Кавказом. Для обоих регионов характерны как отставание по социально-экономическим показателям от средних по территории страны, так и социокультурные особенности. Поэтому региональная политика Италии на сегодняшний день направлена на преодоление проблем южных областей при одновременном стимулировании развития северных регионов, что должно повысить конкурентоспособность страны [5, c. 47]. В Испании между центром и регионами также сложились непростые отношения. Главная цель центральной власти состоит в сохранении единства и территориальной целостности страны, в связи с чем различные аспекты регионального развития были распределены между министерствами Испании. Так, Министерство экономического развития в качестве ориентира определяет территориальное сплочение страны, важным фактором которого является строительство скоростных железных дорог и шоссе. Цель формирования такой развитой инфраструктуры состоит в нивелировании процессов обособления отдельных регионов и сдерживания очень быстрого роста столицы и некоторых других автономных единиц [5, c. 57].
Страны Латинской Америки на современном этапе по уровню социально-экономического развития являются более близкими России, чем развитые страны. Как и для России, для этих стран актуален вопрос смешения двух разных проблем – территориальных диспропорций в доходах и качестве жизни населения и диспропорций в размещении производства и населения. Главная проблема региональной политики стран Латинской Америки – отсутствие преемственности и стабильности. Когда подходы к государственному регулированию регионального развития меняются каждые несколько лет, невозможно добиться реальных результатов в сокращении межрегиональных различий или снижении концентрации населения и экономической активности [5, c. 90]. Следует рассмотреть успехи и неудачи, характерные для региональной политики Китая, в которой условно можно выделить два этапа. На первом этапе государственная поддержка оказывалась преимущественно Восточному макрорегиону Китая, в котором действовал либеральный налоговый режим. Крупные иностранные и государственные проекты позволили данному региону добиться больших успехов в развитии экономики, что и было основной целью проводимой политики. Влияние развитого Восточного Китая на остальные регионы должно было привести к их постепенному и развитию и, как следствие, сокращению территориальной дифференциации. Однако, на самом деле, ее масштабы лишь увеличились. В связи с неэффективной государственной политикой развития отстающих регионов, недостаточными капиталовложениями, низкой плотностью населения и другими причинами, ситуация усугубилась. Второй этап, действующий по настоящее время, направлен на сглаживание межрегиональных диспропорций и на оказание поддержки отстающим регионам. Результаты такой политики говорят об ее эффективности, поскольку происходит медленное сокращение разницы между уровнями развития регионов страны. Это достигается за счет развития производства сельскохозяйственной продукции, агропромышленного комплекса, легкой промышленности, добычи и переработки сырья, автомобилестроения, судостроения, биотехнологий и других отраслей. Китайская региональная политика уже принесла свои плоды. Однако, существующие проблемы (напряженная демографическая ситуация, нестабильность мировых рынков, географическое положение и пр.) могут негативно сказаться на дальнейшем развитии экономики отдельных регионов и страны в целом, в связи с чем, по мнению А.В. Кузнецова, полностью искоренить дифференциацию регионов не представляется возможным [5, c. 107].
Вышеперечисленные инструменты сглаживания пространственной поляризации, выработанные российской и мировой практикой, способны снизить диспропорции в развитии регионов нашей страны. Важно сочетать именно те из них, которые будут эффективно действовать в рамках отдельного региона и способны привести его к экономическому росту.