Контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области: проблемы функционирования и направления совершенствования
Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Финансы, денежное обращение и кредит
XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области: проблемы функционирования и направления совершенствования
Contractual procurement system for state and municipal needs in Sverdlovsk region: problems of functioning and direction of improvement
Evgenia Podzharova
Master's degree, Ural Federal University named after the first President of Russia BN. Yeltsin, Russia, Ekaterinburg
Аннотация. В статье рассматривается общее состояние контрактной системы закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области на современном этапе.
Abstract. The article considers the general state of the contractual procurement system for state and municipal needs in the Sverdlovsk region at the present stage.
Ключевые слова: контрактная система; государственные и муниципальные закупки; орган; уполномоченный на регулирование контрактной системы в сфере закупок; контрактная служба; нарушения в сфере закупок; мониторинг закупок товаров; работ; услуг.
Keywords: contract system; state and municipal purchases; body authorized to regulate the contract system in the procurement sphere; contract service; violations in the procurement sphere; monitoring of purchases of goods; works; services.
Характеризуя сферу закупок для государственных и муниципальных нужд в Свердловской области, можно говорить о том, что на сегодняшний день контрактная система в сфере закупок на территории Свердловской области сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ).
В данном законе закреплена необходимость осуществления с 2017 года на постоянной основе мониторинга всех стадий закупок (планирования, определения поставщика (подрядчика, исполнителя), исполнения контракта) посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок [1].
В рамках контрактной системы в Свердловской области созданы и функционируют все обязательные структуры. На областном уровне определены: орган, уполномоченный на регулирование контрактной системы в сфере закупок (Департамент государственных закупок Свердловской области), орган контроля в сфере закупок и орган внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок (Министерство финансов Свердловской области), орган аудита в сфере закупок (Счётная палата Свердловской области). Заказчиками созданы контрактные службы (назначены контрактные управляющие), осуществляется ведомственный контроль в сфере закупок. Сформированы муниципальные органы контроля в сфере закупок. Во всех муниципальных образованиях функции аудита в сфере закупок возложены на контрольно-счётные органы.
Разработана обязательная областная и муниципальная нормативная правовая база в сфере закупок, которая постоянно совершенствуется.
В 2017 году Департамент, как регулятор контрактной системы в Свердловской области, разработал 14 нормативных правовых актов Свердловской области в сфере закупок товаров, работу, услуг.
В 2017 году начала работать на практике система нормирования закупок, установлен запрет на осуществление закупок, не включенных в планы-графики, внедрены идентификационный код закупки, механизм казначейского контроля и обязательное общественное обсуждение крупных закупок.
На работу по Закону о контрактной системе переведены областные и муниципальные унитарные предприятия.
По данным Единой информационной системы (ЕИС) по состоянию на 31.12.2016 общее количество заказчиков на территории Свердловской области, применяющих положения Закона о контрактной системе, составляло 4500 организаций, их них 3604 муниципальных заказчиков (или 80 % от общего количества заказчиков на территории Свердловской области) и 896 государственных и иных заказчиков (что составляет 20 % от общего количества заказчиков на территории Свердловской области) [2].
В Свердловской области в 2016 году насчитывалось 58 уполномоченных органов (уполномоченных учреждений) по закупкам, из них один – на региональном уровне, 57 – на муниципальном уровне (или 61 % от общего количества муниципальных образований). Уполномоченные органы не созданы в 37 муниципальных образованиях Свердловской области [2]. По сравнению с показателями 2015 года уровень централизации закупок в Свердловской области снизился на 22,4 % (с 71 уполномоченного органа в 2015 году до 58 в 2016 году).
По итогам рассмотрения Департаментом государственных закупок в Свердловской области заявок заказчиков в 2017 году на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок выявлены основные нарушения, представленные в табл. 1. Существенной проблемой в организации работы по государственным закупкам является нерациональное планирование и исполнение планов-графиков закупок государственными заказчиками Свердловской области.
Таблица 1.
Основные нарушения в сфере закупок в Свердловской области в 2017 году
В части планирования закупок [3]: |
В части документации о закупке [3]: |
1) несвоевременное внесение изменений в планы-графики |
1) установление незаконных требований к участникам закупки (в том числе с признаками ограничения конкуренции) или неустановление необходимых требований к участникам закупки |
2) указание в плане-графике информации, не соответствующей поданной в уполномоченный орган заявке |
2) нарушения при формировании описания объекта закупки (установление характеристик товара, не соответствующих ГОСТам, техническим регламентам или стандартам; установление характеристик конкретного товара (торговой марки), влекущих ограничение конкуренции, установление несуществующих характеристик товара) |
3) планы-графики сформированы не в полном объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2017 год |
3) несоответствие описания объекта закупки инструкции по заполнению заявки участником закупки |
4) при размещении заказчиками планов-графиков и направлении заявок в Департамент не всегда учитываются сроки на подготовку и осуществление закупок (подготовка документации, подача заявок участников закупки, подведение итогов закупки, заключение и исполнение контракта, в том числе сроки рассмотрения заявок на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Департаментом |
4) нарушения в части подготовки проектов контрактов |
|
5) нарушения при формировании начальной (максимальной) цены контракта |
Наибольшее количество нарушений выявлены Департаментом при рассмотрении заявок государственных заказчиков Свердловской области по следующим предметам закупок: выполнение работ по строительству, ремонту зданий и помещений и поставка медицинского оборудования и изделий медицинского назначения [3].
Результаты мониторинга закупок товаров, работ, услуг в 2017 году отражают исполнение годового плана-графика закупок, способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок, экономию по результатам завершенных процедур закупок, долю заключенных контрактов и т. д. (таблица 2). Данные показатели мониторинга позволяют охарактеризовать состояние системы закупок в целом, выявить недостатки в сфере закупок и разработать мероприятия по совершенствованию контрактной системы закупок.
Таблица 2.
Результаты мониторинга закупок товаров, работ, услуг в Свердловской области в 2017 году
Показатели |
Значение показателя [3] |
Условное исполнение плана – графика от общего объема запланированных закупок товаров, работ, услуг |
97 % |
Доля извещений со способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) «электронный аукцион» от общего количества размещенных извещений в ЕИС |
76 % |
Экономия по результатам завершенных |
2 225,29 млн. рублей |
Доля заключенных контрактов от общего количества осуществленных закупок, включая контракты, которые были заключены с единственным участником процедур |
90 % |
Средняя конкурентность по закупкам |
2,23 участника на одну закупку |
Заключено контрактов с единственным поставщиком с суммарной ценой % от количества заключенных контрактов |
4317 шт. 3683,84 млн. рублей 16, 0 |
Расторгнуто контрактов на общую сумму % от общего количества заключенных контрактов |
2442 шт. 1 346,64 млн. рублей 7,0 |
Мониторинг закупок осуществляется в целях оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии с № 44-ФЗ, оценки обоснованности закупок, совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок [1].
По итогам мониторинга закупок товаров, работ, услуг в Свердловской области в 2017 году стоит выделить в качестве предложений по совершенствованию контрактной системы закупок необходимость усиления контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств за соблюдением заказчиками законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе по вопросам эффективного и своевременного планирования закупок товаров, работ, услуг, снижения нарушений при осуществлении закупок запросом котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при ведении реестра контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе, а также при исполнении контрактов (в том числе применения мер ответственности).