Статья:

Исследование взаимодействия белков Xmas-2 и Orc3 D. melanogaster

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Биология

Выходные данные
Куршакова М.М. Исследование взаимодействия белков Xmas-2 и Orc3 D. melanogaster // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 6-12.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование взаимодействия белков Xmas-2 и Orc3 D. melanogaster

Куршакова Мария Михайловна
канд. биол. наук, Институт Биологии Гена РАН, РФ, г. Москва

 

Investigation of D.melanogaster Xmas-2 and Orc3 proteins interaction

 

Maria Kurshakova

PhD, Institute of Gene Biology RAS, Russia, Moscow

 

Аннотация. Ранее у D. melanogaster был выделен совместный комплекс TREX-2, который участвует в экспорте мРНК из ядра в цитоплазму, c белками ORC. Целью было изучить, какие участки аминокислотной последовательности Xmas-2, платформы для сборки TREX-2, участвуют во взаимодействии с белком Orc3 в составе TREX-2-ORC комплекса. Показано, что в связывании белка Xmas-2 c Orc3 участвует С-концевая последовательность Xmas-2.

Abstract. Previously the common protein complex of TREX-2, participating in mRNA export from the nucleus to the cytoplasm, with ORC proteins was purified. Our goal was to investigate what regions of scaffold protein Xmas-2 participate in Xmas-2 interaction with Orc3 in TREX-2-ORC complex. We found that C-terminal part of Xmas-2 participates in the interaction of Xmas-2 with Orc3.

 

Ключевые слова: Xmas-2; Orc3; TREX-2; mRNA export.

Keywords: Xmas-2; Orc3; TREX-2; mRNA export.

 

Введение. Синтез и процессинг мРНК происходит в ядре, а трансляция мРНК в белки – в цитоплазме, поэтому мРНК должны быть экспортированы из ядра в цитоплазму через ядерные поры. Таким образом, экспорт мРНК является важным этапом экспрессии генов.

Экспорт и другие стадии метаболизма мРНК регулируются РНК-связывающими белками, которые, связываясь с мРНК либо на короткий промежуток времени, либо сопутствуя ей на длительном участке экспортного пути, образуют мРНП частицу.

Состав мРНП частицы весьма динамичен, большое количество различных белков и белковых комплексов связывается с мРНК в ходе процессинга и экспорта. Одним из них является комплекс TREX-2.

Комплекс TREX-2 был впервые выделен у дрожжей, в его состав входят белок Sac3, две молекулы белка Sus1, белки Cdc31, Thp1, а также кофактор Sem1p, влияющий на стабильность комплекса [1, 2].

У дрожжей делеция любой из субъединиц TREX-2 приводит к нарушениям экспорта мРНК [1-4]. Комплексы, аналогичные TREX-2 дрожжей, были обнаружены у D. melanogaster, растений и человека [5-8].

Sac3 (Xmas-2 у D. melanogaster) является центральной субъединицей TREX-2 и служит платформой для сборки остальных субъединиц комплекса, а также обеспечивает взаимодействие TREX-2 с другими белками. N-концевая часть Sac3 содержит консервативный домен, который вместе с коротким N-концевым доменом связывается с экспортными адаптерами Mex67-Mtr2. N-конец Sac3 также отвечает за связывание с мРНК и участвует во взаимодействии с Thp1 и Sem1p [9]. Делеция этого домена вызывает нарушения экcпорта мРНК и роста у дрожжей. C-концевая часть Sac3 взаимодействует с двумя копиями Sus1 и Cdc31 [7, 10], делеция Sac3 CID домена приводит к потере Sus1 и Cdc31 из TREX-2 комплекса, а также к нарушениям экспорта мРНК и связывания TREX-2 с NPC [2]. Показано, что аналогичные различные участки белка человека GANP (гомолога Sac3) взаимодействуют с ENY2 и CETN2/CETN3 (гомологами Sus1 и Cdc31) и c PCID2 и DSS1 (гомологами Thp1 и Sem1p) [8]. Структурные исследования рекомбинантного комплекса GANP-ENY2 выявил, что GANP связывает две молекулы ENY2 аналогично комплексу у дрожжей. Предполагают, что TREX-2 у высших эукариот имеет сходную структуру с комплексом у дрожжей.

В нашей группе был описан TREX-2 D.melanogaster [5]. TREX-2 ассоциирован с ядерной порой и необходим для экспорта мРНК. Основу комплекса составляет скаффолд, образованный белком Xmas-2, который является ортологом Sac3, с которым взаимодействуют белки ENY2, PCID2 (соответствуют дрожжевым Sus1, Thp1). Затем в нашей группе был выделен общий комплекс TREX-2 c белками ORC комплекса [11]. ORC комплекс был впервые открыт у дрожжей, где было показано, что он распознает сайты начала репликации и необходим для инициации репликации. Однако гомологичные ORC комплексы, найденные у высших эукариот, обладают дополнительными функциями, отличными от репликативных [12]. Нами было показано, что ORC ассоциирован с мРНП частицей и это взаимодействие зависит от TREX-2 [11]. Субъединицы ORC взаимодействуют с экспортным адаптером NXF1 и влияют на связывание NXF1 с мРНП частицей. Показано, что ORC необходимы для экспорта мРНК из ядра в цитоплазму. Предложено, что ORC совместно с TREX-2 является компонентом мРНП частицы, участвующем на каком-то этапе в экспортном пути от сайтов транскрипции, находящихся внутри ядра, до ядерных пор. Из всех ORC белков Orc3 является наиболее сильно взаимодействующим с субъединицами TREX-2 и мРНП частицей.

Мы поставили цель изучить какие участки аминокислотной последовательности Xmas-2, скаффолд-белка TREX-2, участвуют в связывании белка Orc3 в составе TREX-2-ORC комплекса D. melanogaster. Полученные результаты позволяют предположить, что в связывании белка Xmas-2 c Orc3 участвует С-концевая последовательность Xmas-2.

Материалы и методы. Клонирование: участки кодирующей последовательности Xmas-2 были клонированы в вектор pAc5.1/V5 His B (Invitrogen) в одной рамке считывания с тремя FLAG эпитопами на N-конце. Кодирующая последовательность Orc3 была клонирована в вектор pAc5.1/V5 His (Invitrogen) в одной рамке считывания с НА эпитопом на С-конце.

Трансфекция: трансфекция Schneider-2 (S2) клеток D. melanogaster производилась при помощи MACSfectin Reagent (Miltenyi Biotec) по протоколу производителя.

Клеточные экстракты клеток D. Melanogaster: S2 клетки D. melanogaster поддерживались при 25С в Schneider’s insect medium (Sigma), содержащей 10% фетальной сыворотки крупного рогатого скота (HyClone). Для экстракции белков S2 клетки подвергались лизису в 10 мМ HEPES pH7.9, содержащем 5 мM MgCl2, 0,5% NP-40, 0,4 M NaCl, 1 мM DTT, complete protease inhibitor coctail (Roche), 0,6 ед./мл DNAse I, 10 ед./мл RNAse A. Клетки инкубировали в лизирующем растворе в течении 20 мин во льду, затем лизат центрифугировали при 13000 об./мин. в течении 15 минут при 4°С.

Иммуносоосаждение: 100 мкл лизата S2 клеток в буфере 10 мМ HEPES pH7.9, содержащем 5 мM MgCl2, 0,1% NP-40, 0,1 M NaCl, 1 мM DTT, complete protease inhibitor coctail (Roche), 0,6 ед./мл DNAse I, 10 ед./мл RNAse A, инкубировали с 15 мкл anti-FLAG агарозы (Sigma), с 5 мкл anti-HA агарозы (Sigma), или с 20 мкл белок-A сефарозой (Pharmacia) при 4°С в течении ночи. Затем после отбора надосадочной жидкости осажденную сефарозу или агарозу отмывали три раза по 10 минут в буфере IP500 (10 мМ HEPES pH7.9, 5 мM MgCl2, 10% glycerol, 500 мМ KCl, 0,1% NP-40). К осажденной сефарозе или агарозе добавляли по 20 мкл буфера для нанесения, надосадочную жидкость после кипячения и центрифугирования анализировали при помощи электрофореза в полиакриламидном геле и Вестерн-блот анализа по стандартным условиям.

Антитела: для детекции белков в Вестерн-блот анализе использовали антитела против FLAG эпитопа (M2) (Sigma) и антитела против HA эпитопа (Sigma).

Результаты. Orc3 сильнее остальных белков ORC взаимодействовал с компонентами TREX-2 белками Xmas-2 и ENY2 в экспериментах по иммуносоосаждению белков из ядерных экстрактов клеток D. Melanogaster [11]. Также в этих экспериментах было обнаружено, что антитела против Orc3 соосаждают помимо полноразмерного Xmas-2 массой 170 кДа другую форму белка Xmas-2 массой около 120 кДа. Было решено проверить, какие области Xmas-2 ответственны за связывание с Orc3. С этой целью были созданы экспрессионные конструкции, кодирующие различные участки белка Xmas-2 в одной рамке считывания с FLAG эпитопом (Рис.1).        

 

Рисунок 1. Схема белка Xmas-2 и Xmas-2-FLAG фрагментов. Схематическое изображение доменной организации белка Xmas-2: обозначены RRM-домен, M-домен, WH-домен, CID-домен. Отмечены позиции а.о., обозначающие границы доменов. Схематическое изображение участков Xmas-2, использованных для создания Xmas-2-FLAG рекомбинантных белков. Слева показан результат проверки взаимодействия протестированных фрагментов Xmas-2-FLAG c Оrc3-HA, где «+» обозначает взаимодействие, а «-» обозначает отсутствие взаимодействия

 

Xmas-2 содержит несколько доменов: RRM-домен, М-домен, WH-домен и CID- домен. RRM-домен и М-домен расположены на N-конце белка и осуществляют взаимодействие с РНК. Расположенный внутри М-домена WH-домен участвует во взаимодействии с Thp1. CID-домен необходим для взаимодействия с ENY2. С-конец Xmas-2 вариабелен между различными эукариотическими организмами и не содержит определенного мотива. Первая конструкция (253-1359 а.о.) содержит последовательности, кодирующие M-домен и CID-домен, а также участок С-концевой последовательности Xmas-2. Вторая конструкция (440-1359 а.о.) представляет собой укороченный c N-конца вариант первой конструкции и содержит WH-домен и CID-домен, при этом М-домен нарушен.  Третья конструкция (835-1359 а.о.) содержит C-концевой участок Xmas-2. Четвертая конструкция (1-670 а.о.) содержит N-концевую последовательность Xmas-2, CID-домен при этом нарушен.

Полученными конструкциями Xmas-2 фрагментов с FLAG тагом были трансформированы S2 клетки D. melanogaster, подобраны условия трансформации для максимальной экспрессии белков в клеточной культуре.  Были проведены эксперименты по соосаждению Xmas-2-FLAG фрагментов с белком Orc3-HA из тотальных лизатов котрансформированных клеток. В качестве положительного контроля проводили соосаждение полноразмерного Xmas-2-FLAG совместно с Orc3-HA. Антитела к FLAG эпитопу осадили соответствующие рекомбинантные белки: для фрагмента Xmas-2 253-1359 а.о. – белок массой около 165 кДа, для фрагмента 440-1359 а.о. – 120 кДа, для фрагмента 835-1359 а.о. – 70 кДа, для фрагмента 1-670 а.о. – 85 кДа.

В наших условиях антитела к FLAG соосадили Orc3-HA вместе с Xmas-2 фрагментом, соответствующем С-концевому фрагменту 835-1359 а.о. В случае других Xmas-2 фрагментов взаимодействие с Orc3-HA не удалось детектировать. Антитела к HA эпитопу осадили Orc3-HA и соосадили первый (253-1359 а.о.) и третий (835-1359 а.о) Xmas-2-FLAG фрагменты: оба эти фрагмента содержат участок С-концевой аминокислотной последовательности Xmas-2, соответствующий 835-1359 а.о. Взаимодействия между Orc3-HA и 440-1359 а.о. фрагментом Xmas-2-FLAG обнаружить не удалось, что может быть связано с сравнительно более низким уровнем экспрессии этого фрагмента в S2 клетках.

Взаимодействия между Orc3-HA и N-концевой последовательностью Xmas-2 не было детектировано.

Полученные результаты позволяют предположить, что взаимодействие Xmas-2 и Orc3 в составе TREX-2-ORC комплекса осуществляется через область на С-конце Xmas-2. N-конец Xmas-2 и содержащие там M-домен, WH-домен и CID-домен не играют ключевой роли во взаимодействии Xmas-2 и Orc3.

Ранее было предложено, что Orc3 ассоциируется с Xmas-2 при участии двух молекул ENY2, которые связываются с С-концевой частью Xmas-2.

Полученные нами данные подтверждают эту гипотезу, указывая на то, что Orc3 связывается с C-концевой областью Xmas-2.

 

Благодарности. Работа была поддержана грантом РФФИ № 19-04-00861.

 

Список литературы:
1. Fischer T., Strasser K., Racz A., Rodriguez-Navarro S., Oppizzi M., Ihrig P., Lechner J. and Hurt E. (2002) The mRNA export machinery requires the novel Sac3p-Thp1p complex to dock at the nucleoplasmic entrance of the nuclear pores. The EMBO journal, 21, 5843-5852.
2. Fischer T., Rodriguez-Navarro S., Pereira G., Racz A., Schiebel E. and Hurt E. (2004) Yeast centrin Cdc31 is linked to the nuclear mRNA export machinery. Nature cell biology, 6, 840-848.
3. Rodriguez-Navarro S., Fischer T., Luo M. J., Antunez O., Brettschneider S., Lechner J., Perez-Ortin J. E., Reed R. and Hurt E. (2004) Sus1, a functional component of the SAGA histone acetylase complex and the nuclear pore-associated mRNA export machinery. Cell, 116, 75-86.
4. Wilmes G. M., Bergkessel M., Bandyopadhyay S., Shales M., Braberg H., Cagney G., Collins S. R., Whitworth G. B., Kress T. L., Weissman J. S. et al. (2008) A genetic interaction map of RNA-processing factors reveals links between Sem1/Dss1-containing complexes and mRNA export and splicing. Molecular cell, 32, 735-746.
5. Kurshakova M. M., Krasnov A. N., Kopytova D. V., Shidlovskii Y. V., Nikolenko J. V., Nabirochkina E. N., Spehner D., Schultz P., Tora L. and Georgieva S. G. (2007) SAGA and a novel Drosophila export complex anchor efficient transcription and mRNA export to NPC. The EMBO journal, 26, 4956-4965.
6. Lu Q., Tang X., Tian G., Wang F., Liu K., Nguyen V., Kohalmi S. E., Keller W. A., Tsang E. W., Harada J. J. et al. (2010) Arabidopsis homolog of the yeast TREX-2 mRNA export complex: components and anchoring nucleoporin. The Plant journal : for cell and molecular biology, 61, 259-270.
7. Jani D., Lutz S., Marshall N. J., Fischer T., Kohler A., Ellisdon A. M., Hurt E. and Stewart M. (2009) Sus1, Cdc31, and the Sac3 CID region form a conserved interaction platform that promotes nuclear pore association and mRNA export. Molecular cell, 33, 727-737.
8. Jani D., Lutz S., Hurt E., Laskey R. A., Stewart M. and Wickramasinghe V. O. (2012) Functional and structural characterization of the mammalian TREX-2 complex that links transcription with nuclear messenger RNA export. Nucleic acids research, 40, 4562-4573.
9. Ellisdon A. M., Dimitrova L., Hurt E. and Stewart M. (2012) Structural basis for the assembly and nucleic acid binding of the TREX-2 transcription-export complex. Nat Struct Mol Biol, 19, 328-336.
10. Jani D., Valkov E. and Stewart M. (2014) Structural basis for binding the TREX2 complex to nuclear pores, GAL1 localisation and mRNA export. Nucleic acids research, 42, 6686-6697.
11. Kopytova D., Popova V., Kurshakova M., Shidlovskii Y., Nabirochkina E., Brechalov A., Georgiev G. and Georgieva S. (2016) ORC interacts with THSC/TREX-2 and its subunits promote Nxf1 association with mRNP and mRNA export in Drosophila. Nucleic acids research, 44, 4920-4933.
12. Popova V. V. and Brechalov A. V. (2018) Nonreplicative functions of the origin recognition complex. 9, 460-473.