Статья:

Применение регистрации трекинга глаз для юзабилити-оценки интерфейса мобильного фитнес трекера Buystep

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Биология

Выходные данные
Кузнецова Д.А., Звягина Н.В. Применение регистрации трекинга глаз для юзабилити-оценки интерфейса мобильного фитнес трекера Buystep // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(34). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение регистрации трекинга глаз для юзабилити-оценки интерфейса мобильного фитнес трекера Buystep

Кузнецова Дарья Андреевна
аспирант, Северный (Арктический) федеральный университет, РФ, г. Архангельск
Звягина Наталья Васильевна
канд. биол. наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет, РФ, г. Архангельск

 

Аннотация. В данной статье мы рассматриваем возможность использования технологии отслеживания глаз – айтрекинг в контексте доработки мобильного фитнес трекера Buystep. Технология айтрекинга широко используется в маркетинговых исследованиях, медицинских исследованиях, в изучении когнитивной лингвистики и в различных юзабилити исследованиях. Регистрация трекинга глаз позволит выявить взаимосвязь между уровнем зрительно-пространственного восприятия и параметрами движения глаз, с целью выявления индивидуальных и общих стратегий окуломоторной активности у людей, использующих приложение Buystep.

Мы ожидаем, что с помощью этого метода будет разработана методика обратной связи по индивидуальным особенностям окуломоторных реакций групп респондентов. Отработка коммуникативного канала позволит сформировать индивидуальное предложение на примере индивидуального выбора респондентов.

 

Ключевые слова: мобильное приложение; айтрекинг; здоровый образ жизни; исследование; параметры движения глаз; окуломоторная реакция.

 

Россияне становятся все более активными и требовательными в вопросах собственного здоровья и комфорта. Как следует из исследования The Conference Board и Nielsen, основной причиной беспокойства жителей России в конце 2019 года стало именно здоровье: в четвертом квартале этот вопрос заботил 33% опрошенных против 23% кварталом ранее [6]. Потребители меняют предпочтения в еде, стремясь к здоровому питанию, а также начинают внимательнее относиться к состоянию своего организма в целом.

На этом фоне производители потребительских товаров стали предлагать широкий и стремительно растущий выбор простых в использовании и при этом многофункциональных «умных» устройств, способных рассказать о состоянии организма и даже предотвратить различные заболевания [1].

Учитывая мировые тенденции в сфере развития высоких технологий и ориентир на здоровый образ жизни, нами было создано мобильное приложение Buystep, в основе которого лежит геймификация программы лояльности. Встроенный шагомер монетизирует шаги и мотивирует пользователей больше двигаться, а бизнес-партнеры используют его как маркетинговый инструмент, открывающий новый канал поступления платящих клиентов, ориентированных на ЗОЖ.

Buystep – мобильное приложение, где каждый пользователь может зарабатывать привилегии и скидки с помощью своей физической активности. Также это маркетинговый инструмент, который позволяет компании рекламировать свои товары и услуги в социальных сетях среди знакомых и друзей ваших клиентов.

Данное приложение выполняет функцию медицинского контролера, отслеживающего состояние здоровья населения. Скачанное приложение после регистрации собирает информацию о физической активности человека в виде количества пройденных им шагов, используя встроенный акселерометр, и обменивает их на бонусы и подарки.

По данным Research 2 Guidance, только за 2016 год появилось 100 тысяч медицинских приложений, так что общее количество имеющихся в мире приложений дошло почти до 260 тысяч. Особый интерес для пользователей представляют приложения «Здоровье и фитнес», которое очень успешно монетизируется – за период с 2017 года по 2019 год пользователи стали платить на 130% больше за графики тренировок, диеты, шагомеры, приложения, позволяющие отслеживать те или иные изменения в состоянии здоровья. Например, в Южной Корее интерес на такие приложения за 2019 год показал рост в 5.7 раз, и в Китае - в 3,3 раза [2].

Однако пользователи не торопятся устанавливать подобные приложения на свои смартфоны. За 2016 год количество скачиваний медицинских приложений увеличилось всего на 7 процентов [7].

Очевидно, что молодые, здоровые, грамотные любители технических новинок с помощью мобильных технологий считают шаги, калории, килограммы, пульс во время тренировок. Но эта информация для них не является критически важной. Задачей человеко-компьютерного взаимодействия является разработка системы, которая снизит барьер между человеческой когнитивной моделью того, чего они хотят достичь, и пониманием компьютером поставленных перед ним задач [5].

Целью нашей работы является доработка мобильной программы Bystep, с помощью юзабилити исследований. Для этого будет использован современный метод отслеживания направления взгляда «Eye gaze tracking» («айтрекинг»).

В настоящее время активно ведутся исследования в области детектирования зрачков человека, определения направления взгляда и областей интереса пользователя по видеопоследовательности, получаемой с цифровой камеры. Системы, построенные на данном принципе, получают набор изображений с камеры, анализируя полученную последовательность определяют положение и перемещение зрачков пользователя, и используя данные калибровки определяют направление взгляда или область интереса пользователя [3].

Таким образом, можно оценить эффективность доработанного приложения Buystep.

Регистрация трекинга глаз позволит выявить взаимосвязь между уровнем зрительно-пространственного восприятия и параметрами движения глаз, с целью выявления индивидуальных и общих стратегий окуломоторной активности у людей, использующих приложение Buystep. 

В ходе исследования будут сформированы две группы респондентов: 1) физически активные пользователи; 2) пользователи социальных сетей.  Перед ними будут стоять определенные задачи: 

представители 1-й группы будут совершать определенное количество шагов в день, и фиксировать свою физическую активность с использованием шагомера программы. За определенное количество шагов можно будет получить бонус;

представители 2-й группы будут выполнять определенные задания в социальных сетях, и также будут иметь возможность получить подарок за проделанные действия.

Задача исследования: оценить параметры движения глаз у респондентов при прочтении и выполнении ряда заданий, выявить половые особенности трекинга глаз при зрительной обработке текста предложенных заданий и их реакции, выявить наиболее актуальные и эффективный стимул для респондентов, использующих приложение Buystep.

В исследовании будет использоваться высокочастотная система регистрации трекинга глаз SMI EYE TRACKING GLASSES [4].

Для регистрации движений глаз будут использоваться визуализации. Наиболее популярные визуализации – это тепловые карты (heatmaps) и графики движения взгляда (gazeplots). На карте тёплые цвета соответствуют местам, в которые смотрели часто (или редко, но долго). Строятся карты чаще всего по группе респондентов и отражают общие результаты. График движения взгляда показывает порядок, в котором человек изучал страницу.

Графики обычно используются для отражения поведения одного респондента, так как объединение нескольких человек на одном гейзплоте делает картинку плохо читаемой [8].

Статистический пакет позволит проанализировать такие метрики, как: время до первой фиксации на целевом объекте, длительность фиксации, количество фиксаций, количество фиксаций до первой целевой фиксации или первого клика и пр.

Полученные данные, помогут разработать методику обратной связи на основании трекинга глаз по индивидуальным особенностям окуломоторных реакций групп респондентов. Отработка коммуникативного канала, позволит сформировать индивидуальное предложение на примере индивидуального выбора респондентов.

 

Список литературы:
1. Алешин Л. И. Информационные технологии: Учебное пособие / Л. И. Алешин. – М. : Маркет ДС, 2017. – 384 c.
2. Ефимович Е. А. Аналитика по теме «Мобильные приложения». Электронный ресурс] // Технологии и медиа, 15 января 2020 г. – URL : https://www.rbc.ru/technology_and_media/15/01/2020/5e1f03119a7947ca2e33a313 (дата обращения: 27.05.2020 г)
3. Симакина Н. И., Смирнова М. А. Разработка мобильного приложения по технологии «Mobile 1C» // Сборник научных трудов «Новые информационные технологии в образовании» Шестнадцатой Международной научно-практической конференции «Применение технологий "1С" в условиях модернизации экономики и образования» 2–3 февраля 2016 г. /Под общ. ред. проф. Д. В. Чистова. Часть 1. – М. : ООО "1С- Паблишинг", 2016. – 523 с.
4. Фазылзянова Г. И., Балалов В. В. Айтрекинг: когнитивные технологии в визуальной культуре // Вестник Тамбовского университета. С.: Естественные и технические науки. – 2014. – №2. – С. 628-633
5. Хлебников А. А., Информационные технологии: Учебник / А. А. Хлебников. – М. : КноРус, 2014. – 472 c. 
6. Шелутков Т. Б. Обзор 10+ облачных хранилищ данных [Электронный ресурс] // ТопОбзор – интересные обзоры. – URL : http://www.topobzor.com/obzor-10-oblachnyx-xranilishh-dannyx/.html (дата обращения: 25.05.2020 г)
7. Харибов А. Т. Отчет App Annie за 2019 год: взгляд в прошлое, заметки на будущее [Электронный ресурс] // Цифровые экосистемы. 24 января 2020 в 14:29. – URL : https://habr.com/ru/company/digital-ecosystems/blog/485352/ (дата обращения: 01.06.2020 г)
8. Amazon Web Services. Amazon CloudFront – Сеть доставки контента (CDN). – URL : https://aws.amazon.com/ru/cloudfront/?nc2=h_m1 (дата обращения: 05.06.2020 г)