Статья:

Моделирование первичных процессов фотосинтеза с помощью кинетического метода Монте-Карло

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Биофизика

Выходные данные
Маслаков А.С. Моделирование первичных процессов фотосинтеза с помощью кинетического метода Монте-Карло / А.С. Маслаков, Т.К. Антал, Г.Ю. Ризниченко, А.Б. Рубин // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 6-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Моделирование первичных процессов фотосинтеза с помощью кинетического метода Монте-Карло

Маслаков Алексей Сергеевич
научный сотрудник, биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва
Антал Тарас Корнелиевич
канд. биол. наук, ведущий научный сотрудник, биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва
Ризниченко Галина Юрьевна
д-р физ.-мат. наук, профессор, биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва
Рубин Андрей Борисович
д-р биол. наук, член-корр. РАН, профессор, биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Нами была разработана модель элементарных фотосинтетических процессов, происходящих в тилакоидной мембране. Для её верификации мы симулировали кривую индукции флуоресценции хлорофилла a (OJIP) при различных параметрах. В основе модели лежит кинетический метод Монте-Карло, для валидации использовались экспериментальные кривые, полученные после различных воздействий на растения, в том числе после обработки различными видами инги­биторов фотосинтеза, после теплового шока, в анаэробных условиях и при возбуждении светом высокой интенсивности.

Ключевые слова: метод Монте-Карло; фотосинтез; индукция флуоресценции.

 

Введение. На данный момент в мире широко используются оптические методы для определения фотосинтетической активности растений, водорослей и цианобактерий [16, 2]. Одним из наиболее распространённых является измерение кинетики нарастания флуоресценции хлорофилла (ХЛ). Подробный анализ и интерпретация экспериментально полученных данных может дать важную информацию об особенностях работы фотосинтетического аппарата, включая особен­ности усвоения энергии, стабилизации возбуждённых состояний, изме­нения состояний донорной и акцепторной сторон фотосистемы 2 (ФС2), потоков электронов через ФС2 и фотосистему 1 (ФС1), прямых и обратных реакций, гетерогенности ФС2, альтернативных путей электрон­ного транспорта, энергетического взаимодействия реакционных центров и т. п. [11, 15, 8, 5, 12, 1].

Измерение кинетики изменения уровня флуоресценции ХЛ под действием насыщающей вспышки света (OJIP переход), является чувствительным методом, позволяющим судить о состоянии растения при различных видах воздействия на него [6, 13, 14].

Сложную форму полифазной кривой (OJIP) индукции флуорес­ценции (КИФ) в клетках водорослей или растений ранее связывали с пошаговым восстановлением основного акцептора электронов в ФС2 – семихинона QA. Однако есть и другие факторы, способные повлиять на форму КИФ, такие как редокс изменения феофитина (Фео), QB, пластохинона (ПХ), P680, тирозина Z (Yz), изменение трансмембран­ного потенциала, конформационные изменения ФС2.

Большинство авторов приходят к согласию, что фотохимическая стадия кривой индукции (фаза OJ) связана с восстановлением акцеп­торной части большинства ФС2, однако до сих пор не удаётся прийти к единому мнению о природе JIP фазы.

Анализ влияния дибромтимохинона (ДБТХ), ингибитора реокисления ПХH2 цитохромным b6/f комплексом (цит b6/f) и метилвиологена (МВ), акцептора электронов от ФС1, на OJIP кривую показывает, что JI и IP фазы связаны с последовательным восста­новлением пула ПХ и редокс компонентов ФС1 [10].

Помимо фаз J, I и P, быстрый компонент K появляется в районе 300-400 мкс при обработке агентами, приводящими к нарушению работы кислород выделяющего комплекса (КВК) ФС2 [17, 18]. Пик K формируется вследствие начального увеличения уровня флуоресценции, связанного с накоплением восстановленного QA с последующим его снижением, связанным с окислением QA- при переносе электрона с QA- на QB в отсутствие поступления новых электронов с КВК. На данный момент нет единого мнения о механизмах, лежащих в основе O(K)JIP переходов в КИФ, что говорит о необходимости дальнейших иссле­дований и поиска способов получения и надёжной интерпретации экспериментальных данных.

Материалы и методы. В последнее время в исследованиях сложных метаболических процессов всё чаще используется метод Монте-Карло [9, 3, 4]. В этом методе используется генерация случайных чисел для имитации случайных событий, происходящих при биохимических окислительно-восстановительных реакциях или при переносе энергии в фотосинтетических процессах.

Происходящие в системе случайные события приводят к изменению редокс состояний отдельных переносчиков, к высвечиванию или погло­щению квантов света. Все эти события фиксируются и записываются для дальнейшей обработки.

Для накопления достаточного количества данных об изменении редокс состояний отдельных переносчиков требуется произвести подобную симуляцию для нескольких сотен тысяч элементарных модельных единиц, а для получения КИФ требуется несколько миллионов симуляций [7].

Представленная модельная система (Рисунок 1) представляет собой набор 3-5 млн элементов, каждый из которых представляет собой фотосинтетическую электронтранспортную цепь, состоящую из 1 ФС2, 6 молекул пула ПХ, 1 цит b6/f комплекса, 2 молекул пластоцианина (ПЦ), 1 ФС1 и 6 молекул ферредоксина (ФД).

Наиболее детально в модели представлена структура ФС2, так как она является основным источником флуоресценции. ФС2 представлена антенным комплексом, донорной частью, имеющей в своём составе КВК, Yz и фотоактивный пигмент P680 и акцепторной частью, состоящей из феофитина, первичного хинона QA и сайта QB, который в свою очередь может быть в свободном состоянии либо связанным с молекулой ПХ.

После ФС2 в цепи переноса электрона располагаются пулы ПХ. В данной модели пул был разделён на две части (быструю и медленную) в связи с добавлением в неё Q-цикла. Работа Q-цикла зависит от наличия окисленной или частично восстановленной формы ПХ в области Qi сайта. После полного восстановления ПХ пула на свету, поток электронов через цитохромный b6/f комплекс замедляется ввиду отсутствия окисленной формы ПХ. При наличии только одного быстрого ПХ пула в модели поток электронов через цитохромный b6/f комплекс быстро останавливался, хотя переносчики электрона, находящиеся далее по цепи, оставались частично окисленными.

Важно отметить, что разделение на быстрый и медленный пулы ПХ – это некое упрощение, позволяющее учесть пространственную гетерогенность фотосинтетической мембраны, поскольку экспери­ментальных доказательств существования быстрого и медленного пулов ПХ не представлено.

 

Рисунок 1. Общая схема фотосинтетической электронтранспортной цепи (a) и реакции в ФС2 (b), цитохромном b6/f комплексе (c) и ФС1 (d), учитываемые в модели

 

Далее в цепи переноса электрона располагается цитохромный b6/f комплекс, представленный в модели двумя сайтами связывания ПХ - Qo и Qi, двумя гемами b типа, железо-серным белком Риске и сайтом связывания ПЦ. Qo сайт связывает и окисляет восстановленный ПХH2, а Qi сайт участвует в Q-цикле. Через него происходит восстановление окисленной формы ПХ в стромальной части мембраны. Помимо сайтов связывания ПХ в Q-цикле также участвуют гемы b-типа. В процессе окисления ПХH2 один электрон поступает на железо-серный белок Риске, а второй электрон, через гемы b-типа переходит в сайт Qi. Железо-серный белок Риске способен восстановить находящийся в сайте связывания ПЦ.

ПЦ является подвижным переносчиком и осуществляет перенос электрона между цит b6/f и ФС1.

ФС1 представлена сайтом связывания ПЦ, хлорофиллом реак­ционного центра P700, светособирающим комплексом, первичным акцептором A0, пулом электронов акцепторной части, объединяющим в себе A1, Fx, Fa и Fb, и сайтом связывания ФД.

В антенне ФС2 возбуждение деактивируется фотохимически, диссипацией в тепло, либо высвечиванием кванта флуоресценции. Когда P680 оказывается в возбуждённом состоянии, электрон начинает двигаться далее по цепи, восстанавливая Pheo, а затем QA. P680+ восстанавливается тирозином Z (Yz), который в свою очередь получает электрон от КВК.

Последний проходит четыре S состояния и расщепляет молекулу воды (b). В ФС1 возбуждение переходит из антенного комплекса к P700, который восстанавливает первичный акцептор A0. Далее электрон переносится через пул акцепторной части к ФД, находя­щемуся в сайте связывания ФД (d). P700+ может восстанавливаться электронами, полученными от ПЦ. Дважды протонированная форма QBH2 выходит из сайта связывания и становится ПХH2.

На место неё садится другая молекула ПХ. ПХH2 окисляется цитохромным b6/f комплексом в сайте связывания Qo, но лишь один из двух электронов проходит через железо-серный белок Риске к ПЦ, находящемуся в сайте связывания ПЦ (c). Далее восстановленный ПЦ переносит электрон к ФС1 и восстанавливает P700+ (d). Другой электрон проходит через гемы b-типа и восстанавливает ПХ, находящийся в сайте связывания Qi цитохромного b6/f комплекса (c). ПХ представлен двумя равными частями – пул 1 и пул 2. Пул 1 взаимодействует с ФС2, пул 2 взаимодействует с цит b6/f. Пулы 1 и 2 обмениваются ПХ между собой.

Также пул 2 взаимодействует с ФД, обеспечивая циклический транспорт электронов вокруг ФС1, и с внешними донорами/акцепто­рами электрона (хлородыхание). Кроме того, восстанавливающая часть ФС1 может окисляться молекулярным кислородом (реакция Меллера).

Измерение экспериментальных кривых. Проростки гороха (Pisum sativum) выращены на жидкой питательной среде. КИФ (OJIP) и кривые изменения отражения модулированного света при 820 нм запи­сывались одновременно с помощью прибора M-PEA2 (Multi-functional Plant Efficiency Analyzer, Hansatech-Instruments, UK). Плотность потока фотонов актиничного cвета cоcтавляла 2500 мкмолей фотонов м–2 c–1. Перед измерениями листья адаптировали к темноте в течение 5 мин.

Результаты. Типичные примеры экспериментальных кривых OJIP и изменения отражения модулированного света при 820 нм представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Экспериментальная КИФ (OJIP) (кривая 1) и изменение отражения модулированного света при 820 нм (кривая 2), полученные на листьях гороха

 

Прежде всего на модели были получены КИФ OJIP (рисунок 3, кривая 1). Пики J, I и P на модельной кривой по времени и амплитуде соответствуют экспериментальным данным.

Результаты моделирования воздействия ингибиторов фотосинтеза МВ (рис. 3, кривая 2) и ДБТХ (рисунок 3, кривая 3) также соответствует параметрам аналогичных кривых, полученных экспериментально.

Кинетика накопления QA-, полученная на модели, так же как и OJIP кривая, демонстрирует трёхфазный характер, однако амплитуды соот­ветствующих пиков значительно отличаются. Пик OJ на КИФ имеет амплитуду около 45% от максимального уровня, в то время как этот же пик на кривой накопления QA- достигает почти 90 %.

 

Рисунок 3. Результаты моделирования КИФ OJIP (A и B, кривая 1), накопления QA- (A, кривая 2), P680+ (A, кривая 3), ПХH2, пул 1 (A, кривая 4), ПХH2, пул 2 (A, кривая 5), ПЦ (B, кривая 2), P700+ (B, кривая 3) и ФДвосст. (B, кривая 4). Дополнительный рисунок показывает моделирование изменений, вызванных воздействием метилвиологена (кривая 2) и ДБТХ (кривая 3)

 

Накопление большей части восстановленного ПХ в пулах 1 и 2 происходило во время фаз JI и IP соответственно. Окисленная форма P680 (P680+) накапливалась в промежутке между 3 и 7 мс от начала освещения.

Изменения редокс состояний переносчиков электрона, расположен­ных после цитохромного b6/f комплекса изображены на рисунке 3В. Окисление P700 начинается во время фазы OJ и достигает максимума на пике I. Затем в начале фазы IP начинается восстановление P700, которое замедляется, когда небольшая часть P700 ещё остаётся окислен­ной, что обусловлено реакцией Меллера. Редокс изменения ПЦ схожи с аналогичными изменениями P700.

Как можно было ожидать, степень восстановленности пула ФД достигает максимума незадолго до полного восстановления пула ПЦ.

Обсуждение. Предложенная модель позволяет детально изучить взаимосвязь процессов, происходящих в фотосинтетической электрон­транспортной цепи, с изменениями в КИФ, а также других кинети­ческих кривых, которые можно получить экспериментально (например фотоиндуцированное изменение поглощения в области 820 или 705 нм, обусловленное изменением редокс состояния ХЛ реакционного центра ФС1 P700).

Благодаря хорошей детализации, модель позволяет имитировать изменения в электронтранспортной цепи, возникающие при различных условиях (различного рода стрессовые воздействия и действие ингиби­торов фотосинтеза).

На данный момент широко распространены кинетические модели фотосинтетических процессов, однако в связи с особенностями построения таких моделей учёт большого количества процессов ведёт к значительному увеличению сложности модели.

К примеру для описания представленной системы понадобилось бы несколько тысяч уравнений.

При этом любые изменения затрагивают значительную часть уравнений и добавление новых переносчиков в модель или изменение существующих процессов становится чрезвычайно трудоёмким.

Представленная модель лишена такого недостатка в связи с тем, что в основе её работы лежит набор правил, каждое из которых зависит только от небольшого окружения или вовсе от других правил не зависит. Поэтому модификация модели и постановка экспериментов при раз­личных начальных условиях требуют минимальных трудозатрат.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-34-00406 мол_а.

 

Список литературы:
1. Kalaji H.M., Schansker G., Ladle R.J., Goltsev V., Bosa K. et al (2014) Frequently asked questions about in vivo chlorophyll fluorescence: practical issues. Photosynth Res 122(2):121–158.
2. Kalaji H.M., Goltsev V.N., Żuk-Gołaszewska K., Zivcak M., Brestic M. (2017) Chlorophyll fluorescence: understanding crop performance basics and applications. CRC Press, Boca Raton, p 222.
3. Kalos M.H., Whitlock P.A. (2008) Monte Carlo methods. Wiley, Weinheim, p 203.
4. Kroese D.P., Taimre T., Botev Z.I. (2011) Handbook of Monte Carlo methods, 1st edn. Wiley, New York, p 772.
5. Laisk A., Nedbal L., Govindjee (2009) Photosynthesis in silico. understanding complexity from molecules to ecosystems. Advances in photosynthesis and respiration, vol 29. Springer, Dordrecht, p 503.
6. Lazár D. (1999) Chlorophyll a fluorescence induction. Biochim Biophys Acta 1412:1–28.
7. Maslakov A.S., Antal T.K., Riznichenko G. Yu., Rubin A.B. (2016) Modeling of primary photosynthetic processes using the kinetic Monte Carlo method. Biophysics 61(3):387–399.
8. Papageorgiou G.C., Govindjee (2004) Chlorophyll a fluorescence: a signature of photosynthesis. Springer, Dordrecht, p 661.
9. Rubinstein R., Kroese D. (2007) Simulation and the Monte-Carlo method, 2nd edn. Wiley, New York, p 355.
10. Schansker G., Tóth S.Z., Strasser R.J. (2005) Methylviologen and dibromothymoquinone treatments of pea leaves reveal the role of photosystem I in the Chl a fluorescence rise OJIP. Biochim Biophys Acta 1706:250–261.
11. Schreiber U., Bilger W., Neubauer C. (1995) Chlorophyll fluorescence as a nonintrusive indicator for rapid assessment of in vivo photosynthesis. In: Schulze E-D, Caldwell (eds) Ecophysiology of photosynthesis. Springer, Berlin, pp 49–70.
12. Stirbet A., Govindjee (2011) On the relation between the Kautsky effect (chlorophyll a fluorescence induction) and photosystem II: Basis and applications of the OJIP fluorescence transient. J Photochem Photobiol B 104:236–257.
13. Stirbet A., Govindjee (2012) Chlorophyll a fluorescence induction: a personal perspective of the thermal phase, the J–I–P rise. Photosynth Res 113:15–61.
14. Stirbet A., Riznichenko G. Yu., Rubin A.B., Govindjee (2014) Modeling chlorophyll a fluorescence transient: relation to photosynthesis. Biochemistry (Moscow) 79(4):291–323.
15. Strasser R.J., Srivastava A., Tsimilli-Michael M. (2004) Analysis of the chlorophyll a fluorescence transient. In: Papageorgiou G, Govindjee (eds) Advances in photosynthesis and respiration, vol 19; chlorophyll a fluorescence: a signature of photosynthesis, Kluwer Academic Publishers, Amsterdam, pp 321–362.
16. Suggett D., Prášil O., Borowitzka M.A. (2011) Chlorophyll a fluorescence in aquatic sciences: methods and applications. Springer, Dordrecht, p 326.
17. Tóth S.Z., Schansker G., Garab G., Strasser R.J. (2007) Photosynthetic electron transport activity in heat-treated barley leaves: the role of internal alternative electron donors to photosystem II. Biochim Biophys Acta 1767:295–305.
18. Tóth S.Z., Nagy V., Puthur J.T., Kovács L., Garab G. (2011) The physiological role of ascorbate as photosystem II electron donor: protection against photoinactivation in heat-stressed leaves. Plant Physiol 156:382–392.