Статья:

Сон как важный фактор растущего организма

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Гигиена

Выходные данные
Слюгров Н.И. Сон как важный фактор растущего организма / Н.И. Слюгров, Д.Ф. Иванова, М.Р. Неустроева, А.Т. Ильин // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(9). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 67-71.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сон как важный фактор растущего организма

Слюгров Ньургун Иванович
студент, Медицинский институт, СВФУ, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Иванова Дайаана Федоровна
ассистент, Северо-восточный федеральный университет им.М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха(Якутия), г. Якутск
Неустроева Марина Романовна
студент, Медицинский институт, СВФУ, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Ильин Александр Тимурович
студент, Медицинский институт, СВФУ, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Sleeping as an important factor of a growing organism

 

Dayaana Ivanova

the assistant, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov,

Russia, the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk

Nyurgun Slyugrov

student Medical institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk

Marina Neustroeva

student Medical institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk

Alexander Ilin

student Medical institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk

 

Аннотация. Проведено исследование на тему «Сон как важный фактор растущего организма». В статье раскрывается понятие о сне, о его влиянии на здоровье и жизнедеятельность детей школьного периода, в частности второй ступени. Иллюстрируются результаты опросов и методов исследования. Даются определения.

Abstract. A research about sleeping as an important factor of a growing organism was carried out. The definition of sleeping, its influence on health and functioning of school children, especially second year peoples, are discussed. The results of survey and methods of research are illustrated. The definitions are given.

 

Ключевые слова: сон; дети; школьники; Республик Саха (Якутия); Россия.

Keywords: sleep; children; schoolchildren; the republics of Sakha (Yakutia), Russia

 

Введение. Сон – это активное состояние организма, которому свойственна особая форма деятельности мозга. В частности, во время сна происходит сортировка и переработка полученной информации. Сон обеспечивает процессы программирования в мозгу и уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку в виде переутомлений или болезненных изменений. Можно сказать, что сон является неким лекарством или профилактикой от многих болезней [1].

Сон играет важную роль в процессах роста детей и подростков. Именно поэтому важно контролировать этот физиологический процесс в школьном возрасте. Существует множество методов которые позволяют адекватно установить и оценить уровень сна [2].

Цель работы: установление реального количества часов ночного сна учащихся 5-7 классов.

Задачи работы:

1)   Провести анкетирование среди школьников.

2)   Проанализировать и исследовать полученные данные.

3)   На основании проведённого опроса сделать вывод о соблюдении гигиенических норм сна обучающимся.

Материал и методы исследования.

Исследование проводилось на базе МОБУ «Якутская городская национальная гимназия» среди учащихся II звена (5-7 классы). Возраст испытуемых варьировался от 10 до 12 лет. Анкетирование было проведено у 210 учащихся II звена, у 60-ти учеников из 1-ой смены и 150 учеников 2 смены. Гигиеническая оценка проводилась с исполь­зованием опроса, таблицы режима и ценности сна для детей школьного периода (Таблицы 1-3).

Таблица 1.

Бланк опроса

Во сколько ты ложишься спать?

 

Во сколько ты встаёшь в рабочие дни?

 

Как и с каким ощущением ты просыпаешься?

 

Всегда ли ты высыпаешься?

 

Сколько часов сна тебе нужно, чтобы ты выспался?

 

 

Таблица 2.

Ценность сна [3]

Время суток

Ценность сна за 1 час

19-20

7 часов

20-21

6 часов

21-22

5 часов

22-23

4 часа

23-24

3 часа

0-1

2 часа

1-2

1 час

2-3

30 минут

3-4

15 минут

4-5

7 минут

5-6

1 минута

 

Таблица 3.

Норма продолжительности сна школьников 5-7 класса

Режимные моменты

Возраст

10-12 лет

Время отхода ко сну

21:00-21:30

Подъём

6:30-7:00

 

Результаты исследования. В результате проведенного иссле­дования среди учащихся 5-7 классов были получены данные о гигиеническом состоянии сна.

В 5-ом классе, что соответствует 1 смене, режим сна отклонён от средних значений (Таблица 4).

Таблица 4.

Результаты опроса школьников 5-7 класса

Режимные моменты

Возраст

Возраст

Возраст

10-12 лет

10-12 (5 класс)

10-12
(6-7 классы)

Время отхода ко сну

21:00-21:30

22:30-22:40

0:30

Подъём

6:30-7:00

7:00

9:00

Итого в ценностях

16

9

4

 

Исходя из полученных данных, сопоставленных с таблицей цен­ности сна (в часах), можно прийти к выводу, что учащиеся 5-7 классов не достаточно высыпаются, так как в норме этот показатель должен составлять более 12 часов (в ценностях).

Исходя из опроса, абсолютное большинство учащихся первой смены просыпаются с негативными ощущениями и лишь 20 % – отдохнувшими и бодрыми. В свою очередь школьники второй смены разделились поровну в своих ощущениях, испытываемых по утрам (Таблица 5).

Таблица 5.

Результаты опроса школьников 1 и 2 смены

 

1 смена

2 смена

Во сколько ты ложишься спать?

22:40

0:30

Во сколько ты встаёшь в рабочие дни?

7:00

9:00

Как и с каким ощущением ты просыпаешься?

 

 

Сонным, с плохими ощущениями

80 %

50 %

Отдохнувшим, бодрым

20 %

50 %

Всегда ли ты высыпаешься?

 

 

Нет

80 %

100 %

Да

20 %

 

Сколько часов сна тебе нужно, чтобы ты выспался?

8-9 часов

10-11 часов

 

Заключение. В ходе исследования была проанализирована гигиеническая оценка сна школьников среднего звена в части его режима.

Результаты показали – учащиеся не соблюдают нормативы режима сна, что приводит к негативному воздействию на их эмоциональное состояние, которое проявляется плохим настроением по утрам, сонливостью, вялостью, приводит к плохой успеваемости. Регулярное нарушение режима сна может привести к более тяжёлым последствиям не только в психическом плане, но и в физическом.

 

Список литературы: 
1. Шпорк П. Сон. Почему мы спим и как нам это лучше всего удается / П. Шпорк; пер. с нем.; под ред. В.М. Ковальзона. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 234 с. – Режим доступа: http://files.lbz.ru/pdf/cC2677-8-ch.pdf 
2. Яхно Н.Н., Штульман Д.Р. Болезни нервной системы. Том 2 // 2-е изд. – М.: Медицина, 2001. – 480 с. – Режим доступа: http://dmitrych.ru/books/BolezniNervov_T2.pdf.
3. Будилов С.А. Инструкция эксплуатации человеческого тела // Отрывок выдержки из системы Алфеич. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/instrukciya-ekspluatacii-chelovecheskogo-tela-otryvok-vyderzhki-iz-sistemy-alfeich-read-240348-3.html.