Статья:

Влияние Семакса на поведение животных в тесте «Открытое поле» в условиях «социального» стресса

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Фармакология, клиническая фармакология

Выходные данные
Ясенявская А.Л., Мурталиева В.Х. Влияние Семакса на поведение животных в тесте «Открытое поле» в условиях «социального» стресса // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 55-59.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние Семакса на поведение животных в тесте «Открытое поле» в условиях «социального» стресса

Ясенявская Анна Леонидовна
канд. мед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, РФ, г. Астрахань
Мурталиева Вероника Хамидуллаевна
ассистент, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, РФ, г. Астрахань

 

THE EFFECT OF SEMAX ON ANIMAL BEHAVIOR IN OPEN FIELD TEST IN CONDITIONS OF "SOCIAL" STRESS

Anna Yasenyavskaya

candidate of medical sciences, associate professor, Astrakhan State Medical University, Russia, Astrakhan

Veronika Murtalieva

assistant, Astrakhan State Medical University, Russia, Astrakhan

 

Аннотация. В настоящей работе изучено влияние Семакса на поведение крыс в условиях воздействия «социального» стресса, который моделировали путем формирования агрессивного и субмиссивного типов поведения. Психоэмоциональное состояние животных оценивали по результатам изучения поведения в тесте «Открытое поле». Установлено, что Семакс проявляет психомодулирующее действие в условиях «социального» стресса, устраняя депрессивноподобные нарушения в поведении животных.

Abstract. In the present work we studied the effect of Semax on the behavior of rats in conditions of exposure to social stress, which was simulated by the formation of aggressive and submissive types of behavior. Psycho-emotional state of animals was assessed by the results of the study of behavior in "open field" test. It is established that Semax shows psihomotornuyu action in terms of "social" stress, eliminating depressionbaby irregularities in the behavior of animals.

 

Ключевые слова: «социальный» стресс; сенсорный контакт; Семакс; поведение; тест «Открытое поле».

Keywords: social stress; touch contact; Semax; behavior; test "open field".

 

В связи с постоянно усложняющимися условиями жизнедеятельности, остро встает проблема профилактики стрессогенных воздействий и их последствий для организма. Значительное внимание уделяется изучению факторов, вызывающих стресс, нередко приводящих к необратимым нарушениям процессов и структур, поддерживающих гомеостаз организма [4]. При воздействии различных стрессогенных факторов могут происходить существенные изменения психоэмоционального состояния, которые могут завершиться развитием постстрессорных тревожно-депрессивных расстройств, требующих фармакологической коррекции [5]. Перспективным является применение стресспротекторов из группы нейропептидов, близких по природе к эндогенным регуляторам организма, обладающих широким спектром физиологического действия [3]. В качестве такого эффективного средства компенсации стресс-индуцированных нарушений интерес представляет Семакс [1].

Целью настоящего исследования явилось изучение влияния Семакса на поведение крыс-самцов в условиях «социального» стресса.

Материалы и методы. Исследование выполнено на беспородных крысах-самцах (6-8 мес.). «Социальный» стресс у животных моделировали путем формирования агрессивного и субмиссивного поведения самцов в условиях парного дистантного сенсорного контакта [6]. Животные были разделены на 3 группы (n=10): 1-я – интактные самцы, определенные по одному в клетках; 2-я – животные, подвергавшиеся воздействию «социального» стресса (20 дней); и 3-я – крысы, подвергавшиеся воздействию «социального» стресса (20 дней) и получавшие интраназально Семакс (0,1% раствор) в дозе 150 мкг/кг/сут. Психоэмоциональное состояние животных оценивали по результатам изучения поведения в тесте «Открытое поле». Статистическую обработку результатов исследования осуществляли с помощью определения t-критерия Стьюдента с поправкой Бонферрони [2].

Результаты и их обсуждение. Результаты, полученные в ходе изучения психоэмоционального состояния животных, свидетельствуют о том, что конфронтации приводили к развитию у крыс тревожно-депрессивных состояний. У животных с агрессивным и субмиссивным типами поведения отмечено снижение показателей двигательной активности: горизонтальной и вертикальной двигательной активности и у агрессоров и у жертв в среднем на 40% (p<0,01) по сравнению с группой крыс, не подверженных «социальному» стрессу. Кроме того, межсамцовые конфронтации приводили к снижению показателей ориентировочно-исследовательского поведения: исследования «норок» уменьшились в среднем на 55% (p<0,001)  и у агрессоров, и у жертв по сравнению с интактными животными. При воздействии «социального» стресса количество заходов в центральную зону теста снизилось у животных и с агрессивным и с субмиссивным типами поведения (p<0,001 и p<0,05 соответственно). Следует отметить, что стрессирование способствовало статистически значимому усилению кратности актов кратковременного груминга и увеличению количества фекальных болюсов.

При изучении влияния Семакса на поведение стрессированных животных выявлено увеличение горизонтальной активности в среднем на 40% (p<0,05) у агрессоров и жертв, и вертикальной двигательной активности на 40% (p<0,001) у агрессоров и 80% (p<0,001) у жертв по отношению к стрессированным животным. Семакс также способствовал увеличению специфической норковой активности у животных и с агрессивным и субмиссивным типом поведения (p<0,01 и p<0,05 соответственно) в условиях «социального стресса». Количество заходов в центральную зону теста у агрессоров и жертв достоверно увеличилось (p<0,01) по сравнению с группой «стресс» на фоне снижения интенсивности кратковременного груминга более чем на 90% (p<0,001) у агрессоров и на 50% (p<0,01) у жертв. Количество фекальных болюсов под действием Семакса снизилось более чем на 40% (p < 0,01) (табл.).

Таблица

Влияние Семакса на поведение крыс-самцов в тесте «Открытое поле» в условиях «социального» стресса

Экспериментальные

группы (n = 10)

Поведенческие

показатели (M ± m)

Контроль

«Социальный» стресс

(20 дней)

 

«Социальный» стресс+ Семакс

(150 мкг/кг/сут)

Животные с агрессивным типом поведения

Горизонтальная двигательная активность

37,3 ± 3,5

22,3 ± 2,5**

30,8 ± 3,0#

Вертикальная двигательная активность

3,7 ± 0,3

2,1 ± 0,3**

3,8 ± 0,3###

Исследование «норок»

5,7 ± 0,6

2,8 ± 0,2***

5,0 ± 0,7##

Переходы через центр

0,4 ± 0,1

0***

0,3 ± 0,133##

Кратковременный груминг

0,5 ± 0,1

1,1 ± 0,2*

0,1 ± 0,1###

Фекальные болюсы

0,7 ± 0,1

1,4 ± 0,1***

0,6 ± 0,2##

Животные с субмиссивным типом поведения

Горизонтальная двигательная активность

37,3 ± 3,5

24,9 ± 1,7**

34,3 ± 2,5#

Вертикальная двигательная активность

3,7 ± 0,3

2,7 ± 0,1**

3,6 ± 0,2###

Исследование «норок»

5,7 ± 0,6

2,3 ± 0,3***

3,2 ± 0,3#

Переходы через центр

0,4 ± 0,1

0,1 ± 0,1*

0,6 ± 0,1##

Кратковременный груминг

0,5 ± 0,1

0,9 ± 0,1*

0,4 ± 0,1##

Фекальные болюсы

0,7 ± 0,1

3,3 ± 0,4***

1,6 ± 0,2##

Примечание:* - p<0,05; ** - p<0,01; ***-p<0,001 –относительно контроля; # -p<0,05; ## - p<0,01; ### -p<0,001 –относительно стресса (t-критерий Стьюдента с поправкой Бонферрони)

 

Заключение. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о способности Семакса оказывать психомодулирующее действие в условиях «социального» стресса, устраняя депрессивноподобные нарушения в поведении животных.

 

Список литературы:
1. Ашмарин И.П. Закономерности взаимодействия и функциональный континуум нейропептидов (на пути к единой концепции): Обзор / И.П. Ашмарин, С.В. Королева // Вестник РАМН. – 2002. – № 6. – С. 40—48.
2. Гланц С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. – М.: Практика, 1999. – 459 с.
3. Соловьев В.Б. Нейропептиды: структурно-функциональная классификация / В.Б. Соловьев // Actualscience. – 2015. – Т. 1, № 4 (4). – С. 22-35.
4. Самотруева М.А. Психоиммуномодулирующее действие фенотропила у иммунострессированных животных / М.А. Самотруева, И.Н. Тюренков, Д.Л.Теплый, Т.К.Сережникова, Е.Б. Хлебцова // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 2011. – № 1. – С. 59-62. 
5. Самотруева М.А. Иммунорегуляторное действие фенибута в условиях липополисахарид-индуцированного иммунного стресса / М.А. Самотруева, И.Н. Тюренков, Д.Л. Теплый, Н.Р. Кулешевская, Е.Б. Хлебцова // Экспериментальная и клиническая фармакология. – 2010. – № 5. – С.30-32.
6. Kudryavtseva N.N. The sensory contact model for the study of aggressive and submissive behaviors in male mice / N.N. Kudryavtseva // Aggress Behav. – 1991 – № 17 (5). – Р. 285-291.