Статья:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» СРЕДИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, РАБОТАЮЩЕГО В ИНФЕКЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИИ

Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Инфекционные болезни

Выходные данные
Золотарева В.А., Рожин З.М. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» СРЕДИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, РАБОТАЮЩЕГО В ИНФЕКЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИИ // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(52). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 10-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» СРЕДИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, РАБОТАЮЩЕГО В ИНФЕКЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИИ

Золотарева Валентина Александровна
старшая медсестра инфекционного отделения ГБУ (РСЯ) РБ №2 ЦЭМП, РФ, г. Якутск
Рожин Захар Маркович
заведующий инфекционным отделением ГБУ (РСЯ) РБ №2 ЦЭМП, РФ, г. Якутск

 

Аннотация. В условиях пандемии медицинские работники вынуждены работать в экстремальных условиях характеризующиеся повышенной ответственностью за жизнь пациентов, свою и своих близких. Медперсонал, являясь группой риска по опасности заражения коронавирусной инфекцией, испытывает огромные физические и психологические нагрузки. Поэтому для эффективной работы младшего и среднего медперсонала необходимо проводить обучения приобретению навыков стрессоустойчивости. Работа проведена в инфекционном отделении ЦЭМП РБ№2 г. Якутска. Всего было обследовано 24 представителя медицинского персонала. Из них 14 относились к младшему медицинскому персоналу, 10 к среднему медицинскому персоналу. С целью определения уровня профессионального выгорания был использован опросник профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон (вариант для медицинских работников). Сравнительный анализ показателей ММП и СМП выявил достоверно больший процент лиц со средним и высоким уровнем эмоционального истощения у СМП. По баллам деперсонализации и редукции профессиональных достижений также у СМП доля лиц со средним и высоким уровнем значимо выше, чем у ММП. Для медицинского персонала, работающего в «красной зоне» необходимо организовывать психологическую помощь, а также научить их навыкам борьбы со стрессом и техникам релаксации.

 

Ключевые слова: пандемия; медсестра; эмоциональное выгорание; психоэмоциональная подготовка.

 

Введение: 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила пандемию новой коронавирусной инфекции [5]. Пандемия затронула буквально каждого человека во всем мире и в первую очередь оказала влияние на медицинский персонал. Работа в сложных условиях всегда опасна своими последствиями, среди которых в первую очередь стоит психоэмоциональное утомление и возникновение негативных эмоциональных состояний [3].

Профессиональное (эмоциональное) выгорание – это синдром, который формируется на фоне высоких требований к работе и хронического стресса. Постоянные физические и психоэмоциональные нагрузки приводят к тому, что работник не может самостоятельно справиться с симптомами профессионального выгорания [1].

Многими исследователями доказано, что пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией, усугубила профессиональное выгорание среднего медицинского персонала. [7], [9], [11]. Этот проблема стоит остро, так как профессиональное выгорание среди них может привести к серьезным медицинским ошибкам [12].

Целью данной работы явилось определение синдрома «эмоционального выгорания» и психоэмоциональная подготовка младшего и среднего медицинского персонала в инфекционном отделении.

Материалы и методы исследования. Работа проведена в инфекционном отделении ЦЭМП РБ№2. Всего было обследовано 24 представителя медицинского персонала: 14 – младший медицинский персонал, 10 – средний медицинский персонал. С целью определения уровня профессионального выгорания был использован опросник профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон (вариант для медицинских работников). Согласно этой методике для определения уровня выгорания необходим учет 3 факторов это – эмоциональное истощения, деперсонализация, редукция профессиональных достижений. Ответы оцениваются по 7-бальной шкале («Никогда» – 0 б, «Очень редко» – 1 б, «Редко» – 2 б, «Иногда» – 3 б, «Часто» – 4 б, «Очень часто» – 5 б, «Всегда» – 6 б.) [6]. После обработки результатов выводятся уровни профессионального выгорания: низкий, средний, высокий. Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома «выгорания», средний – о том, что он находится в стадии формирования, высокий уровень – о том, что он сформирован.

Результаты и обсуждение. Общеизвестно, что залогом успешной и качественной работы является подбор эффективного персонала. Как показала практика, не каждый может работать в так называемой «красной зоне», который открылся в стационарах с приходом COVID-19. Многие не выдерживают психоэмоциональную нагрузку и работу в средствах индивидуальной защиты (СИЗ) [4]. Поэтому на этапе приема в инфекционное отделение обязательно проводится не только отбор по возрасту, физической подготовленности кандидата, но и учитываются результаты тестирования на психологическую устойчивость и профессиональную пригодность.

Средний и младший медицинский персонал является первым, последним и наиболее постоянным медицинским работником, который находится в тесном контакте с пациентом в условиях стационара [10]. И поэтому для пациента они становятся не только медперсоналом, но и отчасти психологами, готовыми оказать поддержку. Первые минуты общения с пациентом – самые важные. Медперсонал должен снять напряжение, помочь пациенту преодолеть страх, ощущение одиночества и чувство растерянности из-за обезличенности персонала, вынужденного носить средства индивидуальной защиты. При этом стоит понимать, что пациенты воспринимают медперсонал как экспертов во всех областях медицины и могут обращаться к ним за решением всех возникающих трудностей.  Поэтому с целью подготовки персонала проводятся обучение на разные темы, например по коммуникации с трудными пациентами. Для контроля приобретенного навыка медперсонал сдает зачет.

Во время пандемии наблюдается повышенная степень распространенности синдрома выгорания у медицинских работников. Это происходит вследствие увеличения рабочей нагрузки, нехватки технических ресурсов, а также с высоким риском заражения медицинского персонала в «красной зоне».

С целью определения уровня профессионального выгорания был проведен тестовый опрос К. Маслач и С. Джексон для младшего и среднего медицинского персонала. Благодаря этому опроснику можно выявить три симптома эмоционального выгорания медицинского персонала: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений. Всего обследовано 14 человек – младший медицинский персонал, 10 человек – средний медицинский персонал. Анализ полученных результатов показал, что средний уровень эмоционального истощения регистрируется у 4 ММП (28,6%), низкий у – 9 (64,2%), у 1 (7,2%) выявлен высокий уровень эмоционального истощения. Эмоциональное истощение считается базовым компонентом в развитии выгорания. При высоком эмоциональном истощении человек чувствует себя опустошенным, одиноким и не имеющим в себе силы для общения с другими людьми.

По баллам деперсонализации у 12 (85,7%) ММП выявлен низкий уровень, у 2 (14,3%) – средний уровень, высокий уровень – 0. Высокий уровень деперсонализация означает отрицательную, циничную реакцию при общении с другими людьми и является защитной реакцией организма. Возникает как ответ на эмоциональное истощение.

По баллам редукции профессиональных достижений у всего обследованного ММП определен низкий уровень. Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома «выгорания». Результаты опросника психического выгорания среднего медицинского персонала представлены в таблице 1.

Сравнительный анализ показателей ММП и СМП выявил достоверно больший процент лиц со средним и высоким уровнем эмоционального истощения у СМП (50,0% и 30,0%).

Таблица 1.

Показатели синдрома выгорания среднего медицинского персонала

Критерии

Низкий

Средний

Высокий

Эмоциональное истощение

2

5

3

Деперсонализация

4

4

2

Редукция профессиональных достижений 

3

6

1

 

По баллам деперсонализации и редукции профессиональных достижений также у СМП доля лиц со средним и высоким уровнем значимо выше, чем у ММП. Редукция профессиональных достижений характеризуется как снижение чувства собственной компетентности и продуктивности во время выполнения своей работы. Это состояние связано с неудовлетворенностью собой, невозможностью справиться с требованиями на работе. Этот симптом может обостряться из-за отсутствия социальной и психологической поддержки со стороны руководства и коллег. Человек в таком состоянии может неадекватно эмоционально реагировать на разные ситуации, ощущает невозможность справляться с задачами.

Высокие показатели симптомов эмоционального выгорания среди среднего медицинского персонала, возможно, связаны с большой психологической нагрузкой в связи с ответственностью выполняемых процедур. Для того, чтобы медицинский персонал смог справиться со стрессом необходимо организовывать психологическую помощь, научить их навыкам борьбы со стрессом и техникам релаксации. Наличие хобби, поддержание социальных отношений, фрустрационная профилактика, восстановление правильного равновесия между работой и личной жизнью также являются факторами профилактики профессионального выгорания человека [2]. Для получения лучшего эффекта от психологической помощи медицинский персонал должен быть ориентирован на получение этой помощи и доступ к этим услугам должен быть облегчён [8].

Выводы. Таким образом, в результате проделанной работы установлено, что достоверно больший процент лиц со средним и высоким уровнем эмоционального истощения регистрируются у медицинских сестер. По баллам деперсонализации и редукции профессиональных достижений также у среднего медицинского персонала доля лиц со средним и высоким уровнем значимо выше, чем у младшего медицинского персонала.

В этой связи данные факты подтверждают наличие значимой медицинской проблемы. Проблема профессионального выгорания имеет прямое отношение не только к качеству жизни самих медицинских работников, но и оказывает непосредственное влияние на качество медицинской помощи.

 

Список литературы:
1. Амиров Н. Х. Берхеева З. М. Гарипова Р. В. Шакирова Л. В. Берхеев И. М. Профессиональная деятельность как основа формирования профпатологии у работников здравоохранения // Казанский медицинский журнал. – 2004;85(4):305-307
2. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания, 2-е изд: Питер;Спб. – 2008.
3. Гольменко А. Д., Хаптанова В. А., Песков В. П., Хаптанов А. Ю. Тенденции управления профессиональным выгоранием медицинских сестёр в зарубежных исследованиях (обзор литературы) // Acta biomedica scientifica. – 2021; 6(5): 145-156. – doi:10.29413/ABS.2021-6.5.14
4. Петриков С. С., Холмогорова А .Б., Суроегина А. Ю., Микита О. Ю., Рой А. П., Рахманина А. А. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских работников во время эпидемии COVID-19 // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28. – № 2. – С. 8–45. – DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280202 ISSN: 2075-3470
5. Психическое и эмоциональное состояние медицинских работников в период пандемии COVID- 19 [Электронный ресурс] // MedMir.com. – Режим доступа: https://www.medmir.com/tekst-stati/understanding-and-addressing-sources-of-anxiety-among-healthcare-professionals-during-the-covid-19-pandemic/.
6. Исхакова Э. Ф., Насыбуллина Л. И. Синдром эмоционального выгорания среднего медицинского персонала // Аспирант. – 2016. – № 9 (25). – С. 123-124.
7. Alarcon G. M. A meta-analysis of burnout with job demands, resources, and attitudes // J Vocat Behav. – 2011; 79(2): 549-562. – doi:10.1016/j.jvb.2011.03.007 
8. Canady V. A. COVID-19 outbreak represents a new way of mental health service delivery // Mental Health Weekly. – 2020; 30(12): 1-4. –doi:10.1002/mhw.32282. 
9. Demerouti E., Bakke A. B, Nachreiner F., Schaufeli W. B. The job demands-resources model of burnout // J Appl Psychol. – 2001; 86(3): 499-512. – doi:10.1037/0021-9010.86.3.499 
10. Kang L., Ma S., Chen M., Yang J., Wang Y., Li R., et al. Impact on mental health and perceptions of psychological care among medical and nursing staff in Wuhan during the 2019 novel coronavirus disease outbreak: A cross-sectional study // Brain Behav Immun. – 2020; 87: 11-17. – doi:10.1016/j.bbi.2020.03.028
11. Mo Y., Deng L., Zhang L., Lang Q., Liao C., Wang N., et  al. Work stress among Chinese nurses to support Wuhan in fighting against COVID-19 epidemic // J Nurs Manag. – 2020; 28(5): 1002-1009. – doi:10.1111/jonm.13014 
12. Rosen C. C, Dimotakis N., Cole M. S., Taylor S. G., Simon L. S., Smith T. A., et al. When challenges hinder: An investigation of when and how challenge stressors impact employee outcomes // J Appl Psychol. – 2020; 105(10): 1181-1206. – doi:10.1037/apl0000483 
13. Salyers M. P, Fukui S., Rollins A. L., Firmin R., Gearhart T., Noll J. P., et al. Burnout and self‐reported quality of care in community mental health // Adm Policy Ment Health. – 2015; 42(1): 61-69. – doi:10.1007/ s10488‐014‐0544‐6