ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» СРЕДИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, РАБОТАЮЩЕГО В ИНФЕКЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИИ
Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Секция: Инфекционные болезни
LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» СРЕДИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, РАБОТАЮЩЕГО В ИНФЕКЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИИ
Аннотация. В условиях пандемии медицинские работники вынуждены работать в экстремальных условиях характеризующиеся повышенной ответственностью за жизнь пациентов, свою и своих близких. Медперсонал, являясь группой риска по опасности заражения коронавирусной инфекцией, испытывает огромные физические и психологические нагрузки. Поэтому для эффективной работы младшего и среднего медперсонала необходимо проводить обучения приобретению навыков стрессоустойчивости. Работа проведена в инфекционном отделении ЦЭМП РБ№2 г. Якутска. Всего было обследовано 24 представителя медицинского персонала. Из них 14 относились к младшему медицинскому персоналу, 10 к среднему медицинскому персоналу. С целью определения уровня профессионального выгорания был использован опросник профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон (вариант для медицинских работников). Сравнительный анализ показателей ММП и СМП выявил достоверно больший процент лиц со средним и высоким уровнем эмоционального истощения у СМП. По баллам деперсонализации и редукции профессиональных достижений также у СМП доля лиц со средним и высоким уровнем значимо выше, чем у ММП. Для медицинского персонала, работающего в «красной зоне» необходимо организовывать психологическую помощь, а также научить их навыкам борьбы со стрессом и техникам релаксации.
Ключевые слова: пандемия; медсестра; эмоциональное выгорание; психоэмоциональная подготовка.
Введение: 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила пандемию новой коронавирусной инфекции [5]. Пандемия затронула буквально каждого человека во всем мире и в первую очередь оказала влияние на медицинский персонал. Работа в сложных условиях всегда опасна своими последствиями, среди которых в первую очередь стоит психоэмоциональное утомление и возникновение негативных эмоциональных состояний [3].
Профессиональное (эмоциональное) выгорание – это синдром, который формируется на фоне высоких требований к работе и хронического стресса. Постоянные физические и психоэмоциональные нагрузки приводят к тому, что работник не может самостоятельно справиться с симптомами профессионального выгорания [1].
Многими исследователями доказано, что пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией, усугубила профессиональное выгорание среднего медицинского персонала. [7], [9], [11]. Этот проблема стоит остро, так как профессиональное выгорание среди них может привести к серьезным медицинским ошибкам [12].
Целью данной работы явилось определение синдрома «эмоционального выгорания» и психоэмоциональная подготовка младшего и среднего медицинского персонала в инфекционном отделении.
Материалы и методы исследования. Работа проведена в инфекционном отделении ЦЭМП РБ№2. Всего было обследовано 24 представителя медицинского персонала: 14 – младший медицинский персонал, 10 – средний медицинский персонал. С целью определения уровня профессионального выгорания был использован опросник профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон (вариант для медицинских работников). Согласно этой методике для определения уровня выгорания необходим учет 3 факторов это – эмоциональное истощения, деперсонализация, редукция профессиональных достижений. Ответы оцениваются по 7-бальной шкале («Никогда» – 0 б, «Очень редко» – 1 б, «Редко» – 2 б, «Иногда» – 3 б, «Часто» – 4 б, «Очень часто» – 5 б, «Всегда» – 6 б.) [6]. После обработки результатов выводятся уровни профессионального выгорания: низкий, средний, высокий. Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома «выгорания», средний – о том, что он находится в стадии формирования, высокий уровень – о том, что он сформирован.
Результаты и обсуждение. Общеизвестно, что залогом успешной и качественной работы является подбор эффективного персонала. Как показала практика, не каждый может работать в так называемой «красной зоне», который открылся в стационарах с приходом COVID-19. Многие не выдерживают психоэмоциональную нагрузку и работу в средствах индивидуальной защиты (СИЗ) [4]. Поэтому на этапе приема в инфекционное отделение обязательно проводится не только отбор по возрасту, физической подготовленности кандидата, но и учитываются результаты тестирования на психологическую устойчивость и профессиональную пригодность.
Средний и младший медицинский персонал является первым, последним и наиболее постоянным медицинским работником, который находится в тесном контакте с пациентом в условиях стационара [10]. И поэтому для пациента они становятся не только медперсоналом, но и отчасти психологами, готовыми оказать поддержку. Первые минуты общения с пациентом – самые важные. Медперсонал должен снять напряжение, помочь пациенту преодолеть страх, ощущение одиночества и чувство растерянности из-за обезличенности персонала, вынужденного носить средства индивидуальной защиты. При этом стоит понимать, что пациенты воспринимают медперсонал как экспертов во всех областях медицины и могут обращаться к ним за решением всех возникающих трудностей. Поэтому с целью подготовки персонала проводятся обучение на разные темы, например по коммуникации с трудными пациентами. Для контроля приобретенного навыка медперсонал сдает зачет.
Во время пандемии наблюдается повышенная степень распространенности синдрома выгорания у медицинских работников. Это происходит вследствие увеличения рабочей нагрузки, нехватки технических ресурсов, а также с высоким риском заражения медицинского персонала в «красной зоне».
С целью определения уровня профессионального выгорания был проведен тестовый опрос К. Маслач и С. Джексон для младшего и среднего медицинского персонала. Благодаря этому опроснику можно выявить три симптома эмоционального выгорания медицинского персонала: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений. Всего обследовано 14 человек – младший медицинский персонал, 10 человек – средний медицинский персонал. Анализ полученных результатов показал, что средний уровень эмоционального истощения регистрируется у 4 ММП (28,6%), низкий у – 9 (64,2%), у 1 (7,2%) выявлен высокий уровень эмоционального истощения. Эмоциональное истощение считается базовым компонентом в развитии выгорания. При высоком эмоциональном истощении человек чувствует себя опустошенным, одиноким и не имеющим в себе силы для общения с другими людьми.
По баллам деперсонализации у 12 (85,7%) ММП выявлен низкий уровень, у 2 (14,3%) – средний уровень, высокий уровень – 0. Высокий уровень деперсонализация означает отрицательную, циничную реакцию при общении с другими людьми и является защитной реакцией организма. Возникает как ответ на эмоциональное истощение.
По баллам редукции профессиональных достижений у всего обследованного ММП определен низкий уровень. Низкий уровень свидетельствует об отсутствии выраженности данного показателя синдрома «выгорания». Результаты опросника психического выгорания среднего медицинского персонала представлены в таблице 1.
Сравнительный анализ показателей ММП и СМП выявил достоверно больший процент лиц со средним и высоким уровнем эмоционального истощения у СМП (50,0% и 30,0%).
Таблица 1.
Показатели синдрома выгорания среднего медицинского персонала
Критерии |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Эмоциональное истощение |
2 |
5 |
3 |
Деперсонализация |
4 |
4 |
2 |
Редукция профессиональных достижений |
3 |
6 |
1 |
По баллам деперсонализации и редукции профессиональных достижений также у СМП доля лиц со средним и высоким уровнем значимо выше, чем у ММП. Редукция профессиональных достижений характеризуется как снижение чувства собственной компетентности и продуктивности во время выполнения своей работы. Это состояние связано с неудовлетворенностью собой, невозможностью справиться с требованиями на работе. Этот симптом может обостряться из-за отсутствия социальной и психологической поддержки со стороны руководства и коллег. Человек в таком состоянии может неадекватно эмоционально реагировать на разные ситуации, ощущает невозможность справляться с задачами.
Высокие показатели симптомов эмоционального выгорания среди среднего медицинского персонала, возможно, связаны с большой психологической нагрузкой в связи с ответственностью выполняемых процедур. Для того, чтобы медицинский персонал смог справиться со стрессом необходимо организовывать психологическую помощь, научить их навыкам борьбы со стрессом и техникам релаксации. Наличие хобби, поддержание социальных отношений, фрустрационная профилактика, восстановление правильного равновесия между работой и личной жизнью также являются факторами профилактики профессионального выгорания человека [2]. Для получения лучшего эффекта от психологической помощи медицинский персонал должен быть ориентирован на получение этой помощи и доступ к этим услугам должен быть облегчён [8].
Выводы. Таким образом, в результате проделанной работы установлено, что достоверно больший процент лиц со средним и высоким уровнем эмоционального истощения регистрируются у медицинских сестер. По баллам деперсонализации и редукции профессиональных достижений также у среднего медицинского персонала доля лиц со средним и высоким уровнем значимо выше, чем у младшего медицинского персонала.
В этой связи данные факты подтверждают наличие значимой медицинской проблемы. Проблема профессионального выгорания имеет прямое отношение не только к качеству жизни самих медицинских работников, но и оказывает непосредственное влияние на качество медицинской помощи.