Статья:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО УТИЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Конференция: LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Общественное здоровье и здравоохранение

Выходные данные
Искаков К.Т. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО УТИЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам LXI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(61). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО УТИЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Искаков Канат Турсунбекович
руководитель Кокшетауского городского управления санитарно-эпидемиологического контроля Департамента санитарно-эпидемиологического контроля Акмолинской области Комитета санитарно-эпидемиологического контроля МЗ РК, Казахстан, г. Кокшетау

 

STATE POLICY ON MEDICAL WASTE DISPOSAL IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

 

Kanat Iskakov

Head of the Kokshetau City Department of Sanitary and Epidemiological Control of the Department of Sanitary and Epidemiological Control of the Akmola region of the Committee of Sanitary and Epidemiological Control of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan, Kazakhstan, Kokshetau

 

Аннотация. Медицинские отходы представляют опасность для здоровья человека и окружающей среды. В статье подчеркивается, что, несмотря на увеличение числа медицинских операций и учреждений, количество медицинских отходов уменьшается, но проблемы с точностью отчетности и ограниченные возможности организаций, занимающихся переработкой отходов, а также нефункционирующая централизованная система в регионах требуют более эффективной системы обращения с отходами.

Abstract. Medical waste is a danger to human health and the environment. The article emphasizes that despite the increase in medical operations and institutions, the amount of medical waste is decreasing, but problems with the accuracy of reporting and the limited capacity of organizations engaged in recycling, as well as a non-functioning centralized system in the regions, require a more efficient waste management system.

 

Ключевые слова: медицинские отходы; объекты здравоохранения; правовое регулирование.

Keywords: medical waste; healthcare facilities; legal regulation.

 

Проблема утилизации медицинских отходов привлекает к себе все более пристальное внимание. Регулирование медицинских отходов медицинских организаций рассматривается как важная составляющая эпидемиологической и экологической безопасности населения. Медицинские отходы требуют особого внимания, так в них существует опасность для человека и окружающей среды, обусловленная наличием в их составе возбудителей различных инфекционных заболеваний, токсических и радиоактивных веществ.

Еще в 1979 году Всемирная организация здравоохранения (далее-ВОЗ) отнесла отходы медицинской сферы к группе особо опасных и указала на необходимость создания специализированных служб по их уничтожению и переработке. Базельская конвенция в 1992 г. выделила 45 видов опасных отходов, список которых открывается клиническими отходами [1].

Эпидемиологическая опасность медицинских отходов обусловлена тем, что в них существенно выше общее микробное число по сравнению с бытовыми отходами, обнаруживаются патогенные микроорганизмы- бактерии и вирусы. В связи с этим, неправильное обращение с отходами внутри учреждения, а также нарушение условий их сбора, хранения и транспортировки могут стать причиной возникновения инфекционных заболеваний у пациентов, выноса инфекции за пределы медицинских организаций (далее – МО).  Медицинские отходы, образующиеся в МО, имеют различную степень эпидемиологической и экологической опасности, в зависимости от их состава и степени контаминации биологическими агентами.

Согласно Приложению 1. к приказу и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 6 августа 2021 года № 314 «Об утверждении Классификатора отходов» медицинские отходы отнесены к опасным отходам [2].

Статьей 377 Экологического Кодекса Республики Казахстан (далее – Экологический кодекс) установлено, что порядок обращения с медицинскими отходами определяется уполномоченным органом в области здравоохранения. Все виды отходов и объекты размещения отходов подлежат учету в государственном кадастре отходов (статья 382 Экологического кодекса) [3].

Обработка и удаление медицинских отходов с применением термических и (или) химических процессов должны осуществляться с соблюдением требований Экологического кодекса

В компетенцию Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее - Комитет), в соответствии со статьей 9 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», входит разработка и утверждение правил предоставления информации по медицинским отходам, осуществление контроля за обращением медицинских отходов, осуществление регулирование порядка сбора, хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов [4].

Требования к сбору, транспортировке, хранению, обезвреживанию, использованию медицинских отходов регламентированы санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления», утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 [5].

Требования к сбору, обезвреживанию, хранению отходов на объектах здравоохранения регламентированы санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения», утверждённых приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11.08.2020 года №ҚР ДСМ-96/2020 (далее - СП№96) [6].

Предоставление информации по медицинским отходам осуществляется на основании приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-219/2020 «Об утверждении правил предоставления информации по медицинским отходам» [7].

Деятельность по Переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов лицензируемая, относится к разрешениям первой категории (Лицензия на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды) [8].

Министерством экологии утверждены квалификационные требования к лицензируемому виду деятельности в области охраны окружающей среды (Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 12 июля 2021 года № 245). [9].

По итогам 2022 года в МО республики по предоставленным отчетным данным образовано медицинских отходов:

класса А (неопасные медицинские отходы)  – 6 857 821,682 тонн;

класса Б (опасные (эпидемиологически)) – 2 503 335,1 тонн;

класса В (чрезвычайно (эпидемиологически) опасные) – 1 587 469,11 тонн;

класса Г (токсикологически опасные)      – 117 762 штук (ртутьсодержащих ламп и других приборов, 46237,271 кг и 5300,5 л лекарственных и диагностических препаратов);

класса Д (радиоактивные медицинские отходы) не образованы (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Объемы медицинских отходов по РК за 2018 – 2022 гг. (абс.ч.)

 

На контроле департаментов Комитета в 2022 году находилось 20262 медицинских организаций, в т.ч. 13542 объектов оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (ПМСП), 3409 объектов оказывающих стоматологические услуги, 755 стационаров, 309 лаборатории, работающие с микроорганизмами I-IV групп патогенности и гельминтами, 196 лечебно-косметологических объектов, 65 аптек изготавливающих стерильные растворы, 49 оздоровительных и санаторных объектов, 24 объектов осуществляющих деятельность в сфере службы крови и 1913 прочих объектов.

По сравнению с 2021 годом количество медицинских организаций в Республике увеличилось на 1426 объектов (в 2021 году на контроле находилось 18836 медицинских организаций, в т.ч. 12555 объектов оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (ПМСП), 2985 объектов оказывающих стоматологические услуги, 783 стационаров, 340 лаборатории, работающие с микроорганизма-ми I-IV групп патогенности и гельминтами, 237 лечебно-косметологических объектов, 63 аптек изготавливающих стерильные растворы, 59 оздоровительных и санаторных объектов, 25 объектов осуществляющих деятельность в сфере службы крови и 1789 прочих объектов) (Рисунок 2) [10].

Одновременно с увеличением количества медицинских операций и увеличением количество МО на 1426 объектов, отмечается уменьшение количества образованных медицинских отходов в 8,6 раз (в количественном значении на 19 151 294,47 тонн). Тем самым подтверждается недостоверность направляемых отчетов лечебными учреждениями и департаментами Комитета.

На сегодняшний день информационная база, позволяющая проанализировать объем закупленных медицинских инструментов и объем образованных медицинских отходов отсутствует. Данные по образованию медицинских отходов продолжают фиксировать в бумажном журнале либо в электронном виде (в таблице excel).

При этом во всех медицинских организациях налажен учет медицинских отходов, разработаны программы по безопасному обращению с медицинскими отходами в зависимости от особенностей профиля учреждения. В МО внедрена система безопасного обращения с медицинскими отходами. Приказами руководителей утверждены схемы движения медицинских отходов, назначены ответственные лица за сбор, хранение, обезвреживание медицинских отходов.

На сегодняшний день во всех регионах актуальным остаётся вопрос утилизации медицинских отходов для районных и сельских медицинских учреждений областей, имеющих большой радиус обслуживания и небольшое количество медицинских отходов (медицинские пункты, врачебные амбулатории и др.). Договора заключаются с организациями, находящимися в областных центрах, при этом удаленность достигает 300-500 км., вследствие чего не соблюдаются сроки хранения медицинских отходов в помещениях временного хранения. В данной ситуации сжигание медицинских отходов осуществляется вне специализированных установок (котельная, металлические бочки), где термическое воздействие не достигает температуры + 800-1500ºС. Использование приспособленных установок для утилизации отходов класса Б и В не всегда дают полную гарантию обезвреживания патогенной флоры, находящейся в отходах, а также приводит к возможному выбросу в атмосферу большого количества диоксина. При этом следует отметить отсутствие достоверной аналитики о влиянии выбросов после утилизации медицинских отходов на окружающую среду и здоровье человека.

Согласно пункта 74 Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления", утвержд. приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 медицинские отходы классов Б, В обезвреживаются на специальных установках: двухкамерные печи (инсинераторы) с режимом работы при температуре не менее +1000 – +1200°С с камерами дожига отходящих газов, имеющих газоочистку или обезвреживаются альтернативными методами:

1) автоклавирование (предусматривает стерилизацию отходов водяным паром под давлением);

2) микроволновая обработка;

3) химическая обработка [5].

К примеру практики, примененные в Китае, связанные с изменениями в технологии утилизации медицинских отходов в некоторой степени свидетельствуют о гибкости правительственных мер в отношении текущих вызовов по преодолению негативных последствий коронавирусной инфекции для окружающей среды. Во время вспышки в Китае наблюдались три основных изменения: от децентрализации к централизации, от нерегулярного управления к регулярному и от преимущественно сжигания к технологиям утилизации без сжигания, таким как пар в автоклаве, сухой жар, химическая дезинфекция или микроволновая печь. Данные меры впоследствии содействовали локализации распространению медицинских отходов на территории региона. При этом опыт в отношении вопроса надлежащего управления медицинскими отходами отмечает важность применения современных технологий и достижений для противодействия бесконтрольному распространению медицинских отходов. В городе Ухань благодаря технологии интернет вещей (далее - ИВ) весь процесс утилизации МО стал отслеживаться и контролироваться в режиме реального времени. Цели создания автоматических процессов и использования минимального количества работников для инфекционных отходов также были реализованы с помощью технологии ИВ, которая включает в себя информацию о сенсорном оборудовании, систему определения местоположения, сканирующие устройства и видеонаблюдение, а также доступ в интернет с каждого устройства [11-12].

Как показывает вышеописанная практика, очистные сооружения медицинских отходов целесообразно автоматизировать с использованием технологий ИВ с минимальным применением человеческого ресурса.

В настоящее время проблема регулирования медицинских отходов имеет особое значение для всего мира, Казахстан в данном случае не является исключением. Следует отметить отсутствие достоверной отчетности образования медицинских отходов с учётом объёмов образования. Кроме того, мощность и количество имеющихся установок действующих организаций не позволяет утилизировать весь объем медицинских отходов. При этом вопрос централизованного сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов не решен в районных центрах и сельской местности во всех регионах.

Таким образом, система обращения с отходами в стране требует более строгих правовых норм наряду с надлежащей реализацией. В целях всестороннего рассмотрения данного вопроса необходимо изучение мирового опыта с внедрением наиболее подходящих вариантов в Казахстане.

 

Список литературы:
1. В Bergesen H.O., Parmann G., Thommessen O.B. Convention on the Control of Transboundary Movements of Hazardous Wastes and their Disposal (Basel Convention). // In Year book of International Cooperation on Environment and Development 1998–99 (pp. 87-89). Routledge. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://www.taylorfrancis.com/chapters/ edit/10.4324/9781315066547-15/convention-control-transboundary-movements-hazardouswastes-disposal-basel-convention-helge-ole-bergesen-georg-parmann-%C3%B8ysteinthommessen
2. Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 6 августа 2021 года № 314 «Об утверждении Классификатора отходов»
3. Экологический кодекс Республики Казахстан, от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК
4. Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года No 360-VI «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
5. Санитарные правила ««Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления», утвержденных приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020;
6. Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения», утверждённых приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11.08.2020 года №ҚР ДСМ-96/2020
7. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-219/2020 «Об утверждении правил предоставления информации по медицинским отходам»;
8. Закон Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;
9. Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 12 июля 2021 года № 245;
10. Анализ деятельности территриальных органов КСЭК МЗ РК по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологичсекого надзора за сбором, обезвреживанием, хранением, транспортировкой и уничтожением  медицинских отходов в организациях здравоохранения по итогам 2022 года
11. Chen C., Chen J., Fang R., Ye F., Yang Z., Wang Z., Tan W. What medical waste management system may cope with COVID-19 pandemic: lessons from Wuhan. // Resources, Conservation and Recycling. - Volume 170, 105600. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0921344921002093
12. Singh N., Tang Y., Zhang Z. & Zheng C. COVID-19 waste management: effective and successful measures in Wuhan. // Resources, conservation, and recycling - Volume 163, 105071. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7383137/