Статья:

Оценка показателей внимания как критерий психофизиологического состояния белорусских и иностранных студентов медицинского вуза

Конференция: XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Гигиена

Выходные данные
Белая Л.А., Мельник С.Н. Оценка показателей внимания как критерий психофизиологического состояния белорусских и иностранных студентов медицинского вуза // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(38). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 12-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка показателей внимания как критерий психофизиологического состояния белорусских и иностранных студентов медицинского вуза

Белая Людмила Александровна
преподаватель кафедры биологии с курсами нормальной и патологической физиологии, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Мельник Светлана Николаевна
канд. биол. наук, доцент, кафедра биологии с курсами нормальной и патологической физиологии, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель

 

ASSESSMENT OF INDICATORS OF ATTENTION AS A CRITERION OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE OF BELARUSIAN AND FOREIGN STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

 

Lyudmila Belaya

Lecturer at the Department of Biology with courses in normal and pathological physiology, Gomel State Medical University, Republic of Belarus, Gomel

Svetlana Melnik

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Biology with courses in normal and pathological physiology, Gomel State Medical University, Republic of Belarus, Gomel

 

Аннотация. Внимание тесно взаимосвязано с познавательными процессами и особенностями психических состояний. В связи с этим, проведены исследования по оценки показателей внимания иностранных и белорусских студентов.

Abstract. Attention is closely interconnected with cognitive processes and features of mental states. In this regard, studies have been carried out to assess the indicators of attention of foreign and Belarusian students.

 

Ключевые слова: внимание; студенты медицинских вузов.

Keywords: attention; medical students.

 

Введение. К вопросу о внимании ученые чаще всего обращаются тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний. Так, например, с вниманием связаны точность и полнота восприятия материала при изучении различных дисциплин. Ослабление внимания может привести к значительным нарушениям перцептивных процессов и искажению формирующегося образа. В связи с этим актуальным является изучение уровня внимания у студентов, обучающихся в медицинском ВУЗе, который традиционно считается одним из самых сложных.

Цель исследования: сравнить показатели внимания белорусских и иностранных студентов медицинского университета.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», РБ. Обследовано 60 студентов 3 курса, из них 30 белорусских студентов (15 юношей и 15 девушек) и 30 – из Туркменистана (15 юношей и 15 девушек). Средний возраст обследуемых составил 19,8±1,9 лет. Уровень внимания определяли с помощью компьютерного комплекса для психофизиологического тестирования «НС-Психотест» (РФ) с использованием таблиц Шульте-Платонова (это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25). Суть работы заключалась в быстром, последовательном нахождении чисел в возрастающем порядке. Определялись среднее время поисков чисел и скорость ориентировочно-поисковых движений взора в секундах. Скорость ориентировочно-поисковых движений взора считалась высокой при результате 23-30 с, средней – 31-60 с и низкой – 71-86 с. Так как, данные подчинялись закону нормального распределения по критерию Колмогорова-Смирнова, для проверки статистической гипотезы о значимости различий применялся t-критерий Стьюдента. Для определения уровня различий в частотах встречаемости ориентировочно-поисковых движений взора использовался непараметрический критерий χ2 Пирсона. Статистическую обработку полученного материала проводили с использованием пакета прикладных программ «STATISTICA» 7.0. Результаты анализа считались статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и их обсуждение. Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что наибольшее среднее время поиска чисел отмечалось у иностранных юношей 2,13±0,65 с и это значимо выше по сравнению со студентами других исследуемых групп (р<0,01), у которых данный показатель равнялся: белорусские юноши – 1,52±0,37 с, иностранные девушки – 1,61±0,31 с  и белорусские девушки – 1,47±0,33 с.

При сравнении показателя средней продолжительности тестирования по таблицам Шульте-Платонова установлено, что у иностранных юношей он равнялся 53,20±16,35 с, у иностранных девушек – 40,46±7,79 с, что значимо ниже по сравнению с зарубежными молодыми людьми (р<0,01). Общая продолжительность тестирования у белорусских студентов составила 38,20±9,49 с, а у белорусских студенток – 36,80±8,29 с, что также значимо ниже по сравнению с иностранными юношами (р<0,01).

Анализируя полученные результаты в зависимости от степени уровня внимания, отмечено, что большинство обследуемых студентов имели средний уровень внимания (иностранные юноши – 73,3%, белорусские юноши – 80,0%, иностранные девушки – 86,6%, белорусские девушки – 73,3%). Высоким уровнем характеризовались 20,0% белорусских молодых людей, 13,3% иностранных студенток, 26,7% белорусских студенток и лишь 6,6% иностранных юношей, что значимо ниже по сравнению со студентами других исследуемых групп (р<0,01). Низкий уровень внимания не выявлялся у обследуемой учащейся молодежи, за исключением иностранных юношей, у которых данный уровень распределения внимания отмечался в 20,0% (рисунок).

 

Рисунок. Распределение иностранных и белорусских студентов медицинского ВУЗа в зависимости от степени уровня внимания

 

Выводы. В результате проведенного исследования установлено:

1. Большинство, как иностранных, так и белорусских студентов характеризовались средним уровнем внимания.

2. Иностранные юноши имели низкий уровень внимания, так как у них выявлялись значимо высокие среднее время поиска чисел и общая продолжительность тестирования по сравнению со студентами других обследуемых групп (р<0,01). А также высокий уровень внимания у иностранных молодых людей выявлялся в наименьшей степени (6,6%) и только у них отмечался низкий уровень внимания (20,0%). Поэтому считаем необходимым рекомендовать периодическое тестирование студентов для определения показателей внимания (устойчивость, распределение, объем, переключение) с целью использования этих данных при разработке методик направленных на повышение характеристик внимания для более эффективного усвоения учебных дисциплин и адаптации к вузовским условиям.

 

Список литературы:
1. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов. М.: Издательство Медицинское информационное агентство. 2009. – 520 с.
2. Корельская И. Е., Кузнецов А. А. Экспресс оценка состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой зрительно-моторной реакции // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8 (часть 2) – С. 194–197.
3. Нуреев И. Т., Циркин В. И., Злоказова М. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, его диагностика и влияние на успешность образовательной деятельности студентов // Вятский медицинский вестник. – 2012. – № 1. – С. 60–66.