РОЛЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО МИКРОСОЦИУМА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Секция: Психиатрия
LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
РОЛЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО МИКРОСОЦИУМА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
THE ROLE OF NEGATIVE MICRO SOCIAL FACTORS IN THE EMERGENCE OF DELINQUENCY IN ADOLESCENTS
Madona Tsirekidze
PhD, full Professor at European University, Georgia, Tbilisi
Tatia Aprasidze
Assistant Professor at European University, Georgia, Tbilisi
Аннотация. Целью данного исследования является изучить клинические и социальные особенности делинквентной поведения подростков, возникающего под воздействием отрицательного микросоциума и хронически-психотравмирующих ситуационных факторов. Комплексно изучены 200 подростков делинквентного поведения, в возрасте 14-18 лет. Анализ материала показывает, что при рассмотрении механизмов возникновения делинквентности, необходимо учитывать дисгармоничные типы семьи и ошибки воспитания. Было выявлено, определенная кореляция между видом семейнного конфликта и проявлением отдельных синдромов делинквентной феноменологии.
Abstract. The purpose of this study is to investigate the clinical and social characteristics of adolescent delinquent behavior that occurs under the influence of negative micro social and chronic psycho traumatic factors. We evaluated 200 adolescents with delinquent behavior, aged 14-18 years. The analysis of the material shows that when considering the mechanisms of the occurrence of delinquency, it is necessary to take into account disharmonious types of families and negative parenting style. It was revealed a certain correlation between the type of family conflicts and the manifestation of individual syndromes of delinquent phenomenology.
Ключевые слова: делинквентное поведение; дисгармоническая семья; ошибки воспитания.
Keywords: delinquent behavior; disharmonious family; negative parenting style.
Введение Актуальность проблемы диссоциальных расстройств определяется не только частотой возникновения, масштабностью, но в основном, ее социальным значением, под которым, в первую очередь, подразумевается профилактика социальной дезадаптации личности и предупреждение преступных действий несовершеннолетних.
Кроме того, структура поведенческих расстройств существенно изменила свою структуру.
Среди форм диссоцииального поведения подростков частотой и тенденцией к утяжелению отличается делинквентная форма. Основным фактором риска является стиль воспитания, особенно жесткое и непоследовательное воспитание, которое, как показали исследования, связано с проблемами поведения детей [5], [11]. К этому прямо или косвенно относятся бытовое насилие, злоупотребление наркотиками со стороны родителей, материнская депрессия, бедность семьи, родители с низким уровнем образования, стрессовые семьи и статус родителя-одиночки [2], [12]. Предыдущие исследования показали, что родители, которые непоследовательны в своем подходе к своему ребенку, могут непреднамеренно поощрять негативное поведение ребенка, что может привести к взаимной эскалации негативного поведения со стороны обоих [10].
Существует множество исследований, изучающих влияние структуры семьи на преступность [1], [6], [9]. Было подтверждено, что подростки старшего возраста и подростки из больших семей подвергались более высокому риску участия в преступности среди несовершеннолетних [7], [8].
Цель исследования. Целью данного исследования является изучить клинические и социальные особенности делинквентной формы расстройства поведения подростков, возникающего под воздействием отрицательного микросоциума и хронически психотравмирующих ситуационных факторов.
Методы. Комплексно изучены и проанализированы 200 подростков делинквентного поведения. В исследовании представлены результаты анализа подростков в возрасте 14-18 лет.
Для осуществления цели исследования был разработан адаптированный и валидный опросник «Метод исследования личности детей и подростков», на основании специфических опросников, используемых в мире [3], [4]. По принципу сравнения и соотношения этих опросников, составили относительно простые и доступные опросники для подростков, родителей, педагогов и инспекторов по делам несовершеннолетних. Опросники хорошо выявляли проблемы, которые, однако, были более точными предикторами детских проблем.
Статистический анализ информационного материала, полученный при исследовании выполнен с использованием программы SPSS -Statistical Package for Social Sciences (Армонк, Нью-Йорк: IBM Corp.).
Результаты исследования. Изученный нами контингент из 200 подростков, разделился на две группы: делинквентное поведение, в первой группе, преимущественно обусловлено отрицательными микросоциальными факторами – 82 подростка (41%); а, во второй группе, хронически-психотравмирующими ситуационными факторами – 118 подростков (59%). В исследовании представлены результаты исследования подростков в возрасте 14-18 лет.
Среди факторов отрицательного микросоциума, играющими роль в возникновении делинквентного поведения, значительными являются типы дисгармонической семьи. В семьях изучаемых нами подростков, дисгармонический тип семьи встречается в 180 случаев (90%), из них: неполная семья – 78 случаев (43%), распадающаяся семья – 35 случаев (19%), деструктивная семья – 26 случаев (14%), распавшаяся семьи – 16 случаев (9%), ригидная лжесолидарная семья – 25 случаев (14%).
Среди ошибок в воспитании, гипопротекция выявлена в 85 случаях (43%), гиперпротекция в 29 случаях (15%), противоречивый тип воспитания – 42 случая (21%), смена методов воспитания связанная с динамикой семейной жизни – 28 случаев (14%), воспитание по типу «идола» семьи – 16 случаев (8%).
По нашим данным, для возникновения делинквентного поведения наиболее решающим фактором является воспитание по типу гипопротекции.
Оно представлено чрезмерной жестокостью, физическими наказаниями и систематическим моральным подавлением на фоне полной бесконтрольности со стороны родителей. Не меньший удельный вес приходится на такой тип воспитания, который характеризуется использованием противоречивых методов воспитания. Среди гиперпротекторных типов воспитания, глубину делинквентности, преимущественно определяет т.н. воспитание по типу «идола» семьи, которое на фоне других признаков делинквентности проявляется, в основном, жестокостью, агрессивностью, актами вандализма, ранней алкоголизацией и сексуальными эксцессами.
Что касается хронически-психотравмирующей ситуации, то она своим стабильным негативным воздействием часто вызывает не расстройства неврологического или психотического регистра, а, как было установлено в нашем исследовании, обусловливает характерологические сдвиги подростка – расстройство поведения, очерченное семейным контекстом, выраженное диссоциальное расстройство поведения, в частности делинквентность, деформация личности, т.н. признаки социопатии.
Согласно нашим данным, семейные конфликты расположились в такой последовательности: легкие конфликты – 26 случаев (13%), эпизодические – 36 случаев (18%), интенсивные – 138 случаев (69%).
Анализ материала показывает, что при рассмотрении механизмов возникновения делинквентности, необходимо учитывать дисгармоничные типы семьи и ошибки воспитания, так как, часто ошибки в воспитании определяются особенностями семейной среды, психологическим климатом и в первую очередь, типом семьи. Гипопротекторный тип воспитания преимущественно встречается в случае неполной и распадающейся семьи. Было выявлена, определенная корреляция между видом семейного конфликта и проявлением отдельных синдромов делинквентной феноменологии, их тяжестью, которые более выражены во время интенсивных конфликтов.
Надо отметить, что в таких семьях девиантное поведение быстро принимает вид делинквентности, которое проявляется в первой фазе пубертатного периода, на втором этапе, расстройство поведения постепенно приобретает выраженную делинквентую форму с проявлениями патохарактерологических реакций (длительные персонологические изменения), их утяжелением, полиморфизмом, явлениями школьной, а затем, социальной дезадаптации, отрицанием морально-этических норм, проявлением анэтического синдрома. На этом этапе, уже становится заметной т.н. криминогенная готовность, преимущественно, в виде социализированного противозаконного поведения и нередко, преступных действий.
Заключение. В силу остроты проблемы крайне важно разработать и внедрить соответствующие программы, которые, в первую очередь, способствуют планированию методов профилактики, а также лечебной психокоррекции; социальные тренинги и мероприятия по абилитации, которые позволят нам избежать дезадаптации подростков с аддиктивным поведением и связанных с этим социальных осложнений.