Некоторые аспекты современной нормативно-правовой базы, регулирующей жизнедеятельность инвалидов
Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Секция: Общественное здоровье и здравоохранение
V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Некоторые аспекты современной нормативно-правовой базы, регулирующей жизнедеятельность инвалидов
Some aspects of the current regulatory framework governing the rights and livelihoods of persons with disabilities
Karina Moiseeva
the candidate of medical Sciences, associate Professor, Saint-Petersburg state pediatric medical University, SPbPGMU, Russia, Saint-Petersburg
Shalva Kharbedia
PhD, assistant, Saint Petersburg state pediatric medical University, SPbPGMU, Russia, Saint Petersburg
Mikhail Alekseev
master of 2 years of training, Saint-Petersburg state pediatric medical University, SPbPGMU, Russia, Saint-Petersburg
Аннотация: Инвалидность является актуальной медико-социальной проблемой современного общества. В статье рассматриваются некоторые аспекты современной нормативно-правовой базы, регулирующей жизнедеятельность инвалидов, а по результатам проведенного медико-социального исследования дается оценка качества доступной среды для инвалидов-колясочников на примере мегаполиса и ее соответствие государственной программе «Доступная среда».
Abstract: Disability is an urgent medical and social problem of modern society. This article discusses some aspects of the current regulatory framework governing the rights and livelihoods of persons with disabilities, and the results of the conducted medico-social study assesses the quality of an accessible environment for wheelchair users on the example of the metropolis and its compliance with the state program "Accessible environment".
Ключевые слова: инвалидность, нормативно-правовая база, качество доступной среды, инвалид-колясочник
Keywords: disability, regulatory framework, the quality of the available environment, wheelchair
На сегодняшний день инвалидность является одной из актуальных медико-социальных проблем во всем мире. Несмотря на постоянные усилия действующей системы здравоохранения по повышению качества медицинской помощи, доля инвалидов в структуре населения неуклонно растет [5, с. 705]. В связи с этим изучение современного состояния нормативно-правовой базы, существующей в России и влияющей на жизнедеятельность и качество жизни инвалидов, представляется особенно важным.
Основные виды и степени стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, а также основные категории жизнедеятельности человека определяет Приказ Минтруда РФ от № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Основанием для установления групп инвалидности являются соответствие критериям, которые используются при проведении медико-социальной экспертизы граждан [4, с. 13].
Законодательная база, регулирующая права и жизнедеятельность инвалидов в Российской Федерации, включает в себя Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который содержит данные по медико-социальной экспертизе, реабилитации и обеспечении жизнедеятельности инвалидов. Для уточнения этого закона в 2014 году был принят Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Кроме данных законов, отдельные статьи и пункты, касающиеся прав инвалидов, содержат Трудовой и Налоговый Кодексы РФ.
13 декабря 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Конвенция о правах инвалидов», которую Российская Федерация подписала в 2008 году, а ратифицировала только в 2012 году. Одним из наиболее важных моментов настоящей Конвенции является создание доступной среды для групп населения с ограничением мобильности.
Нормативные-правовые документы не только запрещают дискриминацию инвалидов, но и отражают ряд конкретных вопросов по их активному участию в жизни общества. Несмотря на то, что за организацию реабилитации и социальной защиты инвалидов отвечает Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты, имеется большое количество федеральных и региональных целевых программ, посвященных разным проблемам данной категории граждан.
Важным шагом для улучшения условий и образа жизни инвалидов является утверждение Правительством Российской Федерации государственной программы «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, согласно которой, инвалидам должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также беспрепятственное пользование железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
В Государственной программе «Доступная среда» сказано, что для обеспечения нормального доступа маломобильных граждан к любым требуемым местам в городе, необходимо строительство инфраструктурных объектов, пандусов и подъемников. Согласно Закону о социальной защите инвалидов, государственные и муниципальные органы должны обеспечить беспрепятственный доступ этой группе населения к объектам социальной инфраструктуры [3, с. 40].
Для оценки уровня удовлетворенности населения при реализации различных государственных целевых программ регулярно проводятся медико-социальные исследования. Как правило при их проведении используется либо анонимное анкетирование, либо социологический опрос [2, с. 28].
С целью оценки качества доступной среды и соответствия ее индикаторам программы «Доступная среда» в муниципальном образовании Парголово города Санкт-Петербурга было проведено медико-социальное исследование путем анкетирования 110 инвалидов-колясочников. Оценка качества доступной среды инвалидам-колясочникам объектов социальной инфраструктуры и объектов сферы культуры, досуга и отдыха, проводилась по следующим критериям:
информационная открытость, доступность (адаптивность) объектов, безопасность и комфортность. Кроме того, были изучены навыки и умение персонала по взаимодействию с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья
При оценке качества доступности среды, было установлено, что средняя оценка информационной открытости объектов социальной инфраструктуры 3,67±0,06 балла, а средняя оценка информационной открытости объектов сферы культуры, досуга и отдыха 3,70±0,06 балла.
Проведенное исследование показало, что средняя оценка доступности объектов социальной инфраструктуры составила 3,43 ±0,06 балла, а средняя оценка доступности объектов сферы культуры, досуга и отдыха 3,42±0,06 балла.
При изучении безопасности объектов социальной инфраструктуры и объектов сферы культуры, досуга и отдыха было установлено, что средняя оценка безопасности объектов социальной инфраструктуры составила 3,55 ±0,06 балла, средняя оценка безопасности объектов сферы культуры, досуга и отдыха 3,59±0,06 балла.
Оценка комфортности объектов социальной инфраструктуры и объектов сферы культуры, досуга и отдыха показала, что средняя оценка комфортности объектов социальной инфраструктуры составила 3,61 ±0,06 балла, а средняя оценка комфортности объектов сферы культуры, досуга и отдыха 3,69±0,06 балла.
Чуткое внимательное отношение персонала представляется особенно важным при работе с больными [1, с. 169]. Особое значение человеческие качества имеют при работе с такой категорией населения, как инвалиды. Средняя оценка в целом навыков и взаимодействия персонала объектов социальной инфраструктуры с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья составила 3,65±0,06 балла, средняя оценка в целом навыков и взаимодействия персонала объектов сферы культуры, досуга и отдыха с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья - 3,73±0,06 балла.
Таким образом, оценка качества доступной среды инвалидам-колясочникам объектов социальной инфраструктуры и объектов сферы культуры, досуга и отдыха по информационной открытости, доступности, безопасности, комфортности, а также навыкам и взаимодействию персонала объектов с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья показала её соответствие ожидаемым результатам программы «Доступная среда» по исследуемым показателям.
В последние годы наметилась положительная динамика по соблюдению прав и свобод лиц с ограниченными возможностями здоровья и возвращению их к активной жизнедеятельности. Однако, несмотря на положительные сдвиги, имеющаяся нормативно-правовая база до сих пор не привела к глобальному упрощению жизни инвалидов.