Статья:

Мотивация к обучению, успеваемость, профессиональное выгорание и качество жизни у студентов медицинских специальностей младших курсов

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Общественное здоровье и здравоохранение

Выходные данные
Кузнецов В.В. Мотивация к обучению, успеваемость, профессиональное выгорание и качество жизни у студентов медицинских специальностей младших курсов / В.В. Кузнецов, Е.К. Косилова, Р.А. Байрамов, Е.А. Смирнов // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 2(20). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 28-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Мотивация к обучению, успеваемость, профессиональное выгорание и качество жизни у студентов медицинских специальностей младших курсов

Кузнецов Владимир Вячеславович
канд. мед. наук, заведующий кафедрой Общественного здоровья и здравоохранения Тихоокеанского государственного медицинского университета, РФ, г. Владивосток
Косилова Екатерина Кирилловна
ассистент кафедры Общественного здоровья и здравоохранения Тихоокеанского государственного медицинского университета, РФ, г. Владивосток
Байрамов Руслан Андреевич
аспирант кафедры Общественного здоровья и здравоохранения Тихоокеанского государственного медицинского университета, РФ, г. Владивосток
Смирнов Евгений Андреевич
аспирант кафедры Общественного здоровья и здравоохранения Тихоокеанского государственного медицинского университета, РФ, г. Владивосток

 

Актуальность. Состояние здоровья студенческой молодежи явля­ется важным стратегическим ресурсом, от которого, в среднесрочной и отдаленной перспективе зависит социально-экономическая и демо­графическая стабильность общества и направления его развития. По имеющимся данным, до 65 % представителей студенческой молодежи обоих полов имеют те или иные хронические соматические заболе­вания [1, 2]. Высокий уровень хронической патологии среди студентов может быть связан с целым комплексом демографических, социально-экономических, экологических, личностно-психологических, физио­логических, алиментарных, организационно-технических и прочих факторов [3, 4]. На состояние здоровья прямо или косвенно влияют стрессогенные переменные, такие как психологический дискомфорт при необходимости адаптации к новым значимым другим (однокурсникам, преподавателям, соседям по общежитию), «алармистские» поведенческие стереотипы и подходы к экзаменационной сессии, множество новых, не всегда позитивных социальных контактов и связей [5, 6]. Тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении, что именно состояние здоровья, острая и хроническая заболеваемость является ключевым фактором влияния на рассматриваемые характеристики [7, 8]. Однако, многие исследователи обращают внимание на то, что объективное и субъективное состояние здоровья, не являются идентичными пара­метрами, и последнее представляет собой самостоятельный фактор воздействия на процесс и успешность обучения. То, есть инстру­ментально подтвержденное состояние здоровья, верифицируемое по медицинской документации, с одной стороны, и самоощущение своего физического и психологического состояния, самочувствие, уровень соматического комфорта с другой - могут не совпадать, и соответственно являются взаимосвязанными, но самостоятельными факторами, влияю­щими на параметры обучения [9]. Известно, что медицинское образование имеет специфические особенности и связано со значитель­ными трудовыми затратами, может быть сопряжено с избыточными психоэмоциональными нагрузками. В то же время, в текущей научной литературе практически отсутствуют данные по анализу влияния субъективной оценки состояния здоровья студентов медицинских направлений на успешность обучения, мотивацию к систематическим занятиям в вузе, а так же феномен профессионального выгорания [10].

Исследования самооценки состояния здоровья и качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ) в настоящее время являются актуальным направлением исследования популяции в целом и отдельных социальных страт, таких как студенческая и рабочая молодежь. Мониторинг качества жизни студентов, связанного со здоровьем может дать ценную информацию для организационных, воспитательных, идеологических мероприятий, направленных на повы­шение эффективности обучения, а значит и качественных изменений структуры общества в недалеком будущем [11]. Исходя из этих пред­ставлений, а так же из того обстоятельства, что влияние субъективной самооценки здоровья, и качества жизни на маркеры успешности обучения слабо освещены в текущей научной литературе, мы сформулировали следующую цель исследования:

Цель: исследование взаимосвязи качества жизни, связанного со здоровьем с успеваемостью, мотивацией и профессиональным выго­ранием с учетом влияния социально-экономических, демографических условий и объективного состояния здоровья у студентов медицинских направлений младших курсов.

Материалы и методы

Исследование проведено с 01.02. 2017 по 01.05.2018 года в школе Биомедицины Дальневосточного Федерального Университета (ШБМ ДВФУ) и Тихоокеанском Государственном медицинском университете (ТГМУ). В нем приняли участие 496 студентов обоих полов (251 (50,6%) женщин, 245 (49,4%) мужчин, средний возраст 20,4 года), обучающихся на 1-3 курсах по медицинским специальностям.

Демографические характеристики, социально-бытовые условия обучения и проживания, данные по заболеваемости, были собраны с использованием: комплексной анкеты (Поздеева, 2008; с дополнениями авторов); стандартной медицинской документации поликлиники. Анкета «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36» применена при исследовании качества жизни, связанного со здоровьем. Студентам так же было проведено анкети­рование по Шкале академической мотивации (Гордеева, Сычев и др., 2014), вопроснику Маслач и Джексон, статистические данные по успеваемости были предоставлены администрациями учебных учреж­дений. При расчете объема выборочной совокупности была принята доверительная вероятность 95 % и доверительный интервал ±5 %. Достоверность различий между средними значениями переменных в выборке оценивалась с использованием двустороннего анализа дисперсии (ANOVA). Сила взаимосвязи переменных исследовалась при расчете иерархической и одновременной регрессий. Анализ был проведен и использованием прикладной программы «Statistica 6.0».

Результат

При самооценке качества жизни физическое функционирование составило 58,8 баллов, ролевое функционирование 27,4 балла, сомати­ческая боль (отсутствие постоянных болевых ощущений 79,4), общее самочувствие 48,6; жизнестойкость 61,2, социальное функциониро­вание 57,3, эмоциональный статус 51,0, психологический комфорт 53,7. У студентов отмечается высокий уровень мотивации к обучению (47,7-59,8 баллов по шкале Валлеранда), и низкий средний балл профессионального выгорания (24,9-44,0 по шкале Маслач и Джексон); показатели успеваемости составили 4,1-4,6 баллов. Было установлено, что каждый из отдельных параметров самооценки физического и психического состояния достоверно связан с композитной усредненной оценкой КЖСЗ (r=0,49-0,86; p <0,05).

В таблице 1 представлена корреляционная матрица взаимосвязи качества жизни, связанного со здоровьем, академической успеваемости, мотивации, профессионального выгорания и основных характеристик здоровья и социально-экономического статуса студентов медицинских направлений. Как видно из представленного материала, КЖСЗ студентов медицинских направлений оказалось связанным с уровнем успеваемости (β =0.27, p <.05), и мотивацией к учебе (β =0.35, p <.05), однако не была обнаружена корреляция с уровнем профессионального выгорания. Сильный уровень взаимосвязи был установлен так же между КЖСЗ и уровнем коморбидности (β = -0.30, p <.05), и занятиями спортом (β =0.27, p <.05).

Таблица 1

Корреляционная матрица взаимосвязи качества жизни, связанного со здоровьем, академической успеваемости, мотивации, профессионального выгорания и основных характеристик здоровья и социально-экономического статуса студентов медицинских направлений (n=496)

 

 

 

 

Параметры

 

 

 

 

КЖСЗ

Демографический и социально-экономический статус

Состояние здоровья и образ жизни

Эффективность обучения

Возр

Доход

Усл.

Прож.

Кач. пит.

Инд. комор.

Спорт

Вред прив.

Акад. мотив.

Акад. успев.

Возраст

-.02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доход

.17

.01

 

 

 

 

 

 

 

 

Усл. прож.

.22

.00

.45**

 

 

 

 

 

 

 

Кач. питан.

.34*

.04

.33*

.23

 

 

 

 

 

 

Инд. комор.

-.49**

.08

.11

-.31*

.39*

 

 

 

 

 

Спорт

.39*

.17

.31*

.44**

.12

.25

 

 

 

 

Вред прив.

-.17

.21

.05

-.08

.03

.29*

-.32*

 

 

 

Акад. мотив.

.39*

.19

.12

.17

.14

.35*

.20

.11

 

 

Акад. успев.

.57**

-.23

-.30

.29

.23

-.42

.24

-.09

.63**

 

Проф.выгор.

-.24*

.31

.08

.22

0.17

.31

-.36*

.23

-.32*

.35*

Примечание. КЖСЗ – качество жизни, связанное со здоровьем; Усл. прож. – условия проживания; Кач. питан. – качество питания; Индекс коморбидности (Чарлсона); Вред. прив. – вредные привычки (курение, употребление алкоголя, среднее значение в баллах); Акад. мотив. – академическая мотивация; Акад. успев. – академическая успеваемость (среднее значение в баллах); Проф. выгор. – профессиональное выгорание (в баллах). 

*p <.05; **p <.01

 

Выводы

Суммарная самооценка качества жизни студентами медицинских направлений незначительно превышает порог нормальных значений. Студенты- медики младших курсов имеют высокую мотивацию к обу­чению, хорошую успеваемость и слабое профессиональное выгорание.

Качество жизни, связанное со здоровьем взаимосвязано с успевае­мостью и мотивацией к учебе, а так же с хронической заболеваемостью и занятиями спортом.

 

Список литературы:
1. Бабина В.С. Проблемы здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 572-575.
2. Били-Лазарь А.А., Хлебутина Э.В., Вольский В.В. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи «Успехи современного естествознания», 2013. No 10. С.192. 
3. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В. Журавлева. Институт социологии РАН. – М., 2012 – С. 252 [xx].
4. Артеменков А.А. Комплексная программа оздоровления студентов с дезадаптивными расстройствами. // Российский медицинский журнал, 2017. - N 3. - С. 142-147.
5. Акопян А.Н. Исследование предэкзаменационного психоэмоционального состояния студентов. // Вестник восстановительной медицины, 2010. – N 6. - С. 36-39. 
6. Рассказова Е.И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 4 - с. 102-119.
7. Иванова П.Ф., Люкина А.Н., Петрова М.П., Савельев В.Н. Влияние заболеваемости на успеваемость студентов ИГМА лечебного и педиатрического факультетов // Синергия наук. 2018. № 19. − С. 925-929.
8. Загородников А.Г., Попов В.И., Загородников Г.Г., Горичный В.А. Взаимосвязь общей заболеваемости с успешностью обучения курсантов различных соматотипов. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 4 (48). - С. 182-184.
9. Ирихин Н.В., Журавлев Ю.И., Жернакова Н.И., Чефранова Ж.Ю., Ирихина И.В. Сравнительный анализ объективной и субъективной оценок здоровья студентов в ходе реализации инновационной образовательной программы «Здоровьесбережение». - 2009. - Вестник ТГУ. - № 6(74). - С. 149-153 [xx].
10. Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л. Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей. // Гигиена и санитария, 2016. - N 6. - С. 577-581. 
11. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского ВУЗа в сопряженности с самооценкой здоровья. Земской врач. 2014.- № 2 (23). С. 41-44 [xx].