Мотивация к обучению, успеваемость, профессиональное выгорание и качество жизни у студентов медицинских специальностей младших курсов
Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Секция: Общественное здоровье и здравоохранение
XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»
Мотивация к обучению, успеваемость, профессиональное выгорание и качество жизни у студентов медицинских специальностей младших курсов
Актуальность. Состояние здоровья студенческой молодежи является важным стратегическим ресурсом, от которого, в среднесрочной и отдаленной перспективе зависит социально-экономическая и демографическая стабильность общества и направления его развития. По имеющимся данным, до 65 % представителей студенческой молодежи обоих полов имеют те или иные хронические соматические заболевания [1, 2]. Высокий уровень хронической патологии среди студентов может быть связан с целым комплексом демографических, социально-экономических, экологических, личностно-психологических, физиологических, алиментарных, организационно-технических и прочих факторов [3, 4]. На состояние здоровья прямо или косвенно влияют стрессогенные переменные, такие как психологический дискомфорт при необходимости адаптации к новым значимым другим (однокурсникам, преподавателям, соседям по общежитию), «алармистские» поведенческие стереотипы и подходы к экзаменационной сессии, множество новых, не всегда позитивных социальных контактов и связей [5, 6]. Тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении, что именно состояние здоровья, острая и хроническая заболеваемость является ключевым фактором влияния на рассматриваемые характеристики [7, 8]. Однако, многие исследователи обращают внимание на то, что объективное и субъективное состояние здоровья, не являются идентичными параметрами, и последнее представляет собой самостоятельный фактор воздействия на процесс и успешность обучения. То, есть инструментально подтвержденное состояние здоровья, верифицируемое по медицинской документации, с одной стороны, и самоощущение своего физического и психологического состояния, самочувствие, уровень соматического комфорта с другой - могут не совпадать, и соответственно являются взаимосвязанными, но самостоятельными факторами, влияющими на параметры обучения [9]. Известно, что медицинское образование имеет специфические особенности и связано со значительными трудовыми затратами, может быть сопряжено с избыточными психоэмоциональными нагрузками. В то же время, в текущей научной литературе практически отсутствуют данные по анализу влияния субъективной оценки состояния здоровья студентов медицинских направлений на успешность обучения, мотивацию к систематическим занятиям в вузе, а так же феномен профессионального выгорания [10].
Исследования самооценки состояния здоровья и качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ) в настоящее время являются актуальным направлением исследования популяции в целом и отдельных социальных страт, таких как студенческая и рабочая молодежь. Мониторинг качества жизни студентов, связанного со здоровьем может дать ценную информацию для организационных, воспитательных, идеологических мероприятий, направленных на повышение эффективности обучения, а значит и качественных изменений структуры общества в недалеком будущем [11]. Исходя из этих представлений, а так же из того обстоятельства, что влияние субъективной самооценки здоровья, и качества жизни на маркеры успешности обучения слабо освещены в текущей научной литературе, мы сформулировали следующую цель исследования:
Цель: исследование взаимосвязи качества жизни, связанного со здоровьем с успеваемостью, мотивацией и профессиональным выгоранием с учетом влияния социально-экономических, демографических условий и объективного состояния здоровья у студентов медицинских направлений младших курсов.
Материалы и методы
Исследование проведено с 01.02. 2017 по 01.05.2018 года в школе Биомедицины Дальневосточного Федерального Университета (ШБМ ДВФУ) и Тихоокеанском Государственном медицинском университете (ТГМУ). В нем приняли участие 496 студентов обоих полов (251 (50,6%) женщин, 245 (49,4%) мужчин, средний возраст 20,4 года), обучающихся на 1-3 курсах по медицинским специальностям.
Демографические характеристики, социально-бытовые условия обучения и проживания, данные по заболеваемости, были собраны с использованием: комплексной анкеты (Поздеева, 2008; с дополнениями авторов); стандартной медицинской документации поликлиники. Анкета «Краткая форма самооценки качества жизни, связанного со здоровьем MOS SF-36» применена при исследовании качества жизни, связанного со здоровьем. Студентам так же было проведено анкетирование по Шкале академической мотивации (Гордеева, Сычев и др., 2014), вопроснику Маслач и Джексон, статистические данные по успеваемости были предоставлены администрациями учебных учреждений. При расчете объема выборочной совокупности была принята доверительная вероятность 95 % и доверительный интервал ±5 %. Достоверность различий между средними значениями переменных в выборке оценивалась с использованием двустороннего анализа дисперсии (ANOVA). Сила взаимосвязи переменных исследовалась при расчете иерархической и одновременной регрессий. Анализ был проведен и использованием прикладной программы «Statistica 6.0».
Результат
При самооценке качества жизни физическое функционирование составило 58,8 баллов, ролевое функционирование 27,4 балла, соматическая боль (отсутствие постоянных болевых ощущений 79,4), общее самочувствие 48,6; жизнестойкость 61,2, социальное функционирование 57,3, эмоциональный статус 51,0, психологический комфорт 53,7. У студентов отмечается высокий уровень мотивации к обучению (47,7-59,8 баллов по шкале Валлеранда), и низкий средний балл профессионального выгорания (24,9-44,0 по шкале Маслач и Джексон); показатели успеваемости составили 4,1-4,6 баллов. Было установлено, что каждый из отдельных параметров самооценки физического и психического состояния достоверно связан с композитной усредненной оценкой КЖСЗ (r=0,49-0,86; p <0,05).
В таблице 1 представлена корреляционная матрица взаимосвязи качества жизни, связанного со здоровьем, академической успеваемости, мотивации, профессионального выгорания и основных характеристик здоровья и социально-экономического статуса студентов медицинских направлений. Как видно из представленного материала, КЖСЗ студентов медицинских направлений оказалось связанным с уровнем успеваемости (β =0.27, p <.05), и мотивацией к учебе (β =0.35, p <.05), однако не была обнаружена корреляция с уровнем профессионального выгорания. Сильный уровень взаимосвязи был установлен так же между КЖСЗ и уровнем коморбидности (β = -0.30, p <.05), и занятиями спортом (β =0.27, p <.05).
Таблица 1
Корреляционная матрица взаимосвязи качества жизни, связанного со здоровьем, академической успеваемости, мотивации, профессионального выгорания и основных характеристик здоровья и социально-экономического статуса студентов медицинских направлений (n=496)
Параметры |
КЖСЗ |
Демографический и социально-экономический статус |
Состояние здоровья и образ жизни |
Эффективность обучения |
||||||
Возр |
Доход |
Усл. Прож. |
Кач. пит. |
Инд. комор. |
Спорт |
Вред прив. |
Акад. мотив. |
Акад. успев. |
||
Возраст |
-.02 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доход |
.17 |
.01 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Усл. прож. |
.22 |
.00 |
.45** |
|
|
|
|
|
|
|
Кач. питан. |
.34* |
.04 |
.33* |
.23 |
|
|
|
|
|
|
Инд. комор. |
-.49** |
.08 |
.11 |
-.31* |
.39* |
|
|
|
|
|
Спорт |
.39* |
.17 |
.31* |
.44** |
.12 |
.25 |
|
|
|
|
Вред прив. |
-.17 |
.21 |
.05 |
-.08 |
.03 |
.29* |
-.32* |
|
|
|
Акад. мотив. |
.39* |
.19 |
.12 |
.17 |
.14 |
.35* |
.20 |
.11 |
|
|
Акад. успев. |
.57** |
-.23 |
-.30 |
.29 |
.23 |
-.42 |
.24 |
-.09 |
.63** |
|
Проф.выгор. |
-.24* |
.31 |
.08 |
.22 |
0.17 |
.31 |
-.36* |
.23 |
-.32* |
.35* |
Примечание. КЖСЗ – качество жизни, связанное со здоровьем; Усл. прож. – условия проживания; Кач. питан. – качество питания; Индекс коморбидности (Чарлсона); Вред. прив. – вредные привычки (курение, употребление алкоголя, среднее значение в баллах); Акад. мотив. – академическая мотивация; Акад. успев. – академическая успеваемость (среднее значение в баллах); Проф. выгор. – профессиональное выгорание (в баллах).
*p <.05; **p <.01
Выводы
Суммарная самооценка качества жизни студентами медицинских направлений незначительно превышает порог нормальных значений. Студенты- медики младших курсов имеют высокую мотивацию к обучению, хорошую успеваемость и слабое профессиональное выгорание.
Качество жизни, связанное со здоровьем взаимосвязано с успеваемостью и мотивацией к учебе, а так же с хронической заболеваемостью и занятиями спортом.