Статья:

Воспроизводство профессиональных компетенций специалистов для национальной системы здравоохранения

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Общественное здоровье и здравоохранение

Выходные данные
Шкрумяк А.Р. Воспроизводство профессиональных компетенций специалистов для национальной системы здравоохранения // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 30-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспроизводство профессиональных компетенций специалистов для национальной системы здравоохранения

Шкрумяк Андрей Романович
аспирант, ГБУ Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, РФ, г. Москва

 

REPRODUCTION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF SPECIALISTS FOR THE NATIONAL HEALTH SYSTEM

 

Andrey Shkrumyak

Graduate student, State budgetary institution "Research Institute of health organization and medical management of the Moscow city health Department", Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров для российской системы здравоохранения. Отмечено, что модель компетенций современного медицинского специалиста предполагает последовательный и разносторонний путь обучения, самообразования и практического опыта.

Abstract. The article deals with the issues of personnel training for the Russian healthcare system. It is noted that the competence model of a modern medical specialist assumes a consistent and versatile path of training, self-education and practical experience.

 

Ключевые слова: система здравоохранения; специалист; обучение; профессиональные компетенции; воспроизводство.

Keywords: healthcare system; specialist; training; professional competence; reproduction.

 

Системные модернизационные процессы, затронувшие российскую национальную систему здравоохранения и медицины, своей целью ставят повышение технологического уровня и качества оказания медицинских услуг с ориентацией на стратегию интеграции России в глобальную мировую медицинскую отрасль, соответствие общемировыми трендам устойчивого развития, инновационность  и эффективность.

Достижение указанных ориентиров невозможно без кадрового обеспечения системы здравоохранения, «кадры решают все» - этот тезис не утратил своей актуальности и значимости и в современных условиях. В свою очередь вопросы подготовки медицинских кадров, отвечающих потребностям рынка труда и современным технологическим инновациям, которые затронули систему, также остаются актуальными.

В соответствии с современными общемировыми трендами развития медицинской отрасли «формируется принципиально новый подход к процессам подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, предполагающий активное вовлечение профессионального сообщества в образовательный процесс с целью сглаживания возникающих противоречий между полученными в учебном заведении компетенциями и требованиями профессиональной среды» [1].

По мнению специалистов, основная сложность процесса формирования профессиональных компетенций специалистов сферы здравоохранения связана с постоянными технологическими инновациями. Инновации в медицине – это новые и конкурентоспособные технологии производства и применения лекарственных препаратов и диагностических медицинских исследований, а также новейшие методы лечения пациентов. В настоящее время инновационные технологии в медицине можно подразделить на несколько основных видов:

- Технологические медицинские инновации. Каждая новая технология предполагает появление в медицинской практике новых методов лечения и профилактики болезней на основе имеющихся медикаментов или новых сочетаний их применения.

- Фармацевтические инновации в области медицины. Предполагают создание новых препаратов для медицинского применения.

- Организационные инновации. Имеют место в том случае, когда медицинское учреждение внедрило в свою работу новую организацию труда медперсонала, разработало новые показатели эффективности работы управленческого аппарата.

- Информационные инновации. Такие инновации направлены на то, чтобы автоматизировать информационные потоки в отрасли.

Инновационный характер развития российской национальной системы здравоохранения требует не только разработки механизма формирования и развития профессиональных компетенций медицинских работников, но и постоянную оценку совокупности профессиональных знаний, умений и навыков работников, их обновления и воспроизводства.

«Для современных медицинских учреждений, ориентированных на постоянное внедрение новых технологий предоставления качественных медицинских услуг и современного инновационного оборудования, совокупный потенциал их развития определяется набором положительных синергетических эффектов, возникающих при консолидации научных, управленческих, имиджевых и других ресурсов» [4].

В Российской Федерации обеспеченность здравоохранения кадрами не равномерна по всей ее территории. В таблицах 1 и 2 представлены статистические данные, отражающие динамику  изменения численности медицинских организаций  и медперсонала за последние несколько лет.

По данным статистики по состоянию на 1.01.2018 г. наибольшая обеспеченность населения врачами всех специальностей при среднем значении по России 37,3 на 10 тыс. населения, была в Северо-Западном (43,1), в Дальневосточном (39,9), в Сибирском (37,8), наименьшая – в Уральском (34,3), Южном (34,6), Северо-Кавказском (35,1) федеральных округах.

Таблица 1.

Сеть и кадры медицинских организаций [6].

Наименование

2015

2016

2017

2018

Число медицинских организаций - всего

8044

7767

7529

7318

   в том числе оказывающих медицинскую помощь населению

6776

6559

6381

6228

Из них:

Число медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях

4688

4572

4468

4390

Численность врачей (тыс.)

543,6

544,5

548,4

548,8

Численность среднего медицинского персонала (тыс.)

1309,8

1292,0

1266,2

1224,2

 

Таблица 2.

Численность и обеспеченность населения медицинскими специалистами [5].

СУБЪЕКТЫ  ФЕДЕРАЦИИ

Всего врачей

численность врачей (физ.лица)

обеспеченность врачами на 10000 соотв.населения

2017

2018

2017

2018

Российская Федерация

548414

548818

37,3

37,4

Центральный федеральный округ

146289

147382

37,2

37,5

Северо-Западный федеральный округ

59671

60142

42,8

43,1

Южный федеральный округ

56875

56816

34,6

34,6

Северо-Кавказский федеральный округ

34027

34468

34,6

35,1

Приволжский федеральный округ

107419

106389

36,4

36,0

Уральский федеральный округ

42657

42422

34,5

34,3

Сибирский федеральный округ

73092

65098

37,9

37,8

Дальневосточный федеральный округ

25120

32781

40,7

39,9

Главное медицинское управление Управления делами Президента Российской Федерации

3264

3320

-

-

 

«Кадровый ресурс системы здравоохранения, особенно государственного и муниципального секторов, является наиболее значимым и ценным ее компонентом. Отсутствие потенциально необходимого числа и оптимального структурного состава высококвалифицированных врачей и средних медицинских работников не позволяет обеспечить население востребованной равнодоступной и качественной медицинской помощью, сделать возможным широкое применение сложных, высокотехнологичных и инновационных лечебно-диагностических и реабилитационно-восстановительных технологий и методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения» [7].

Основное содержание концепции кадровой политики в здравоохранении РФ включает:

– приоритеты в формировании кадровой работы в отрасли в соответствии с направлениями ее реформирования;

– принципы планирования и использования кадровых ресурсов здравоохранения на основе совершенствования номенклатуры специальностей и системы сертификации специалистов;

– стратегию интенсивного развития кадрового потенциала в здравоохранении на основе оптимизации системы медицинского и фармацевтического образования в соответствии с требованиями практического здравоохранения, медицинской науки и отраслевого управления;

– обеспечение качества рабочей среды, включая совершенствование системы оплаты труда; условий труда, разработку мероприятий по охране труда, а также рациональное использование рабочего времени;

– новые принципы развития социального партнерства, привлечение общественных медицинских и фармацевтических организаций к управлению здравоохранением (повышение роли самоуправления).

Эффективность развития российской национальной системы здравоохранения и ее интеграции в мировое здравоохранительное пространство, а также эффективность каждого конкретного лечебного учреждения зависит от профессионализма сотрудников, уровня их профессиональной компетентности. В вопросах устойчивого развития системы здравоохранения  «основополагающую роль играет кадровый ресурс, поскольку именно трудовой потенциал, эффективно организованный и распределенный в соответствии с критерием тесного сопряжения квалификации и предоставляемой медицинской услуги определяет эффективность реализации целей учреждения здравоохранения» [1].

В современной научной литературе активно разрабатывается концепция компетентностного подхода как идеология подготовки кадров для народного хозяйства, всех его отраслей и сфер, в том числе – сферы здравоохранения. «Компетентность представляет собой способность и готовность человека осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций. Обозначая круг вопросов, в которых человек имеет определенный уровень знаний и опыта, она выступает как конечный результат обучения. Компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений, а также проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной, т.е. она обозначает определенные возможности в какой-либо сфере. Профессиональная компетентность определяет способность специалиста решать типичные профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, ценностей и опыта. Иначе говоря, она означает не только степень освоения специалистом знаний, умений и навыков в той или иной области профессиональной деятельности, но и совокупность личностных качеств, отражающих умение эффективно действовать в обществе» [2].

Реализация образовательных программ в учебных заведениях предполагает освоение учебных дисциплин, направленных на последовательное формирование и закрепление соответствующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Цель основной образовательной программы – подготовка дипломированных специалистов, отвечающих потребностям рынка труда и задачам развития соответствующих сфер и отраслей народного хозяйства страны.

Рисунок 1. Содержание понятия «Профессиональная компетентность специалиста медицинской сферы»

Рисунок 2. Процесс формирования и воспроизводства кадрового потенциала медицинских учреждений

 

Однако наличие диплома об окончании высшего учебного заведения еще не является гарантом профессионализма выпускника и должного уровня сформированности профессиональных компетенций. Мы согласны с В. И. Кирищеевой, которая в своей работе отмечает: «на современном рынке труда ценность работника определяется обладанием им определенных профессиональных компетенций, а не дипломом, подтверждающим завершение образовательной программы в конкретном учебном заведении» [3]. Таким образом, применительно к выпускникам образовательных организаций профессионального образования, чья деятельность связана с здравоохранением и медициной, полученный диплом должен быть показателем и гарантом их готовности к исполнению профессиональной деятельности в полном объеме в соответствии с теми компетенциями, которые выделены нами на рисунке 1.

Представленная система профессиональных компетенций специалистов сферы здравоохранения и медицины предполагает непрерывный процесс формирования и воспроизводства кадрового потенциала медицинских учреждений, который можно представить как последовательность этапов (рисунок 2).

Следует отметить, что в учебном заведении формирование профессиональных компетенций будущего медицинского специалиста в учебном заведении только начинается. Образовательная среда, реализуя формальную часть учебного процесса, стимулирует самообразование, получение дополнительных квалификаций, развитие новых и альтернативных навыком, не снимая с обучающего ответственности за формирование компетентностного уровня.

 

Список литературы:
1. Баркова Г. Ю. Механизм формирования и развития профессиональных компетенций в рамках научно-образовательного кластера (на примере здравоохранения) // Дисс. … к.э.н. – Ростов-на-Дону, 2018. С. 5.
2. Гурова И. М.  Модель профессиональной компетентности современного специалиста// Экономика и социум: современные модели развития. Выпуск 12,  2016. С. 66
3. Кирищеева В. И. Целеполагающее непрерывное образование в системе повышения компетентностно-квалификациионного уровня трудовых ресурсов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство, право и управление, 2016. №2 (69).
4. Коковихин А. Ю., Огородникова Е. С., Плахин А. Е. Стратегический инструментарий субъектов рынка медицинских услуг // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 144-149
5. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Часть I. Медицинские кадры. – М., 2019. С. 4-6.
6. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Часть VI. Основные показатели здравоохранения. – М., 2019. С. 4.
7. Щепин В. О. Обеспеченность населения Российской Федерации основным кадровым ресурсом государственной системы здравоохранения //  Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. №3, 2013