Статья:

Некоторые аспекты реализации проекта «Бережливая поликлиника»

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Общественное здоровье и здравоохранение

Выходные данные
Метельская А.В. Некоторые аспекты реализации проекта «Бережливая поликлиника» // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 23-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые аспекты реализации проекта «Бережливая поликлиника»

Метельская Анастасия Вячеславовна
аспирант, ГБУ Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, РФ, г. Москва

 

SOME ASPECTS OF THE PROJECT "LEAN CLINIC"

 

Anastasiya Metelskaya

PhD student, state budgetary institution "Research Institute of health organization and medical management of the Moscow city health Department", Russia, Moscow

 

Аннотация. Данное исследование посвящено подведению промежуточных итогов внедрения всероссийского проекта «Бережливая поликлиника» за 2016-2019 гг. Представлены данные, отражающие основные принципы системы бережливового производства, адаптированные под проект, направления реализации проекта «Бережливая поликлиника», результаты пилотного этапа.

Abstract. This study is devoted to summing up the interim results of the implementation of the all-Russian project "Lean polyclinic" for 2016-2019. The data reflecting the main principles of the lean production system adapted to the project, the directions of implementation of the Lean polyclinic project, and the results of the pilot stage are presented.

 

Ключевые слова: система здравоохранения; бережливое производство; проект «бережливая поликлиника».

Keywords: health care system; lean manufacturing; project "lean polyclinic".

 

С 2016 года в России реализуют проект «Бережливая поликлиника». Суть проекта – перестройка ряда процессов: изменение принципа работы регистратуры, установка современного оборудования, организация доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. На рисунке 1 представим основные предпосылки внедрения рассматриваемого нами проекта.

 

Рисунок 1. Предпосылки внедрения проекта «Бережливая поликлиника

Источник: составлено автором.

 

Реализация данного проекта, по мнению разработчиков, позволит вывести качество работы поликлинических специалистов на более высокий уровень, а также в целом обеспечить повышение эффективность работы поликлинических учреждений. А, главное, сделать приём больного максимально комфортным и быстрым.

Методологической основой разработки и внедрения проекта «Бережливая поликлиника» выступает японский метод эффективного менеджмента Кайдзен, предполагающий постоянное совершенствование процессов, влияющих на итоговый результат всей системы. Метод Кайдзен базируется на системе принципов 5S (рисунок 2):

 

Рисунок 2. Система Кайдзен: 5S

Источник: [4].

 

Все эти принципы берут начало в понятии «бережливого производства», которое ввели Вумек и Джонс ещё в 1996 году после изучения производственной системы «Тойота» [4]. По сути, это упрощенная и адаптированная для разных сфер философия Тойоты. В одноименной книге авторы говорят о том, что бережливые технологии можно применять не только в производстве, но и в услугах, а также в бытовых делах.

Одной из актуальных задач для российских властей является повышение эффективности и доступности медицинской помощи для населения [1,3,2].

В целом смысл в том, чтобы сделать медицинские услуги качественнее и доступнее. Слово «бережливая» означает, что такой тип работы направлен на экономию времени, нервов и ресурсов.

Проект «Бережливая поликлиника» – относительно новый. Проект реализуют Министерство здравоохранения РФ и госкорпорация «Росатом». Он направлен на повышение эффективности работы лечебно-профилактических учреждений и общей доступности медицинской помощи в 39 регионах страны.

Основные направления проекта «Бережливая поликлиника» представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Основные направления реализации проекта «Бережливая поликлиника»

Источник: составлено автором.

 

Рассмотрим некоторые аспекты внедрения проекта «бережливая поликлиника» в России и его обсуждение. Под председательством заместителя Министра здравоохранения Виктора Фисенко в 2016 году в начале реализации исследуемого проекта состоялось рабочее совещание, посвящённое первичным итогам реализации федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», в котором уделялось особое внимание внедрению бережливого менеджмента в деятельность поликлиник, больниц, медицинских центров и других медучреждений [5].

Представители Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины, представители системы здравоохранения субъектов России высказали свое мнение относительно проблем и перспектив внедрения проекта «Бережливая поликлиника».

Были обсуждены итоги реализации федерального проекта в 2019 году, а также задачи на 2020 год. По словам В. Фисенко, мероприятия федерального проекта, реализуемые в субъектах с начала 2019 года, уже привели к значительным результатам, однако по-прежнему остаются в фокусе внимания и требуют особого контроля со стороны руководства субъектов Российской Федерации.

Как отметила Екатерина Валерьевна [6], по ряду показателей удалось превысить плановые значения. Так, в 2019 году в соответствии с паспортом федерального проекта планировалось создание 393 ФАП, ФП, ВА. На сегодняшний день создано и введено в эксплуатацию уже 420 ФАП, ФП, ВА – пациентами уже совершено более 14 тысяч посещений созданных объектов здравоохранения.

В 2019 году было также запланировано приобретение 501 передвижного медицинского комплекса для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек. За счет экономии, полученной в результате конкурсных процедур, проведенных регионами, удалось приобрести и поставить в медицинские организации 516 ПМК. Благодаря этому за первые месяцы 2020 года удалось совершить более 7 тысяч выездов, осмотреть более 150 тысяч человек [3].

Также осуществлено более 8 тысяч вылетов санитарной авиации, благодаря чему удалось эвакуировать 11 173 человек, из них более 2 тыс. – дети.

Планируется, что система бережливового производства, реализуемая на основе проекта «Бережливая поликлиника», будет внедрена во всех поликлинических учреждениях страны к 2023 году. Основная реализуемая в рамках проекта задача – обеспечить высокий уровень удовлетворённости пациентов качеством оказания медицинской помощи поликлиническим врачом до 60 % к 2020 году и до 70 % к 2022 году.

Всего к 2022 году в проекте примут участие около 2 тысяч медицинских учреждений [4].

Основной постулат философии Тойота (Кайзен-технологии) – клиентоориентированные технологии, устранение потерь, которые не создают ценности для клиента, и постоянное совершенствование процесса в интересах клиента. В медицине клиент заменяется пациентом, но смысл остается тем же. То есть главное – философия пациентоориентированности. Речь идет о создании условий, при которых пациент с минимальной потерей времени получает качественные медицинские услуги [4,5].

Конечно, это очень серьезные изменения, которые не проходят без проблем. Есть важные системные ограничения: недостаток кадров или оборудования в конкретно взятой больнице. Другими словами, не всегда хватает ресурсов для того, чтобы система заработала в полной мере. Так, если в больнице отсутствует один из нужных специалистов, то уже ни о какой экономии времени пациента речи не идет, так как ему приходится обращаться в другое медицинское учреждение, которое может находиться в другом населенном пункте.

Также стоит отметить, что далеко не во всех клиниках внедрение этих принципов проходит гладко: при частичных изменениях у слишком загруженных врачей просто не хватает времени и ресурсов на то, чтобы полностью перейти на новую систему работы. Тем не менее, даже начало таких изменений – важный шаг на пути построения пациенто-ориентированной медицины в России.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения И.Ф. Серегина сообщила о результатах контрольных мероприятий, проведённых Росздравнадзором в субъектах Российской Федерации, в отношении реализации мероприятий федерального проекта [10].

Так, проверки проводились по нескольким направлениям: приобретение передвижных медицинских комплексов, создание (замена) фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, проведение Всероссийской диспансеризации, работа с жалобами и обращениями граждан. В своем выступлении она уделила особое внимание типичным нарушениям, выявленным в ходе проведения контрольных мероприятий [6].

Среди них: несвоевременное проведение конкурсных процедур и, соответственно, несвоевременное заключение государственных контрактов, задержка сроков подготовки объектов к получению лицензий, поздние сроки поставки медицинских комплексов, не зарегистрированных в установленном порядке и пр.

Так руководитель Федерального Центра организации первичной медико-санитарной помощи Ирина Ходырева [6] особое внимание уделила механизмам мониторинга реализации мероприятий федерального проекта, а также акцентировала внимание на необходимость своевременного предоставления соответствующих отчетов.

О формировании системы защиты прав пациентов в рамках реализации федерального проекта рассказала начальник управления организации ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхования Ольга Верховодова [7], которая представила анализ оперативных сведений по данному направлению за январь-февраль текущего года.

Так, о возможности прохождения профилактических мероприятий в Российской Федерации проинформированы более 11,5 миллионов человек, более 4 миллионов прошли профилактические медицинские осмотры/диспансеризацию.

Направления и результаты проекта «Бережливая поликлиника» постоянно в зоне внимания ведущих руководителей медицинской сферы и авторов, пишущих на темы перспектив и проблем развития здравоохранения. В связи с чем, проектная деятельность в данном направлении будет продолжаться и далее.

 

Список литературы:
1. Арженцов, В. Ф. Применение принципов бережливого производства в медицине / В. Ф. Арженцов // Управление качеством в здравоохранении. – 2018. – N 1. – С. 14-18.
2. Артемьев, С. А. Бережливые технологии в кабинете врача: 5 шагов, как организовать рабочее пространство / С. А. Артемьев, С. Н. Ильин, Ю. А. Романова // Зам. гл. врача. – 2017. – N 8. – С. 44-51.
3. Бережливая поликлиника: от планов к реализации // https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/231001 (дата обращения: 20.10.2020 г.)
4. Информационные технологии в здравоохранении: Материалы конференции учреждений здравоохранения ЮФЩ. – Ростов-на Дону, 2018. – 113 с.
5. Стадченко, Н. Н. Роль субъектов и участников ОМС в пилотном проекте «Бережливая поликлиника» / Н. Н. Стадченко, С. Г. Кравчук // Управление качеством в здравоохранении. – 2018. – N 1. – С. 26-31.
6. Палькова О. Как проект «Бережливая поликлиника» меняет работу сестринской службы: опыт первопроходцев / О. Палькова // Главная мед. сестра. – 2017. – N 12. – С. 18-28.
7. Романова, Ю. А. Как внедрить бережливые технологии, не потратив ни копейки. Система 5С / Ю. Романова // Здравоохранение: журнал для управления мед. организацией. – 2017. – N 6. – С. 100-107.