Статья:

Проблема исполнительской интерпретации музыкальных произведений

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Комурджи Р.З. Проблема исполнительской интерпретации музыкальных произведений // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема исполнительской интерпретации музыкальных произведений

Комурджи Рустем Зевриевич
канд. пед. наук, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет», РФ, г. Симферополь

 

The problem of performing interpretation of musical works

 

Rustem Komurji

candidate of pedagogical Sciences, State budgetary educational institution of higher education of the Republic of Crimea "Crimean engineering and pedagogical University", Russia, Simferopol

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема исполнительской интерпретации музыкальных произведений. В работе анализируются основные факторы, оказывающие влияние на качество интерпретации музыкальных произведений, в частности понятия «музыкальное мышление», «музыкальный стиль», «авторский стиль композитора», «индивидуальный стиль исполнителя»; определены условия развития исполнительской культуры музыканта и его способности к осуществлению качественной интерпретации музыкальных произведений.

Abstract. The article considers the problem of performing interpretation of musical works. The paper analyzes the main factors influencing the quality of interpretation of musical works, in particular the concept of "musical thinking", "music style", "style composer", "individual style of the artist"; the conditions for the development of performing culture of a musician and his ability to implement high-quality interpretations of music.

 

Ключевые слова: художественная интерпретация; исполнительская интерпретация; исполнительская культура; исполнительское мастерство; стиль композитора; индивидуальный стиль исполнителя; музыкальное мышление.

Keywords: artistic interpretation; performing interpretation; performing culture; performance art; the composer's style; individual style of the performer; musical thinking.

 

В системе работы над художественным содержанием и формой музыкальных произведений одной из наиболее насущных проблем, актуальность которой не снижается с течением времени, является проблема исполнительской интерпретации текстов музыкальных произведений.

Художественная исполнительская интерпретация музыки представляет собой особое направление исполнительской деятельности, характеризующееся собственной спецификой.

Умение художественно интерпретировать тексты музыкальных произведений является определяющим в системе качеств, подтверждающих профессиональную компетентность музыканта, свидетельствует о высшей степени профессионализма в области музыкальной педагогики. В связи с этим указанное направление является необходимой составляющей профессиональной подготовки музыканта.

Процесс формирования способности музыкантов к осуществлению художественной интерпретации содержания музыкальных произведений эффективен при условии знания компонентов данного профессионального качества музыканта, планирования и реализации деятельности, направленной на формирование составляющих компонентов исполнительской компетентности.

По мнению С.В. Кириллова, развитие способности художественной исполнительской интерпретации музыкальных произведений невозможно без сформированности музыкального мышления. Ученый подчеркивает, что «Важнейшим компонентом музыкального мышления является образный компонент» [2, с. 1068].

Автор уточняет, что «художественный образ, в том числе и музыкальный, отличает от научного понятия или абстрактной мысли неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным, образным воплощением. Художественный образ коммуникативен по своей природе, так как он создаётся художником, композитором, исполнителем в расчёте на доступность воспринимающим его. При этом для музыки характерен только свой образ – музыкальный» [2, с. 1069].

Сложность осознания и исполнительской передачи музыкальных образов, заложенных в текстах произведений, обосновывается тем, что при его понимании и реализации присутствует проблема удержания баланса между авторским замыслом и исполнительским видением музыканта.

Формирование музыкального мышления и умения грамотно анализировать и передавать в соответствии с замыслом автора музыкальные образы является важным условием развития исполнительской культуры музыканта.

Восприятие слушателями воспроизведенного и переосмысленного исполнителем музыкального текста зависит от понимания и интерпретации его музыкантом. По словам М. К. Мамардашвили «бытие произведений и есть попытка интерпретировать их и понять, представляя в виде вариаций текста наши же собственные состояния, которые есть тогда форма жизни произведения» [3, с. 59].

В рамках проблемы исполнительской интерпретации музыкальных произведений, по мнению Д. А. Дятлова, большое значение имеет проблема стиля при воспроизведении текста музыкального произведения исполнителем [1].

Стиль представляет собой особую эстетическую категорию. Однако ученые в области музыковедения трактуют данное понятие в различных аспектах. Выделяют понятие авторского или композиторского стиля. Д.А. Дятлов уточняет: «можно говорить о стиле как творческом методе автора или особенностях композиторского письма, о стиле как индивидуальной манере или почерке в сочинении музыки» [1, с. 210].

В рамках данного подхода к толкованию термина «музыкальный стиль» существует определенное противоречие, заключающееся в проблеме сохранения стилевых особенностей произведения, вызванных особенностями музыкального «почерка» композитора, требованиями жанра и музыкального направления, исполнителем в процессе воспроизведения музыкального текста.

Еще один подход к определению понятия «музыкальный стиль» характеризует его как совокупность индивидуальных исполнительских черт и особенностей музыканта.

По мнению А. Б. Гольденвейзера, «одной из самых важных и сложных проблем исполнительского искусства является воспитание чувства стиля» [4, с. 15].

Способность к качественной исполнительской интерпретации формируется развитием стиля исполнения, тесно связанным с такими категориями, как «исполнительская техника», «исполнительское мастерство» и «исполнительская культура».

Говоря о феномене индивидуального исполнительского стиля, стоит уточнить, что процесс его формирования зависит не только от мастерства и культуры исполнения, он тесно связан с восприятием текста музыкального произведения. От уровня понимания музыкантом особенностей индивидуального стиля конкретного композитора, музыкальной школы, к которой он принадлежал, исторической эпохи, в рамках которой было создано произведение, зависит уровень развития способности к качественной исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

Резюмируя вышесказанное, заключим, художественная исполнительская интерпретация представляет собой сложное интегративное качество, уровень которого зависит от уровня сформированности у исполнителя следующих качеств, навыков и способностей:

- музыкального мышления;

- умения видеть, воспринимать и воспроизводить музыкальный образ;

- способности анализировать и понимать особенности индивидуального стиля композитора;

- высокого уровня исполнительской техники;

- комплекса сформированных у личности музыканта компонентов исполнительской культуры;

- уровня сформированности исполнительского мастерства.

Все из вышеуказанных качеств музыканта-исполнителя относятся к важным условиям реализации грамотной художественной интерпретации музыкальных произведений. Однако, по нашему мнению, важнейшим компонентом в системе профессионализма исполнителя, без которого объективно качественная интерпретация музыкального текста невозможна, является высокий уровень сформированности музыкального мышления.

 

Список литературы:
1. Дятлов Д.А. Стиль как проблемное поле музыкальной интерпретации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. Т. 13, № 2. – С. 210-214.
2. Кириллов С.В. Особенности формирования художественного образа в аспекте интерпретации музыкального произведения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. Т. 11, № 4. – С. 1068-1072.
3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд. изм. и доп. / Сост. и общ. ред. Ю.П.Сенокосова. – М.: 1992. – С.416.
4. Уроки Гольденвейзера / Сост. С.Грохотов. – М.: 2009. – 272 с.