Статья:

Проблема самоидентификации главного героя в романе Р.В. Сенчина «Дождь в Париже»

Конференция: L Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Степанова А.С. Проблема самоидентификации главного героя в романе Р.В. Сенчина «Дождь в Париже» // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам L междунар. науч.-практ. конф. — № 7(50). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 16-20.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема самоидентификации главного героя в романе Р.В. Сенчина «Дождь в Париже»

Степанова Алла Сергеевна
канд. филол. наук, доцент, Волжский государственный университет водного транспорта, РФ, г. Нижний Новгород

 

THE PROBLEM OF SELF-IDENTIFICATION OF THE PROTAGONIST IN THE NOVEL BY R.V. SENCHIN "RAIN IN PARIS"

 

Alla Stepanova

Cand. philol. sciences, associate professor, Volga State University of Water Transport, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В статье анализируется опыт самоидентификации героя романа Р. В. Сенчина «Дождь в Париже» Андрея Топкина. Автор приходит к выводу, что, несмотря на его разочарование в жизни, отсутствие целеустремленности и работы над собой, главного героя можно считать скорее положительным персонажем. Верность малой родине и способность пожертвовать псевдоуспехом ради сохранения памяти и этнических констант делает его в определенной степени выразителем национального самосознания.

Abstract. The article analyzes the experience of self-identification of the main character of the novel by R.V. Senchin "Rain in Paris" Andrey Topkin. The author comes to the conclusion that, despite his disappointment in life, lack of purposefulness and work on himself, the protagonist can be considered rather a positive character. Loyalty to his small homeland and the ability to sacrifice pseudo-success for the sake of preserving memory and ethnic constants makes him, to a certain extent, an exponent of national identity.

 

Ключевые слова: Андрей Топкин; Кызыл; самоидентификация; русскость; русское национальное самосознание; герой нашего времени.

Keywords: Andrey Topkin; Kyzyl; self-identification; Russianness; Russian national identity; hero of our time.

 

Главный герой романа «Дождь в Париже» Андрей Топкин – среднестатистический русский мужчина. Он едет в Париж, который с детства привык считать самым прекрасным городом на земле. Однако важнейшим вопросом вдалеке от родины для него становится осмысление собственной жизни: «Захотелось узнать, увидеть, а может, и переиграть прошлое. Переформатировать» [2, с. 265]. Он уединяется в парижской гостинице и пять дней вспоминает, размышляет, подводит итоги.

Воспоминания героя дают нам возможность проследить его жизнь с детских лет до зрелости. Довольно подробно и, можно сказать, с любовью автором воссозданы детали быта семидесятых-восьмидесятых годов, на которые пришлось детство и взросление героя. Ностальгией отмечено описание комиссионок, подростковых дискотек, фотокружков, видеосалонов, увлечение марками, мотоциклами, аквариумными рыбками, солдатиками. Советское детство становится основой самоидентификации Андрея: жизнь, какой он ее узнал и полюбил, неотделима для него от людей, конкретных мест, обстоятельств и событий, причастность к ним сделала его самим собой.

Взросление Андрея не обошлось без духовных кризисов. Первый из них связан со знакомством с творчеством С. Есенина. Десятилетний Андрей поражен строками:

Что-то всеми навек утрачено.

Май мой синий! Июнь голубой!

Не с того ль так чадит мертвячиной

Над пропащею этой гульбой.

В этот момент Андрею кажется, что радоваться после открытия, что что-то всеми потеряно навсегда, преступно, он внутренне осуждает окружающих, ведь они, читавшие Есенина, живут по-прежнему: отмечают праздники, веселятся в застолье. Пройдут десятилетия, и Топкин, многое потерявший, не будет даже замечать своих потерь. Сам он, как и все вокруг, станет человеком с охладелой душой.

Андрей не получил законченного образования: он учился на филфаке, но без особых оснований бросил учебу после третьего курса. У него нет как целеустремленности, так и любви к какой-то профессиональной области.

Он работает там, где не требуются особые знания, в основном по знакомству: продавцом-консультантом в универмаге, продавцом байдарок, в фотосалоне, в фермерском хозяйстве тестя. Лишь последняя его работа – установка пластиковых окон – требовала физической силы и квалификации. Можно сказать, что он в жизни плывет по течению.

Хотя он любит читать, смотреть фильмы, нельзя сказать, что он хорошо образован. Все в его жизни – среднее, он ни к чему не стремится, у него нет достижений и побед.

За плечами у него три брака, есть сын Даниил. Можно сказать, что женщины в его жизни возникают сами, он не предпринимает никаких усилий для их завоевания, а впоследствии для поддержания отношений. С одной стороны, пугает потенциальное одиночество, с другой стороны, необходимость изменений и жертв, которые неизбежны при совместном существовании, разочаровывает и тяготит. У него многочисленные романы с различными женщинами, имен которых он даже не помнит.

Жены Андрея представляют собой буквально галерею различных женских типажей. Первая жена Ольга, одноклассница героя, – прагматичная предпринимательница, умеющая жить и знающая, что ей нужно от жизни. Она устала от пассивности Андрея в отношениях, от того, что он совсем не занимается саморазвитием. Именно на Ольгу герой потратил весь свой эмоциональный пыл. С остальными женами он живет скорее по инерции.

Вторая супруга Женя – энергичная интеллектуалка, любящая общение и активный отдых. Андрей слишком ленив, чтобы постоянно жить в одном темпе с ней. После сообщения жены о том, что она полюбила другого, он «несколько дней ждал от себя переживаний…, и не дождался. Внутри была приятная опустошенность. Словно он эти два года напряженно работал, а теперь наступил отдых» [2, с. 264]. Вместе с уходом Жени из его жизни, признается он себе, закончилась молодость.

Третья жена Алина – мягкая, чистая, со старообрядческими корнями, обеспечивающая домашний уют. У них спокойные и надежные отношения. С ней Топкину удобно, и другого он не ищет. Брак разваливается из-за нежелания Топкина покидать Кызыл.

У героя практически нет друзей. Многие одноклассники, с которыми Андрей был ближе всего, переехали, кто-то умер. Переехали в Эстонию еще в девяностые годы его родители.

Герой по большому счету равнодушен к людям, не умеет и не хочет любить. В юности он пережил страстную любовь, долгое время не мог залечить душевную рану. Он любит своего шестилетнего сына Даниила. Однако любить людей, испытывать искренний интерес к ним, сострадать и сочувствовать – он не может. Вероятно, это и следует считать причиной его душевного одиночества. Жизнь Топкина представляет собой череду унылых похожих один на другой дней, он живет ровной, без эмоциональных всплесков, «мертвенной» жизнью, которой он по большому счету даже не управляет сам. Его поступки скорее являются реакцией на сложившиеся обстоятельства.

В жизни Андрея Топкина есть только одна константа – Кызыл.

Это небольшой город, в котором проживает чуть более ста тысяч жителей. Он расположен в Туве, но имеет русские корни: Белоцарск, как он назывался ранее, основан русскими в 1914 году. После распада СССР город стал постепенно наполняться тувинцами, при этом русское население сокращалось. Находиться в запущенном и необустроенном городе становилось неприятно, а порой, из-за агрессивности тувинцев, даже опасно. Большинство проживающих в Кызыле русских просто терпели, ожидая наступления пенсионного возраста (льготного в районе Крайнего Севера), планируя переезд в другие крупные сибирские города.

Андрей таких настроений принципиально не разделял. Жить, убежден он, стоит только в Кызыле: «По природе не твердый, не упорный, он когда-то решил, что его родина – вот здесь, в небольшом городе, окруженном горами, что его река – Енисей, его деревья – толстые кривые тополя, его лето – испепеляющее жаром, а зима – выжигающая морозом… Решил тихо, в душе, и не мог представить, что станет иначе…» [2, с. 15] С этим городом связаны все его самые важные переживания в жизни: «И ведь Кызыл – даже не родина его, Андрея Топкина. Родился он недалеко от Благовещенска, где служил тогда папа, но с Кызылом связаны первые ощущения себя как части огромного мира, здесь случилась первая любовь, здесь оставались друзья, пусть и немного их, но все-таки. А те, что уезжают, будто исчезают, гибнут где-то в огромной стране» [2, с. 13].

Такая позиция Андрея вызывает непонимание его родных и знакомых, зачастую провоцирует ссоры. Развод с третьей женой происходит именно из-за нежелания героя покидать Кызыл. Решение Топкина считают глупостью, блажью, ленью, упрямством. Однако для автора это решение незаурядно, дорого и ценно. Можно даже сказать, что таким решением хочется восхищаться. В этом упорстве выражается непрагматизм, верность, способность к жертве. Более того, в этом выражается русскость героя.

Выдающийся ученый Д. С. Лихачев отмечал, что очень важно для человека уметь прожить всю жизнь на одном месте и не стремиться переехать в поисках лучшей участи, иметь всю жизнь только одну работу. Это формирует устойчивость человека, его родовые и, шире, национальные корни. В работе «Заметки о русском» Д. С. Лихачев подчеркивал важность любви к малой родине: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей старине – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре» [1, с. 88]. Д. С. Лихачев убежден: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание» [1, с. 50].

Слабый, потрепанный жизнью, в целом малосимпатичный герой романа Андрей Топкин в своем упорном отстаивании права жить в Кызыле, городе, который он считает своей родиной, заслуживает уважения. Образ героя в свете такого выбора окрашивается в другие тона. Отсутствие меркантильности, умение довольствоваться тем, что есть, принятие своей судьбы, любовь к родине несмотря на ее недостатки – типично русские черты. Андрей Топкин может считаться обобщенным представителем русского провинциала, каким мы его видим в 2010-х годах. Любовью к малой родине, которая побеждает стремление получше устроиться в жизни, и стоит Россия.

 

Список литературы:
1. Лихачев Д. С. Заметки о русском. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. – 480 с.
2. Сенчин Р. В. Дождь в Париже: роман. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. – 416 с.