Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Германские языки

Выходные данные
Розбицкая М.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(57). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Розбицкая Мария Дмитриевна
канд. социол. наук, Мурманский государственный технический университет, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, РФ, г. Североморск

 

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

 

Maria Rozbitskaya

Candidate of Sociological Sciences, Murmansk State Technical University, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Russia, Severomorsk

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые наиболее распространенные современные компьютерные технологии, используемые в образовательном процессе в вузе. В частности, речь идет о мультимедийных программах, презентации, интерактивной доске, дистанционном обучении, электронной образовательной среде.

Abstract. This article discusses some of the most common modern computer technologies used in the educational process at the university. In particular; we are talking about multimedia programs; presentations; interactive whiteboard; distance learning; electronic educational environment

 

Ключевые слова: коммуникативные навыки; мультимедийные программы; презентация; интерактивная доска; дистанционное обучение; электронная образовательная среда; компьютерные технологии; информационные технологии; современное образование; обучение иностранному языку.

Keywords: communication skills; multimedia programs; presentation; interactive whiteboard; distance learning; electronic educational environment; computer technology; information technology; modern education; foreign language teaching.

 

В нашем быстро меняющемся обществе стираются границы между странами и континентами благодаря современным технологиям, компьютерным программам и мессенджерам. Люди любого возраста и уровня образования имеют возможность общаться с собеседниками за сотни и тысячи километров друг от друга.

Кроме того, находясь под постоянным информационным прессингом, современный человек имеет право на выбор источника информации и, следовательно, нуждается в достаточном уровне знания иностранного языка, для того чтобы иметь возможность прочитать текст источника в оригинале. То же самое можно сказать о научных сотрудниках, желающих ознакомиться с материалами самых современных исследований на языке оригинала. Кроме того, общество нуждается в образованных и квалифицированных специалистах, владеющих иностранным языком, чтобы иметь возможность общаться с зарубежными коллегами и быть в курсе современных научных тенденций.

В свете всего вышесказанного отмечается модернизация российского образования.

Оно направлено в первую очередь на развитие коммуникативных компетенций студентов, которые будут необходимы не только в их дальнейшей профессиональной деятельности, но и помогут в общении с представителями других стран и культур. Формирование и развитие коммуникативных умений на занятиях иностранного языка определяется как одна из самых важных и значимых задач.

Компьютерные технологии позволяют производить отработку коммуникативных навыков, способствуют творческому переосмыслению задачи. Компьютерные технологии позволяют организовать работу по совершенствованию речевой деятельности, слуховых и произносительных навыков, например, посредством прослушивания аутентичных текстов, просмотра видеосюжетов, а также открывают доступ к богатому лингвострановедческому материалу, что способствует развитию умений вести полноценное межкультурное общение [1, с. 106].

Следовательно, такие устаревшие методы, как зазубривание, постоянное заучивание текстов на английском языке, не имеют смысла и какой-либо практической ценности для дальнейшей жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов. Студенты должны уметь сознательно использовать язык в дальнейшей жизни и работе. Хорошее владение иностранным языком является одним из ведущих требований современных работодателей [5, с. 396–397].

Бесспорно, существует огромное количество традиционных методик обучения иностранным языкам, которые дают положительные результаты, однако современное общество диктует необходимость поиска более новых подходов с применением достижений технологического прогресса [3, с. 253–254].

Для повышения эффективности процесса обучения английскому языку используются такие методы, как мультимедийные программы, презентации, интерактивные доски, разнообразные компьютерные программы, дистанционное обучение, электронная образовательная среда и др. Использование компьютеров делает процесс обучения более увлекательным, творческим и существенно облегчает контроль. Мультимедийные программы вносят некое разнообразие в учебный процесс, так как в качестве учебного материала выступают видео, презентации, тесты. Они также дают студенту мотивацию в изучении языка, а компьютерные программы способствуют развитию интеллекта, логики, внимания [4, с. 124].

Мультимедийные программы представляют собой компьютерные технологии, которые широко используются для разного рода семинаров и встреч. Одной из таких программ является презентация, которая позволяет преподносить информацию более наглядно, что делает ее более насыщенной и запоминающейся. Работа над презентацией при изучении английского языка может быть как индивидуальной, так и групповой и является творческим процессом, так как учащемуся недостаточно механически воспроизвести заученный материал – его необходимо распределить по слайдам, при необходимости подобрать иллюстрации и, что не менее важно, суметь преподнести его остальным учащимся.

Не менее важным и эффективным методом изучения иностранного языка являются интерактивные доски. Они представляют собой большой интерактивый экран, совмещенный с компьютером и проектором.

Такая доска также является стимулом к изучению языка, так как позволяет разнообразить занятие, позволяя учащемуся прикоснуться к картинке, чтобы выбрать правильный вариант ответа.

Стоит отметить, что дистанционное обучение в вузе имеет много плюсов при освоении студентами образовательных материалов. Как и вышеперечисленные методы, для получения студентом такого рода образования также необходим компьютер. В свою очередь, дистанционное образование подталкивает студентов к самостоятельной работе, в то время как преподаватель может следить за их работой. При этом повышается качество образования за счет использования современных технологий. Немаловажным плюсом является и то, что студент получает возможность жить в одном городе или регионе и при этом учиться в вузе другого региона.

Впрочем, далеко не все учащиеся могут правильно организовать свою самостоятельную работу, регулярно и в срок выполнять задания, самостоятельно контролировать правильность усвоения материала. Особенно это касается изучения английского языка, который большинство студентов считают довольно сложным предметом. Как результат, учащиеся, сталкиваясь со сложностями при изучении материала, часто откладывают работу и возвращаются к ней только непосредственно перед сдачей контрольных материалов. Естественно, что необходимость изучения большого объема учебного материала за короткий срок значительно ухудшает качество его усвоения и качество полученных знаний.

Современная электронная образовательная среда вузов позволяет эффективно организовать пространство для самостоятельной работы и самообразовательного развития обучающихся, а также развития навыков самоконтроля, формирования и развития навыков тайм-менеджмента как по иностранному языку, так и по другим дисциплинам. В электронной образовательной среде самостоятельная работа организуется, методически управляется и контролируется преподавателями, что помогает эффективно усваивать необходимые материалы по дисциплине самостоятельно [2, с. 396].

Без информационных технологий практически невозможно представить современное образование, так как они являются его неотъемлемой частью. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет сделать его более разнообразным и современным, оказывает влияние на вовлеченность и самостоятельность обучающихся и, как следствие, повышает качество образования.

Таким образом, использование самых разнообразных методик, включающих использование современных компьютерных программ и технологий, позволяет повысить эффективность обучения, разнообразить занятия, имеет различные преимущества, которые способствуют закреплению новых знаний, дают стимул к изучению языка, а также способствуют формированию профессиональных навыков и умений.

 

Список литературы:
1. Аксёнова Н.И. Метапредметное содержание образовательных стандартов // Педагогика: традиции и инновации: сб. науч. работ. – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – 162 с. 
2. Губанова И.В. Развитие самообразовательной компетенции обучающихся в электронной образовательной среде по иностранному языку // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 449 с.
3. Катилевская А.А. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков // Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения: сб. материалов I Международной научно-практической конференции имени Е.Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года). – Обнинск : Титул, 2020. – 796 с.
4. Методика обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях : учебник / кол. авторов под рук. С.Ю. Николаевой. – М. : Ленвит, 1999. – 320 с.
5. Расходова И.А., Еремина А.С. Современные технологии в обучении иностранному языку // Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения: сб. материалов I Международной научно-практической конференции имени Е.Н. Солововой (5–6 ноября 2019 года). – Обнинск : Титул, 2020. – 796 с.