Статья:

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛОВ С ПРЕФИКСАМИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: КАК ОБРАЗЕЦ ГЛАГОЛЫ БРАТЬ, ПИСАТЬ

Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Аль Ш.М. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛОВ С ПРЕФИКСАМИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: КАК ОБРАЗЕЦ ГЛАГОЛЫ БРАТЬ, ПИСАТЬ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(70). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛОВ С ПРЕФИКСАМИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: КАК ОБРАЗЕЦ ГЛАГОЛЫ БРАТЬ, ПИСАТЬ

Аль Шаммари Маджида Джамиль Ашур
канд. филол. наук, доцент, кафедра русского языка, Багдадский университет, Ирак, г. Багдад

 

SEMANTIC MEANINGS OF VERBS WITH PREFIXES IN RUSSIAN: AS A SAMPLE VERBS TO TAKE, WRITE

 

Al Shammari Majida Jameel Ashour

Сandidate of Philological Sciences, Assistant Professor, Department of Russian Language, University of Baghdad, College of Languages, Iraq, Baghdad

 

Аннотация. Статья посвящена изучению префиксации как одного из продуктивных способов словообразования в русском языке. Анализ лексических значений приставочных производных от русских глаголов писать и брать позволяет выявить состав и функции различных глагольных префиксов.  Результаты исследования могут быть полезными в практике преподавания РКИ, сфере перевода, в лексикографической практике при составлении двуязычных словарей.

Abstract. The article is devoted to the study of prefixation as one of the productive ways of word formation in Russian. An analysis of the lexical meanings of prefix derivatives from the Russian verbs write and take makes it possible to reveal the composition and functions of various verbal prefixes. The results of the study can be useful in the practice of teaching Russian as a foreign language, in the field of translation, in lexicographic practice when compiling bilingual dictionaries.

 

Ключевые слова: приставки/префиксы; префиксация; глаголы; словообразование; лексическое значение; русский язык.

Keywords: prefixes/prefixes; prefix; verbs; word formation; lexical meaning; Russian language.

 

Цель данной статьи – проанализировать лексические значения глаголов брать и писать с различными приставками с целью выявления их состава и определения функций. В статье использованы словарные определения исследуемых глаголов, представленные в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова. [6].

Изучение русского глагола как носителями языка, так и инофонами – трудная, но необходимая и очень важная задача. По данным различных интернет-источников, глаголы в русском языке занимают третье место по их количеству после существительных и прилагательных. Так, в современных словарях русского языка насчитывается свыше 110000 слов, из них 31500 – глаголы без учета разнообразия их форм и конструкций [5]. В настоящее время русский язык располагает 18 продуктивными приставками, которые являются самым распространенным средством в глагольном словообразовании, одним из основных средств расширения глагольной лексики. Как отмечал известный русский лингвист С.П. Обнорский, «префиксы, сочетаясь с глаголами, вносят новые оттенки в основное значение глагола, т.е. раскрывают новое содержание его, обогащая сокровищницу языка новыми элементами лексики» [Цит. по 7].

В «Толковом словаре словообразовательных единиц русского языка» Т.Ф. Ефремовой термин приставка определяется как «минимальная значимая часть слова, стоящая перед корнем и придающая слову новые значения; приставка (в лингвистике)» [3]. Приставки используются во многих языках и нередко происходят от предлогов, следовательно, имеют такое же (или близкое) значение, что и соответствующий предлог.

Префиксы играют важную роль в образовании частей речи в русском языке. В своей статье о способах словообразования в русском и арабском языке в сопоставительном аспекте мы отмечали, что В.В. Виноградов, первый русский лингвист, предложивший классификацию способов словообразования в русском языке, среди морфологических способов выделяет фонетико-морфологический, бессуффиксный способ, суффиксальный, префиксальный, смешанный, суффиксально-префиксальный [1, с. 2].

В настоящей статье мы обращаемся к префиксации. Следует подчеркнуть, что приставки в системе русского глагола выполняют разные функции. По словам Н.М. Шанского, «приставка в качестве служебной морфемы, как и суффикс, служит для образования слов или их несинтаксических форм. Среди приставок выделяются те же разряды: словообразовательные (соавтор, проформа, выносить, антирелигиозный, дисгармонировать и т. д.), формообразующие (презабавный, наилучший, поближе, испугать, сформировать и т. п.) и приставки синкретического характера (например, по и за в словах понести, запеть). Формообразующую функцию чаще выполняют приставки с-, за-, про-, по-, от-; малопродуктивными являются приставки на-, о-, у- и непродуктивны в указанной функции приставки вы-, из-, раз-, при-, пере-, под-, воз-. В структурно-генетическом отношении приставки, как и суффиксы, могут быть простыми (пере-, из-, без- и т. д.) и составными (недо-, обез-)» [8, с. 47-48]. Также Н.М. Шанский обращает внимание на тот факт, что «реальное значение многих приставок соотносительно с пространственно-временным значением предлогов. Генетическое родство приставок и предлогов проявляется, в частности, в их тавтологическом повторении при сочетании глагола и предложно-падежной формы, например: войти в город, добежать до финиша, изгнать из города, подсунуть под дверь и т. д. Преимущественной сферой использования приставок является глагол. Но и в глаголе не все приставки активны, и не все глаголы одинаково способны соединяться с приставками» [8, с. 49]. Болгарский лингвист Иванова Н. С. отметила, что «для понимания значения приставочных глаголов с приставками, имеющими "пространственную направленность", информанты считают контекст производящей основы обычно самодостаточным: их не затрудняет, например, понимание приставочных соответствий глаголов». [4, с. 5].

Обратимся к представлению в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова приставочных глаголов, производных от глагола писать.

1. Написать: что? с дополнением. Видовая пара глаголов со значением ‘делать/сделать действие чтобы получить текст’.

2. Пописать-пописывать: что? без дополнения. Провести время на написание недолго, не много. Пописать с полчаса.

3. Дописать-дописывать: что? написать что-нибудь до конца. Закончить писать текст.

4. Переписать-переписывать: 1. что. Написать еще раз, сделать копию с какого-нибудь текста. Переписать рукопись набело. «Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже "перепишите"». Гоголь. Переписать на машинке в трех экземплярах.|| Заново, иначе написать (картину, статью; разг. и живоп.). 2. Сделать список, опись всех, многих предметов или лиц. Переписать присутствующих. Переписать имущество. 3. Передать, подарить кому-чему-нибудь, оформив передачу документом (устар.). Купец переписал дом на имя жены.

5. Вписать-вписывать: 1. кого-что. Записать, внести, включить в список (офиц.). 2. что. Приписать между, около написанного. Вписать пропущенные слова. 3. что. Вычертить одну фигуру внутри другой так, чтобы она была вписанной (во 2 знач., мат.). Вписать треугольник в окружность.

6. Выписать-выписывать: что? 1. Найдя, списать, записать что-нибудь (цитата) из книги. 2. Написать для выдачи кому-нибудь (ордер). 3. Написать или нарисовать тщательно (картину). 4. Заказать доставку чего-нибудь (газету). 5. Вызвать письменно (к себе семью). 6. Исключить из списка, из состава кого-чего-нибудь.

7. Записать-записывать: 1. что. Сделать письменные заметки (о чем-н. виденном, слышанном), передать что-н. на письме для памяти или на случай надобности. Записать подслушанный разговор. Я записал лекцию профессора от слова до слова. Записать необычное выражение. Записать свои впечатления. 2. кого-что. Внести в список. Записать кого-н. добровольцем. Записать в очередь на получение билетов. Запишите меня на завтрашний прием к доктору. 3. что. Бесконечными поправками, слишком усердной работой испортить (картину; живоп. арго). Можно, что называется, записать картину. Фет. 4. что на кого-что. Передать кому-н. какую-н. собственность по официальному документу (право, устар.). Записать имение на жену. 5. что. Начать писать (разг. фам.). После долгого перерыва он опять записал.

8. Расписать-расписывать: что? 1. Записать в разные места. Расписать слова (на карточки). 2. Распределить между кем-чем-нибудь, назначить кому-чему-нибудь, сделав запись об этом. 3. Разрисовать красками.

9. Приписать-приписывать: что? 1. Написать в дополнение к чему-нибудь, (несколько строк). 2. кого? что? Причислить к призывному участку. 3. что? Счесть причиной чего-нибудь, принадлежащим кому-нибудь (неудачу чьим-н-проискам).

10. Описать-описывать: 1. Подробно рассказать о ком-чем-нибудь, изобразить кого-что-нибудь в письменной или устной форме. Я вам подробно опишу. 2. Изложить в систематическом порядке приметы, особенности, состав чего-нибудь с научной целью. Описать рукопись. 3. кого? что? Сделать опись чего-нибудь (офиц.). Описать банкрота. 4. что вокруг чего? Начертить одну фигуру вокруг другой так, чтоб она была описанной. Описать окружность вокруг треугольника.

11. Надписать-надписывать: что? 1. Написать на внешней стороне какого-нибудь предмета. Надписать адрес на конверте. 2. Снабдить надписью (разг.). Надписать книгу. 3. Написать что-нибудь сверху, поверх чего-нибудь (какого-нибудь текста). Надписать резолюцию на заявлении.

12. Подписать-подписывать: что? 1. Поставить подпись, написать свою фамилию под текстом документа, письма. 2. Заключить (условие и т.п.). Подписать контракт. 3. Приписать к прежде написанному. Подписал еще несколько строк. 4. Включить кого-нибудь в число подписчиков (разг.). Прошу вас подписать меня на газету. 5. Дать, пожертвовать по подписке (прост.). Передать, подарить, написав об этом документ (прост. устар.). Подписал ему свой дом.

13. Исписать-исписывать: что? 1. Заполнить писанием, покрыть письменными знаками. Мелким почерком исписал две тетради. 2. Рисуя красками, заполнить рисунками, изготовить картины (живоп.). Этот художник исписал много полотен. 3. Истратить, израсходовать на писание (разг.). Исписал последний карандаш. Исписал немало бумаги.

Изучение словарных дефиниций рассматриваемых глаголов, образованных префиксальным способом от глагола писать, позволяет сделать следующие выводы. В образовании приставочных глаголов участвуют префиксы на-, по-, в-, вы-, до-, пере-, за-, рас-, над-, под-, ис-.  Все указанные префиксы выполняют формообразующую функцию, так как с их помощью глаголы образуются глаголы совершенного вида. При этом префиксы в-, вы-, до-, за-, пере-, рас-, над-, под-, ис- вносят в семантику производящего глагола существенные дополнения и/или изменения, что находит отражение на лексической и грамматической сочетаемости производных глаголов. Производные приставочные глаголы могут приобретать стилистическую окраску, о чем свидетельствуют различные стилистические пометы – офиц., разг., прост.

Теперь представим значения глагола брать с приставками, отмеченные в словаре Д.Н. Ушакова. Глагол брать означает ‘поднимать что-то, кого-то, оставляя это в своей руке или руках’, например: брать книгу с полки. Глагол брать в русском языке многозначный, он используется также в значениях ‘покупать’ (молоко брать будете?), ‘захватывать, получать, контроль над кем-то, чем-то’ (брать крепость штурмом), ‘арестовывать’, (брать преступника с поличным), ‘овладевать, охватывать кого-то’ меня (берет тоска по морю). Примечательно, что словарный запас русского языка пополняется за счет образования приставочных глаголов, мотивированных исследуемым глаголом брать в 1-ом значении. Обратимся к словарным толкованиям.

1. Вобрать-вбирать: что? втянуть, включить, принять (объединить) в свой состав. Губка для того, чтобы вобрать воду. Вобрать немного энергии.

2. Набрать-набирать: кого? чего? и что? 1. Взять (собрать) что-то в каком-н. количестве (обычно большом). Набрать книг в библиотеке. 2. Взять с собой /в себя в каком-н. (обычно большом) количестве. Набрать яблок в руки. 3. Ввести с помощью клавиатуры (буквы, текст, номер телефона). Набери меня утром. 4. Взять в каком-н. количестве с собой, запастись (спец.). Паровоз набрал воды и угля. 5. кого-чего и что. Взять чего-н. слишком много (разг.). Набрал уроков, а потом не знал, как оправиться. 6. что. Достигнуть какого-н. предела, нужной степени чего-н. (спец.). Паровоз набрал скорость. Аэроплан набрал высоту.

3. Выбрать-выбирать: 1. Сделать выбор. Выбрать один из трёх вариантов. Выбрать президента страны. 2. Находить, извлекать. Выбрать время для поездки, выбрать кости из рыбы.

4. Добрать-добирать: кого? что? чего? 1. Взять для пополнения недостающего. Осталось добрать несколько человек до полного штата. Надо добрать денег, не хватает. 2. Окончить собирание кого, чего-н. (разг.). Добрать долги. 3. Окончить набор (тип.). Добрать лист к печатанию.

5. Забрать-забирать: 1. что? Взять себе, присвоить, захватить.  Я заберу вещи из камеры хранения. Мошенники забрали все мои деньги. 2. кого? Арестовать, задержать. Явилась полиция... кузнеца забрали и повели. М. Горький. Захватить, взять (в плен, в неволю; устар.). Их забрали в рабство. 3. Взять всё, много чего-н, взять разом. Дед... забрал в горсть всё. 4. что? чем? Заделать, заколотить, загородить (спец.). Забрали окно до половины досками, чтоб нельзя было ничего видеть, кроме неба. 5. кого? Встретить и увезти/увести. Забери ребенка из школы. 6. Упорно держаться какой-н. мысли, намерения. (Много) забрать себе в голову (разг. фам.) 7. Заважничать, зазнаться. Забрать себе в руки (голову).

6. Перебрать-перебирать: кого? что? 1. Поочерёдно взять в руки всё или много (одно за другим) Перебрать ягоды. 2. перен. Представить, воспроизвести, коснуться последовательно всех или многих. Перебрать события в памяти. 3. Отремонтировать.  Перебрать двигатель. 4. Выпить слишком много алкоголя. Вчера на празднике он перебрал. 5. Взять какое-н. количество лишка, лишнего, взять чего-н. больше должного на какое-н. количеств (разг.). Перебрать товаров больше нормы. Собрать большее количеств очков на картах, чем нужно для выигрыша".

7. Прибрать-прибирать: (разг.). 1. Привести в порядок, придать опрятный, нарядный вид. Прибрать комнату (волосы). 2.  Завладеть чем-то (присвоить себе) (Прост.) Прибрать к рукам. 3 Убрать, отодвинуть в сторону. Прибрать книги в сторонку. ▲Бог прибрал кого Кто-н. умер.

8. Обобрать–обирать 1. Снять, сорвать что-то один за другим или со всех сторон. Обобрать гусениц с деревьев. 2. Взять себе что-то у кого-то нечестным путём или насильно, обворовать, ограбить. Вы пытаетесь обобрать моего клиента.

9. Подобрать-подбирать: 1. Поднять снизу. Подобрать упавшую еду. 2. Подтянуть для удобства или придания более аккуратного вида. Подобрать живот. Подобрать подол платья. 3. Выбрать в соответствии с целью, надобностью. Подобрать слова к выступлению. 4. Взять в попутчики по дороге.  Подобрать человека по пути в Москву.

Анализ словарных определений приставочных образований от глагола брать разрешает сделать следующие результаты. В деривации приставочных глаголов участвуют префиксы во-, на-, вы-, до-, за-, пере-, при-, обо-, подо-.  Данные приставки выполняют формообразующую функцию, так как при их помощи образуются глаголы совершенного вида. При этом префиксы во-, на-, вы-, до-, за-, пере-, при-, обо-, подо- вносят в семантику производящего глагола существенные дополнения и/или изменения, что проявляется в лексической и грамматической сочетаемости производных глаголов. Дериваты могут приобретать стилистическую окраску, о чем свидетельствуют различные стилистические пометы – офиц., разг., прост, разг.-фам. Также указанные глаголы используются переносном значении.

Таким образом, в русском языке глаголы образуются главным образом префиксальным способом. Префиксация является продуктивным способом образования видовых пар глагола. Некоторые приставки, присоединяясь к глаголу, не вносят дополнительных оттенков в значение слова, а приводят к изменению вида глагола с несовершенного на совершенный. Большая часть приставок произошла от предлогов и соответствует им по значению. Они служат для образования новых слов, отличающихся от исходных своим смысловым содержанием, совмещая словообразовательную и видообразующую функции. Аффиксы часто выполняют стилистическую функцию.

 

Список литературы: 
1. Аль Шаммари М. Дж. Способы словообразования в русском и арабском языке (сопоставительный анализ) // Научный форум: филология, искусствоведение и культурология. Сб. ст. по материалам XIX международной научно-практической конференции. −  № 8 (19). − Москва, 2018. – С. 122-128.
2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка : Ок. 1900 словообразоват. единиц / Т. Ф. Ефремова. – 2-е изд., испр. –Москва: Астрель : АСТ, 2005 – 636, [2] с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ефремовой/приставка (дата обращения 10.02.2023).
3. Иванова Н.С. Семантика русских глагольных приставок в префиксальном словообразовании: На материале ЛСГ глаголов трудовой деятельности: автореферат дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Гос. ин-т русского языка им. А. С. Пушкина. – Москва, 1999. – 25 с. 
4. Сколько глаголов в русском языке. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://bolshoyotvet.ru/drugoe/12992-skolko-glagolov-v-russkom-yazyke.html. (дата обращения: 10.02.2023).
5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М.: Лад-Ком, 2014.
6. Чжан Шуньюй. Функционально-семантические особенности русских приставочных глаголов (приставки: в-(во-), за-, по-). Выпускная квалификационная работа бакалавра лингвистики. – Санкт-Петербург, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/5a6f88267966e12684eea12c.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
7. Шанский Н. М., А. Н. Тихонов. Современный русский язык. – М.: Просвещение, 1987.