Статья:

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Конференция: LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Мохаммед Ф.К. ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(75). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Мохаммед Фрайых Кобаиш Аль-Кааби
Кафедра русского языка Багдадский университет Ирак, г. Багдад

 

THE IMAGE OF ST. PETERSBURG IN F.M. DOSTOEVSKY'S NOVEL "CRIME AND PUNISHMENT"

 

Mohammed Frayih Kobaish Al-Kaabi

Department of Russian Baghdad University, Iraq, Baghdad

 

Аннотация. В представленной вашему вниманию статье мы рассмотрели образ Петербурга, описанного в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", провели параллель с Северной столицей – героем произведений таких литературных предшественников Федора Михайловича, как Пушкин, Гоголь, Некрасов. Выяснили, что Петербург Достоевского – город демонический и мрачный, смрадные улицы которого являются не только свидетелем, но и соучастником рождения бесчеловечных идей, аморальных поступков и самоубийств, как протеста и выхода из тупиковых ситуаций, в которые героев романа вовлекает жизнь.

Abstract. In the article presented to your attention, we examined the image of St. Petersburg described in F.M. Dostoevsky's novel "Crime and Punishment", drew a parallel with the Northern Capital – the hero of the works of such literary predecessors of Fyodor Mikhailovich as Pushkin, Gogol, Nekrasov. They found out that Dostoevsky's Petersburg is a demonic and gloomy city, whose stinking streets are not only a witness, but also an accomplice to the birth of inhuman ideas, immoral acts and suicides, as a protest and a way out of dead–end situations in which the characters of the novel are involved in life.

 

Ключевые слова: фон; свидетель и соучастник; вонь, духота; грязь; "город полусумасшедших"; безбожная идея; желтый цвет; "бедные люди"; "униженные и оскорбленные".

Keywords: background; witness and accomplice; stench; stuffiness; dirt; "city of the half-mad"; godless idea; yellow; "poor people"; "humiliated and insulted".

 

Во всех своих романах Ф.М. Достоевский ставит перед читателем религиозно-философские вопросы, и приглашает нас вместе с собой искать на них ответы; обозначает социальные проблемы.

Так произошло и с "Преступлением и наказанием", где автор показал  страдающую личность и в своих страданиях ищущую истину. Петербург в этом произведении не только место действия, но и один из главных, почти демонических героев, (не случайно "Преступление и наказание" называют "петербургским романом"). Именно с помощью деталей городского пейзажа автор показал психическое и душевное состояние своих героев, которые практически все принадлежали к самому низшему социальному слою населения.

Стоит отметить, что великолепный Петербург со дня своего основания вдохновлял многих поэтов, прозаиков, художников и музыкантов, им до сих пор восхищаются туристы, а петербуржцы всегда с гордостью говорят о своем городе.

Он был одним из главных героев в произведениях литературных предшественников Достоевского, таких, как Пушкин, Гоголь, Некрасов. Если для Пушкина "град Петра" – нарядная, величественная столица, овеянная преданиями и вместившая в себя всю мощь и власть страны ("Медный всадник"), то уже Гоголь (писатель-реалист) в своих "Петербургских повестях" показал двуликость города, в котором человек обезличивается, быт его ему враждебен и наталкивает на странные фантазии; здесь "пышные палаты" соседствуют с "жалкими, грязными лачугами", а по Невскому проспекту ходят не люди, а "соболевые бакенбарды" и " черные, атласные усы". Так, в повести "Шинель" мы видим  мир чиновничества, где господствует власть денег и на первый план выходит обходительность и "приятная наружность". Некрасов является идеологическим последователем Гоголя и в произведении "Петербургские углы", впервые опубликованном в альманахе "Физиология Петербурга", нарисовал жизнь столичного "дна", где показано убожество не только внешней обстановки, но и внутренних потребностей жителей, эти потребности бессмысленны и бесчеловечны. Северная столица, изображенная  на страницах "Преступления и наказания" – это также не парадный Петербург, здесь черные, неосвещаемые лестницы с вечным зловонным запахом от помоев, обшарпанные стены, давящая духота (особенно летом), опять же, зловония из каждого распивочного заведения, дворы-колодцы, грязные, неказистые доходные дома, в которых комнаты напоминают "гробы" и "сараи". Это город "полусумасшедших", которые видят кошмарные сны, совершают преступления и самоубийства. Именно он становится свидетелем и даже соучастником рождения различные бредовых идей и теорий. Конечно, Достоевский в своем произведении  делает и мазки великолепных видов Петербурга, но это лишь подчеркивает безысходность положения жителей бедных кварталов.

Во времена жизни писателя Петербург был столицей Российской Империи, самым мощным и великолепным по архитектуре городом, но социальная обстановка в нем была не совсем благополучной: росла преступность, количество бедного населения увеличивалось, на улицах все чаще можно было встретить алкоголиков и женщин с низкой социальной ответственностью (Мармеладов и его дочь Соня), всюду ростовщики (так называемы процентщики, дававшие деньги под залог имущества – старуха-процентщица); в этом городе смрада и нищеты в умах бедной "прогрессивной молодежи" рождаются идеи нигилизма, социализма и равенства полов (Раскольников, Лебезятников); акцентируется яркий индивидуализм (Лужин) и пр. Все эти новые веяния также отражены в романе.

Петербург всегда играл большую роль в жизни Достоевского, недаром он описывал этот город во многих своих произведениях: здесь прошла его юность, становление как писателя, признание его таланта, первые невзгоды и печали, потери и, конечно, яркие и счастливые дни. Впервые Федор Михайлович попал в Северную столицу в 1837 году, когда поступил в военно-инженерное училище, которое было расположено в Михайловском замке. Здесь он прожил долгие пять лет.

После окончания учебного заведения писатель по-настоящему познал этот парадоксальный город: посещал театральные и балетные постановки, концерты, вместе с тем, чуждался загородных прогулок и пикников и всяких увеселительных мероприятий, хотя, по воспоминаниям современников, был страстной натурой, а потому  с жаждой и без разбора окунался в другие развлечениях.

В произведениях Достоевского Петербург – это своеобразный город-призрак, где искусно переплетаются реальность и вымысел, где фундаментом для создания образа города становятся петербургские адреса, как самого писателя, так и его знакомых и друзей. Сам Достоевский не раз описывал в своих дневниках Северную столицу, как город "странных", "полусумасшедших" людей, которые всегда рассеяны и ищут только удовольствий, в нем много грязи, как на улицах, так и в душах: "редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге… Вы замечали, что в Петербурге улицы все угрюмые? Это самый отвлеченный и умышленный город в мире…" (из архива Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского).

Вместе с тем, Петербург является лучшей иллюстрацией, фоном для многих произведений автора. (Более подробно  эта тема раскрывается в книге Николая Анциферова "Петербург Достоевского").

Как мы уже сказали выше, Петербург в романе "Преступление и наказание" выступает одним из главных героев, его описание во многом подчеркивает душевное состояние персонажей и объясняет их поступки, он не только безмолвный свидетель, но и соучастник преступлений и падений. Предполагаем, что образ Северной столицы, созданный писателем в романе, во многом основан на его личных впечатлениях. Ведь Достоевский был небогатым человеком и вынужден был большую часть жизни скитаться по разным квартирам и снимать "углы", жил не в парадной части Петербурга, а на так называемых "срединных улицах" без архитектурного великолепия, где люди "так и кишат". Петербург Достоевского, описанный в рассматриваемом нами романе, – это грязные, непременно серые узкие улицы и давящие дворы-колодцы. Писатель показал город нищих, "униженных и оскорбленных", "бедных людей", которым "некуда пойти": здесь повсюду питейные заведения и, как следствие, пьяницы, попрошайки, женщины легкого поведения. И хотя, по нашему мнению, убийство Раскольниковым произошло, прежде всего, не от смрада улиц и убожества жилищ, а потому что он в Бога не веровал (ведь веровала Соня и не убила никого, а принесла в жертву лишь саму себя), все же городская обстановка "посодействовала" его преступному замыслу. Но город, в конце концов, стал не только свидетелем и соучастником страшного преступления главного героя, но и его раскаяния, (вспомним момент, когда Родион Романович пошел на перекресток на Сенной площади и со слезами начал целовать мокрую грязную землю, которую "осквернил", по словам Сони).

Конечно, в этом городе жить по-человечески сложно, особенно "сирым и убогим", люди в нем постоянно совершают самоубийства и подлые поступки. Вспомним, например, как Родион Раскольников стал свидетелем гнусных сцен: очередной попытки самоубийства женщины-мещанки через утопление  в Неве, и встреча на улице с девочкой, "напоенной и обманутой" кем-то; Соня вынуждена зарабатывать на жизнь своей семьи, продавая за деньги своё юное тело. И тут же "делец" Лужин, эгоистичный и скупой, который хочет жениться непременно на "бедной", чтобы она всю жизнь перед ним "трепетала от благодарности", шулер Свидригайлов, надругавшийся над глухонемой пятнадцатилетней девочкой, покончившей вследствие этого жизнь самоубийством.

В романе даются точные и меткие оценки мрачного города. Так, по словам Лужина – это центр всех "новостей, реформ и идей страны". Свидригайлов считает, что это город "канцеляристов и всевозможных семинаристов", "полусумасшедших", отмечает его странное "климатическое влияние на душу человека". Петербург времен Достоевского – крупный город с большим количеством населения, поэтому в нем часто случается "толкотня", со  множеством многоэтажных, так называемых "доходных домов", где комнаты сдаются без кухни, (обычно хозяйки обеспечивают за дополнительную плату своих жильцов обедами, но иногда им приходиться питаться в трактирах); по его улицам женщинам в одиночку не безопасно ходить по вечерам; и всюду иностранцы, особенно, немцы, как, например Амалия Ивановна Липпевехзель – держательница доходного дома, хозяйка квартиры Мармеладовых; в этом городе, как ни в каком другом, отчетливо видно социальное расслоение населения и часто можно было на улице встретить до того убого одетых субъектов, что "странно было бы удивляться при встрече с иною фигурой".

Родион Раскольников жил в районе Сенной площади (районе, где жили ремесленники, мелкие торговцы и, вообще, бедный люд). Эта местность была хорошо знакома Достоевскому, наверное, именно поэтому он описал её с "физиологической" точностью. Здесь много питейных заведений и потому, в любое время суток, и даже в будний день, здесь можно было встретить пьяных, которые рюмкой водки пытались заглушить несправедливость бытия.

Практически все основные события в романе происходят на улице. На улице несчастный и подвыпивший Мармеладов попадает под колёса щёгольской коляски, его вдова Катерина Ивановна выходит на улицу с детьми и просит подаяние, после чего в результате приступа чахотки умирает; на улице же застрелился Свидригайлов, и, как кульминация романа – на Сенной площади Раскольников пытается всенародно покаяться.

Образ Петербурга неразрывно связан со всеми основными моментами в жизни героев: безбожная теория Раскольникова зарождается в трактире на Сенной площади, там же происходит его встреча с пьяным и несчастным Мармеладовым, повествующим ему о своей горькой судьбе, (горькой, потому что его дочь Сонечка "живёт по жёлтому билету" по его же вине, поскольку он потерял должность из-за своего пагубного пристрастия); в распивочной происходит и странная встреча Родиона Романовича со Свидригайловым. Главного героя на протяжении всего повествования сопровождают непреходящие вонь, грязь, пьяные попутчики. Однако Петербург не вполне однозначен в романе, он – город контрастов: с одной стороны – грязь, зловония, толкотня, а с другой – прекрасные фонтаны и великолепные здания церквей, Исаакиевского собора и Зимнего дворца. Недаром главный герой, когда идет на убийство, задумывается об обустройстве фонтанов, которые как бы оживляют и улицы, и прохожих. Родиону Романовичу в этот момент была так необходима эта "живительная влага". Однако бедные жители не восхищаются прекрасными видами, они производят на них угнетающее  действие, становятся враждебной силой. Таким образом, Петербург  выступает своеобразным фоном трагических судеб Раскольникова, Сонечки, Мармеладова.

Рефреном через весь роман проходит тема душного города с "зараженным воздухом", так, только что прибывшая в Петербург к своему сыну Раскольникову его мать Пульхерия Александровна отмечает: "а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек" [3, с. 257] или другая цитата: "Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха" [3, с. 167]. Главный герой, обдумывая последствия своего преступления в бесцельных прогулках по городу задыхается от запаха сточных канав: "на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь" [3, с. 6]. И Свидригайлов, и следователь Порфирий Петрович говорят Раскольникову, что человеку, прежде всего, необходим "воздух".

Извозчики, как основной общественный транспорт в Петербурге XIX века, часто встречаются на страницах романа. Здесь описываются и богатые щегольские коляски, запряженные "парой горячих серых лошадей", "наездники и наездницы", которых Раскольников провожал глазами "с любопытством", и бедные "тарантасы" простых извозчиков.

Примечательно, что городская обстановка описывается в романе не через внешнее, а через внутреннее восприятие героев и, таким образом как бы объясняет читателю те или иные их поступки. Роман начинается непосредственно с описания улицы, но автор не рисует её, а рассказывает о чувстве героя, когда тот по ней идет: "на улице жара стояла страшная… грустный колорит картины" [3, с. 5]. Практически все описания содержат такие детали, как пестрая толпа, вонь, пыль, жара, и это неслучайно, тем самым автор как бы подчеркивает безысходное положение героев, всё это их гнетёт и мучит, именно в этой грязной обстановке рождается и "грязная" теория Раскольникова.

Петербург в романе "Преступление и наказание" – это больной город, ведь многие его жители больны либо психически, либо физически. Так, у Раскольникова – нервное расстройство, его мучают кошмары, лихорадка; вдова Мармеладова Екатерина Ивановна  умирает от последствий чахотки; мать главного героя Пульхерия Александровна также умирает "не в здравом состоянии рассудка" после ареста сына.

Весь роман буквально пронизан деталями и сценами жизни Петербурга. "По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный роман" [3, с. 60]. Бродя по городу и размышляя о своем преступлении, Раскольников заходит в один переулок: "Миновав площадь, он попал в переулок… Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую" [3, с. 78]. Когда главному герою было тошно на душе, он посещал такие угрюмые места, где ему становилось еще тошнее; на этих мрачных улочках он задумывался о том, что человеческая жизнь бессмысленна и обесценена, что за жалкое существование, за хлеб насущный, приходится часто платить "ужасной, позорной ценой". (Например, Сонечка Мармеладова вынуждена заниматься проституцией, чтобы  накормить свою семью). Этот город – царство несправедливости, где право на существование сопряжено с постоянными сделками с совестью, (так, Дуня, для того, чтобы помочь брату намеревалась выйти замуж без любви за обеспеченного "дельца"); тупиковые ситуации, в которые человека ставит жизнь, по мнению Раскольникова, делают безнравственным даже само требование нравственности от человека. Однако главный герой забывает, что  люди в этом городе могут уповать и на Высшую Божью Справедливость. Таким образом, черные мысли Раскольникова как бы сливаются с мрачным колоритом  города, который своей смрадностью приводит его и к убийству, и к последующей душевной болезни.

Комнаты, в которых живут герои  романа, также характеризуют как их самих, так и описываемый Петербург. Это всегда бедные, "маленькие клетушки" с ободранными обоями и жалкой обстановкой, где люди голодают, расстаются со своими мечтами. Жилище Раскольникова напоминает "шкаф" или "морскую каюту" в "шагов в шесть длиной", с низким потолком. Здесь стоит стол, три не вполне исправных стула, старый диван, служащий постелью, на котором лишь "тощая, грязная подушка" (укрывался главный герой во время сна вместо одеяла своим старым пальто). Именно в этой каморке созревала безбожная теория Родиона Романовича, теснота помещения как бы не давала простору мыслям героя, подавляла в нем лучшие порывы, взращивала в нем злодея.

Квартирка Сони Мармеладовой выглядит не лучше: эта комната  напоминала какой-то "сарай", представляла собой  неправильный уродливый четырёхугольник,  в ней не было даже необходимой мебели, у кровати не было занавесок, стол был некрашеным; опять же – низкий потолок, окна выходили на канаву.

Но самым унизительным условием существования  человека  в романе показано жилище семьи Мармеладовых – им приходиться жить "у всех на виду" в проходной комнате "шагов в десять длиной", в табачном дыму, испытывая бесцеремонность и пьяные скандалы соседей; в ней "было душно… с лестницы несло вонью".

Угол Дмитрия Разумихина также беден и жалок. Комната старухи-процентщицы, хотя и обставлена также бедно (по необходимости), но отличается неимоверной чистотой, "ни пылинки" нельзя было найти в этом помещении, а вся мебель и полы были натёрты "под лоск". Квартира же следователя Порфирия Петровича также характеризует своего жильца: в ней имеются несколько комнат  с прислугой; кабинет представлял собой комнату "ни большую и не маленькую" с хорошей казённой мебелью "из желтого отполированного дерева".  Номер Свидригайлова в гостинице, куда он переехал, задумав самоубийство, –  тесный и душный, похожий на гроб.

Существует расхожая фраза: "Дома и стены помогают", – а в рассматриваемом нами романе "домашние стены" выводят большинство героев из душевного равновесия и толкают на страшные поступки.

Помимо описания убожества интерьеров, Достоевский обращал внимание и на символику запахов и цвета. Так, при описании Петербурга писатель использовал в основном ядовитый желтый цвет, цвет нездоровья, тоски и безысходности, (на что особо указывал С.М. Соловьёв, изучавший цветовую гамму в произведениях Федора Михайловича). Этот желтый фон как бы дополняет драматические переживания героев. Комната старухи-процентщицы была обклеена желтыми обоями, обставлена мебелью такого же цвета, и носила желтую же кофту; в каморке Раскольникова также были "желтые пыльные обои" (отметим, что слово "пыльный" очень близко по значению со словом "душный"; пыль, духота – вот что сопровождает героя на протяжении всего романа);  в комнате-сарае Сонечки  обои желтого цвета; "мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича; у Мармеладова от постоянного пьянства лицо приобрело желтоватый оттенок, этот же оттенок на лицах его жены Катерины Ивановны и женщины-мещанки, совершившей попытку самоубийства; на руке у Лужина – перстень из золота с дорогим желтым камнем; таких примеров много.

Этот цвет является предвестником страшных событий, подчеркивает болезненные расстройства, нездоровую психику героев. В описании Раскольникова писатель поимо слова "желтый", употребляет и слово "желчный", как бы сопоставляя их, выражая внешнее и внутреннее: "Тяжелая, желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке" [3, с. 45]. 

Но в романе есть и упоминание зеленого цвета, как цвета надежды и возрождения – это цвет мармеладовского "фамильного" платка. Именно его носит Катерина Ивановна в трудные моменты своей жизни, а Соня надевает его, когда сопровождает Раскольникова, идущего сознаваться в совершенном преступлении, и когда, уже на каторге, приходит после болезни к Родиону Романовичу, в момент, когда оба осознали, что любят друг-друга и навсегда будут вместе, (здесь зелёный цвет символизирует искупление и готовность восприятия новой жизни).

Петербург в романе "Преступление и наказание" приобрёл уродливые формы, где сон и реальность настолько переплелись, что порой нельзя отличить первое от второго. Так, Раскольников в полудрёме слышит страшные вопли во дворе своего дома, (они реально происходили), но тут же ему представляется сцена избиения его хозяйки, он тоже слышит плачь и вой, (это уже бред героя), таким образом, очнувшись от сна, Родион Романович не может отделить, где явь, и где кошмар.

Петербург Достоевского мрачен и демоничен в своем влиянии на душу и психику персонажей романа.

Описание интерьеров Петербурга органично вошло в художественную ткань романа, оно создало атмосферу затхлости, нездоровья и противоестественности внутреннего мира героев, которые устраивают скандалы и совершают преступления, этот город давит на человека, теснит его мысли, и вообще, враждебно к нему настроен.

В Петербурге Достоевского отсутствует радость и красота.

Бедные жители города, ежедневно видя убогость улиц, не находят ничего лучшего, как зайти в питейное заведение и пропустить один-другой стаканчик горячительного напитка, чтобы хоть как-то забыться и облегчить свою тоску или совершить самоубийство, или продать своё тело, чтобы  прокормиться. 

Однако в романе "Преступление и наказание" Достоевский, как тонкий психолог, не только показал жизнь "петербургского дна", но и попытался найти ответ на вопрос: как жить-то этим людям в мире зла и несправедливости, в мире Лужиных и Свидригайловых? И ответ на этот вопрос мы находим в эпилоге – Бог и Евангелие.

 

Список литературы:
1. Анциферов Н.П . Петербург Достоевского. М. : Изд- во Брокгауз – Ефрон, 1923. –  99 с.
2. Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2006. – 376 с. 
3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: роман в шести частях  с эпилогом / Федор Достоевский. – М.: Эксмо, 2013. – 592 с. 
4. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. – М.: Просвещение, 2008. – 205 с. 
5. Румянцева Э.М. и др. Проблема преступления и наказания в творчестве Достоевского // Анализ художественного произведения / Под ред. Е.И. Анненковой, Э.М. Румянцевой, М.Л. Семановой. – М.: Просвещение, 2008. – С. 102–118.
6. Соловьев С.М. Символика цвета в произведениях Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://studopedia.ru (дата обращения: 23.09.2023).
7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Петербург_Достоевского (дата обращения: 21.09.2023).
8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://infourok.ru/lekciya-po-teme-peterburg-dostoevskogo-5205175.htm(дата обращения: 20.09.2023).
9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.md.spb.ru/dostoevskij/peterburg_dostoevskogo/(дата обращения: 21.09.2023).