ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНТЕРАКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русский язык
LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНТЕРАКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Аннотация. В статье анализируется формирование коммуникативной компетентности интерактивной самостоятельной работы студентов неязыковых вузов. Авторами рассматриваются такие формы, как самостоятельная работа с IT-технологиями, ролевая игра, информационно-исследовательский анализ, проект конкретного социального исследования и др. Они доказывают, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются наиболее эффективными методами обучения студентов вне занятий. Интерактивное обучение, модульное структурирование образовательных ресурсов, создание индивидуального учебного плана и конфиденциальность работы студентов расширяют возможности преподавателей в организации самостоятельной работы.
Ключевые слова: ЯСП, интерактивная самостоятельная работа студентов, интерактивные технологии обучения, интеллектуальная деятельность студентов.
Данная статья посвящена интерактивной самостоятельной работе студентов в рамках профессионального обучения языку. Методы обучения, основанные на использовании информационных технологий (ИТ), направлены на развитие коммуникативной компетентности. Все остальные цели (учебные, развивающие и образовательные) реализуются при реализации основной (коммуникативно).
Коммуникативная компетентность включает в себя знание языка специального назначения (ЯСП), коммуникативной ситуации, участников коммуникативной ситуации, навыков создания текста, чтения и понимания на слух, а также навыков поддержания разговора. Коммуникативная компетентность способствует межкультурному взаимодействию. ИТ создают уникальную возможность для студентов читать аутентичные тексты и общаться с носителями языка. Интерактивное обучение активно вовлекает всех учащихся в процесс обучения.
В настоящее время происходят кардинальные изменения в российской системе образования, где на первый план выходит профессиональное обучение. В то же время можно констатировать, что профессионалы понимают, что их профессиональные знания должны сочетаться с некоторыми гуманитарными знаниями, поскольку выпускник независимо от специальности не может быть профессионалом без развитых человеческих качеств. Занятия ЯСП предоставляют студентам прекрасную возможность научиться воспринимать себя и моделировать свои ответы, эффективно разговаривать и строить отношения доверия, уважения и продуктивного взаимодействия [1].
Нехватка высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками, является сейчас острой проблемой. Именно по этой причине мы проводим данное исследование. Мы пытаемся выяснить, как улучшить языковой уровень и сформировать коммуникативную компетенцию, чтобы привести все современные запросы в соответствие с требованиями рынка.
Следующей задачей, стоящей перед российской системой лингвистического образования студентов-нелингвистов, является повышение ее эффективности. Мы имеем в виду, как сделать образовательный процесс более эффективным, если количество контактных часов постоянно сокращается. Обе цели могут быть достигнуты за счет масштабного внедрения самостоятельной работы в профессиональном обучении языку. Но эта задача ставит ряд методологических проблем, которые необходимо решить.
Повышенный интерес к преподаванию ЯСП в российской системе профессионального образования объясняется рядом социально-экономических факторов и повышенными требованиями, предъявляемыми к уровню общих знаний, профессиональной компетентности и мобильности специалистов всех профилей в процессе их подготовки. Сегодня от выпускников вузов ожидают владения необходимыми профессиональными знаниями и навыками, умения пользоваться новыми информационными технологиями и готовности к сотрудничеству. Дисциплина «Иностранный язык» трансформировалась в средство достижения профессионального развития личности. Новая языковая политика направлена на гибкий выбор изучаемых языков и усиление принципов вариативности и преемственности.
Овладение иностранным языком идет параллельно с развитием профессиональных навыков студентов, изучением особенностей носителей языка и культуры страны, на котором говорят. Значимость ЯСП заключается в ее междисциплинарном характере, и она сочетается с основными дисциплинами для приобретения необходимых знаний и формирования профессиональных качеств личности. Более того, иностранные языки способствуют повышению профессиональной компетентности студентов.
Профессиональный язык характеризуется ограниченной сферой конкретного общения. Профессиональный язык имеет своеобразную грамматику, но его отличительной чертой является лексическая и фразеологическая структура. Профессиональный язык является более узким понятием, чем общий литературный язык, поскольку его функции являются гносеологическими, когнитивными, эпистемологическими, информативными, логическими, интеллектуальными и коммуникативными.
2 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как эффективное средство обучения учащихся
По сравнению с 70-ми или 80-ми годами прошлого столетия сегодня наблюдается повышенная потребность в развитии языковой составляющей высшего образования, которая формируется в условиях глобализации на основе устного и письменного общения, а также лингвокультурных аспектов. Поэтому потребность в иностранных языках возникает при применении телекоммуникационных технологий для обработки больших потоков информации и в связи с развитием международных связей в сфере профессиональной деятельности.
Информационное общество получило эффективные средства обучения – информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Основное преимущество ИКТ заключается в улучшении доступа к образованию, формировании открытого образования как системы и развитии квалификационных качеств современного специалиста.
Интерактивная самостоятельная работа позволяет студентам развивать не только языковые навыки, но и эффективную интеллектуальную деятельность, коммуникативную компетентность и аналитическое мышление. Многие ученые подчеркивают необходимость активизации интеллектуальной деятельности студентов. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности студентов является первостепенной задачей преподавателей иностранного языка. Таким образом, существует взаимосвязь между мотивацией и положительным эмоциональным состоянием студентов.
Постоянно происходит интеграция интернет-ресурсов в самостоятельную учебную деятельность по обучению профессионально-ориентированному иностранному языку. Это дает возможность расширить доступ к образованию, сформировать систему открытого образования и создать высококвалифицированный профессионал.
Интерактивный подход является одним из средств достижения коммуникативных целей. Поскольку основной целью самостоятельной работы в процессе профессионально-ориентированного изучения языка является развитие навыков межличностного общения и работы в команде, реализация интерактивного коммуникативного подхода возможна за счет использования интерактивных технологий обучения.
Одним из эффективных способов формирования коммуникативной компетентности при обучении профессиональному языку является использование информационных технологий. Это наиболее инновационный и перспективный метод обучения, который совершенствует все ранее применявшиеся за счет реформирования образовательной системы.
3 Формирование коммуникативной компетентности средствами ИКТ
Коммуникативная компетентность является специфической особенностью личности студента. Это их способность, которая проявляется в их поведении и деятельности, способствуя решению практических задач. Одной из дисциплин, формирующих коммуникативную компетентность студентов, является ЯСП.
Работая над развитием коммуникативной компетентности студентов в процессе самостоятельного изучения ЯСП, мы определили некоторые задачи, важнейшими из которых являются: повысить эффективность обучения за счет использования активных методов и предоставить студентам возможность овладеть такие коммуникативные навыки, которые можно использовать в реальных жизненных ситуациях. Следовательно, основным содержанием современного самостоятельного изучения ЯСП является его коммуникативность. В процессе самостоятельных занятий основное внимание уделяется развитию разговорных навыков, а грамматические конструкции вводятся, когда они необходимы в связи с какой-либо темой, обогащающей практику разговорной речи.
Использование активных методов обучения требует создания комплексной образовательной среды, способствующей формированию коммуникативной компетентности студентов. Например, ролевая игра – это методический прием, относящийся к группе активного обучения практическому ЯСП. В ролевой игре каждому дается роль и предлагается быть активным партнером в речевом общении. В этих ролевых играх учащиеся приобретают такие элементы коммуникативных навыков, как умение завязать разговор, поддержать его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д. Таким образом, возникают разнообразные игры, в том числе интерактивно-ролевые. Игры способствуют формированию коммуникативной компетентности.
Сегодня трудно представить урок без использования ИКТ – это веление нашего времени. Использование мультимедийных презентаций – еще один эффективный метод обучения студентов. Использование компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет учащимся активизировать усвоение материала и тренировать его на качественно новом уровне.
Эффективность обучения во многом зависит от степени и уровня самостоятельности учащихся в выборе иллюстративного материала. Использование ИКТ повышает мотивацию студентов, поскольку они вовлекаются в самостоятельное обучение и соавторство с преподавателем, что способствует формированию коммуникативной компетентности студентов.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что самостоятельная работа становится более впечатляющей при использовании активных методов обучения. Компьютерные технологии позволяют сделать рутинную самостоятельную работу творческой и развить коммуникативную компетентность студентов.
Процесс обучения иностранному языку в неязыковых вузах с помощью интерактивных методов, таких как деловые игры, способствует формированию коммуникативной компетентности студентов. Помимо опыта работы в ЯСП, студенты получают возможность развивать свою личность и навыки общения с профессиональным сообществом.
Говоря о значении интерактивных методов обучения ЛСП, следует отметить, что они играют важную роль в развитии профессиональной коммуникативной компетентности студентов и опираются, прежде всего, на взаимодействие преподавателя и ученика. Деловая игра как один из интерактивных методов создает среду, необходимую для успешного обучения профессиональному общению в ЯСП.
Нами разработан комплекс рекомендаций, которые направлены на формирование коммуникативной компетентности студентов с помощью ИКТ. Они адаптированы к реальному учебному процессу и позволяют создавать учебные материалы на ЯСП.
До недавнего времени в преподавании ЯСП преобладал структурный подход, целью которого было овладение языком как системой грамматики и словарного запаса. В процессе изучения иностранного языка учащиеся получили лишь представление о его системе и приобрели умение использовать языковой материал для создания правильных языковых форм и структур. В результате такого обучения не была достигнута основная практическая цель овладения иностранным языком, то есть уметь адекватно выражать собственные мысли и идеи, понимать собеседника в реальной жизненной ситуации.
Таким образом, интерактивные методы обучения при их поэтапном применении дают иностранным студентам возможность развивать не только языковые навыки, но и позволяют использовать ЯСП как средство общения, способствующее конструктивной интеллектуальной деятельности, логическому восприятию информации и ее последующему усвоению.
4. Интерактивная самостоятельная работа студентов
Для профессионального и карьерного роста будущим специалистам необходимы условия, в которых они могли бы сформировать индивидуальную готовность работать над овладением знаниями и способами работы в профессиональной сфере. Эти условия позволят студентам погрузиться в настоящую профессиональную деятельность.
Сегодня одной из ключевых целей обучения иностранным языкам студентов неязыковых вузов является самостоятельная работа студентов на основе интерактивных медиа, а также моделирование профессиональной среды для самовыражения студентов. Появление новой информационной сферы открывает масштабный доступ к информации и интерактивному диалогу.
Опыт преподавания на основе новых информационных технологий в зарубежных странах гораздо шире, чем в России, хотя даже для мировой практики преподавания иностранных языков данная форма обучения является относительно новой [2], [3].
В связи с ростом технологических возможностей обучения иностранным языкам возникает потребность в новых методах компьютерной самостоятельной работы в дистанционном формате.
Интерактивные средства обучения иностранным языкам не предполагают доминирования одного ученика над другим. В процессе интерактивного изучения иностранных языков студенты учатся решать профессиональные задачи, критически мыслить, оценивать и анализировать различные мнения, принимать решения в сфере профессиональной деятельности и участвовать в научных дискуссиях. С этой целью организуется индивидуальная, парная и групповая работа, проводятся исследовательские проекты и деловые игры, а также работа с зарубежными источниками информации и т.д.
Интерактивная самостоятельная работа – это вид познавательной учебной деятельности, который может определяться следующими факторами: целями, этапами работы и источником информации.
При определении интерактивной работы можно учитывать тот факт, курирует ли преподаватель эту деятельность прямо или косвенно.
Эффективность интерактивной самостоятельной работы в ЯСП во многом зависит от качества учебников. Учебные материалы должны включать аутентичные тексты, содержащие как профессионально значимую, так и лингвокультурную информацию. Они должны быть построены таким образом, чтобы работа учащихся на уроке была продолжением их интерактивной самостоятельной работы вне класса.
Такие учебники выполняют основные функции учителя: организационную, распорядительную и контролирующую. Они должны мотивировать учащихся к работе и обеспечивать обратную связь, контролирующую правильность этих действий.
При этом одной из основных задач всех образовательных ресурсов является обеспечение интенсивной интерактивной самостоятельной работы учащихся, нахождение самостоятельных решений, развитие готовности к дальнейшему самообразованию.
Ядро заключительного этапа интерактивной самостоятельной работы составляют творческие познавательные и познавательные задачи (определение композиционной структуры, подготовка логической структуры, подбор клише для аннотаций и т. д.).
Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалога, ведущего к взаимопониманию и взаимодействию, к совместному решению общих задач. В ходе диалогового тренинга студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, анализируя обстоятельства и соответствующую информацию, оценивать альтернативные точки зрения, принимать взвешенные решения и участвовать в дискуссиях.
Как правило, контролируемая самостоятельная работа эффективна, если ее контролировать немедленно. Самостоятельная работа подразделяется на работу на дому и работу в лингафонном кабинете.
Кафедры иностранных языков разрабатывают учебные ресурсы для самостоятельной работы студентов неязыкового профиля. Тип и количество заданий следует выбирать с учетом психологических особенностей обучающихся, а также времени, необходимого каждому обучающемуся для самостоятельной работы.
Каждый студент получает доступ к сети Интернет, что позволяет ему моделировать процесс общения, в котором он вынужден принимать собственные решения для достижения своих коммуникативных целей. Неограниченный доступ к экономической, социокультурной и общественно-политической информации на иностранном языке позволяет повысить мотивацию студентов не только к изучению иностранного языка, но и к переводу, стимулировать творческий подход к формированию коммуникативных навыков, индивидуализировать способы его получения. необходимые знания.
Образовательный процесс автоматизирован посредством электронных систем дистанционного обучения Мудл, еФронт, АТьютор.. Некоторые российские вузы помимо мультимедийных образовательных курсов разрабатывают собственные дисциплинарные системы преподавания ЯСП.
Работа студентов с этими ресурсами позволяет существенно оптимизировать формирование их иноязычной коммуникативной компетенции как в устной, так и в письменной деятельности, а также навыков самостоятельной работы.
Существует потребность в новом средстве обучения, которое позволило бы контролировать и координировать работу студентов с интернет-ресурсами. Эти платформы можно использовать для достижения следующих целей обучения:
1) Работа в блогах, форумах, чатах и. т.д. для виртуального взаимодействия в различных формах (ученик-ученик, студент-преподаватель, студент-носитель языка).
2) Раскрыть преимущества индивидуального, группового и смешанного обучения.
Что касается индивидуализации процесса обучения ЯСП, то платформа Мудл позволяет использовать образовательные интернет-ресурсы и организовать эффективную работу с ними.
Мудл, еФронт, АТьютор, — успешные инструменты для выполнения учебных задач, в которых студентам предстоит работать в небольших группах над реализацией различных проектов в деловых и ролевых играх и подготовкой презентаций и отчетов.
Они позволяют эффективно использовать основные принципы смешанного обучения ЯСП. Как известно, эти методы обучения предполагают значительный объем обучения с использованием информационных технологий.
Раньше студентам предлагалось работать по определенной программе, например, по закреплению грамматики для развития того или иного вида речевой деятельности. Данная работа не являлась неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку отсутствовал эффективный инструмент планирования и контроля работы студентов с заданиями. В настоящее время все вышеперечисленные электронные платформы могут помочь решить эту проблему, поскольку вся самостоятельная работа студентов с ИКТ полностью контролируется преподавателем, который при необходимости может ее корректировать.
Можно рассматривать смешанное обучение как отдельный метод. Его главной отличительной особенностью является то, что весь процесс обучения построен на комплексном использовании педагогического потенциала современного, учебных и информационных ресурсов Интернета, в основе которого лежат Мудл, еФронт, АТьютор.
Большое внимание уделяется развитию навыков саморазвития, самоорганизации и самореализации в этой сфере. Для овладения большим объемом знаний и приобретения прочных навыков при сокращении учебных часов необходимо повышать объем и качество восприятия информации, внедрять в учебный процесс формы самостоятельной деятельности обучающихся, которые будут способствовать повышению их успеваемости. познавательная деятельность в повседневной работе и в то же время будет формировать профессиональные качества человека.
5. Некоторые формы интерактивной самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа может быть интегрирована в Интернет-технологии. Это позволяет:
• учитывать индивидуальные особенности студентов, предоставляя им больше свободы в ИТ-среде;
• минимизировать техническую сложность задач за счет ИТ-уровня каждого студента;
• интегрировать формы ИТ-технологий с учетом основных моментов образовательного процесса.
Можно выделить две основные группы самостоятельной деятельности, осуществляемой с помощью Интернета при изучении иностранных языков.
Они представляют собой плановый и контролируемый учебный процесс, требующий от преподавателей специальных знаний и навыков работы на компьютере и в сети Интернет, в том числе знаний методики преподавания по интеграции ИТ-технологий в учебный процесс:
• самостоятельная работа с ИТ-технологиями, направленная на организованный поиск, анализ и преобразование ИТ-ресурсов и участие в Web-проектах;
• специально организованное общение посредством форумов.
С учетом языковых уровней можно дать следующую классификацию ИТ-задач:
• работа со списком горячих списков позволяет учесть все необходимые аспекты как дополнительные ИТ-ресурсы;
• тематический сэмплер – список ссылок на ИТ-ресурсы;
• поиск и подбор определенного количества ссылок; учащиеся задают ключевой вопрос по пониманию проблемы (поиск сокровищ);
• образец постановки задачи – выбранный список ссылок на электронные ресурсы, в которых предлагается что-то прочитать или послушать и т. д. После этого им необходимо поделиться своим мнением, обращая внимание на свой опыт.
Поэтому основной задачей обучения иностранным языкам сегодня является интерактивная самостоятельная работа. Цель достижения коммуникативной компетентности является наиболее востребованной в настоящее время у студентов с разным языковым уровнем. Выпускники вузов должны иметь возможность использовать информационные технологии в сфере своей специальности.
Одной из форм самостоятельной работы студентов является преимущественно проектная работа. Итогом проектной работы является эссе.
Темой проектной работы могут быть проблемы профессиональной сферы в стране изучаемого языка. Учитель предлагает учащимся предлагаемый список тем с учетом их исследовательских интересов. Проектная работа предполагает сбор и обработку материалов, в том числе статистических данных, газетных статей, научных работ и т.д. Студенты составляют самостоятельное портфолио работ.
Использование профессиональных и социоориентированных технологий предполагает сочетание аудиторной и самостоятельной форм работы с приоритетом самостоятельной.
Метод проектов помогает актуализировать и мотивировать участников проекта на достижение конечной цели. С помощью Интернет-ресурсов и сервисов можно видоизменить методику самостоятельного (дистанционного) обучения, применить шаблон создания задач-задач веб-поиска. Основными этапами технологии проекта являются: подготовительный (организационный этап): изложение вопросов/проблем, этап планирования проекта, исследовательский этап: поиск информации, этап подготовки к презентации – обсуждение конечного продукта, этап презентации проекта, этап рефлексии: оценка результатов и процесс выявления новых проблем для обсуждения.
Таким образом, этапами проекта являются: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация. Основными типами проектов являются:
1. Конструктивный и практичный
2. Ролевая игра
3. Информация и исследования
4. Социальные исследования
5. Издательские проекты
6. Сценарные проекты
7. Творческая работа
Интеграция интернет-ресурсов в самостоятельную учебную деятельность при профессионально-ориентированной языковой подготовке позволяет студентам выбирать аутентичный, актуальный материал профессиональной направленности для чтения и аудирования с последующим изучением лексического и грамматического материала посредством подготовленных интерактивных тестов [5]. Если на сервере не предусмотрены упражнения для закрепления прочитанного или услышанного материала или, по мнению преподавателя, их недостаточно для отработки и закрепления материала или развития конкретных навыков, можно составить собственные тесты по специальным шаблонам.
6. Интеграция интернет-ресурсов в самостоятельную работу студентов
В настоящее время особое внимание уделяется интеграции интернет-ресурсов в самостоятельную работу студентов по ЯСП и специализированному переводу. Такая интеграция позволяет выбирать аутентичный, актуальный материал для чтения и прослушивания, обучать студентов посредством интерактивных лексических и грамматических тестов в формате множественного выбора, сопоставления, заполнения пропусков, верных или неверных утверждений и т. д.
Пытаясь приблизить процесс обучения к будущей карьере студентов, необходимо использовать ряд проблемных методов обучения иностранному языку: методы исследования, дискуссии, поиска и проектов. Интернет-ресурсы могут изменить методику самостоятельного (дистанционного) обучения с использованием веб-заданий на сайтах.
В целом самостоятельная работа с учебной литературой остается важной составляющей самостоятельной работы студентов. С использованием информационных технологий увеличивается потенциал самостоятельной работы студентов. По существу, все известные виды электронных публикаций могут служить основой для самостоятельной работы студентов [5].
Использование интернет-ресурсов при обучении ЯСП и специализированного перевода требует от преподавателя глубоких знаний, разработки методик обучения и выбора подходов к их интеграции в учебный процесс с целью приблизить самостоятельную работу к аудиторному обучению по эффективности и усвоению знаний и навыки, необходимые для работы и жизни. Самостоятельная работа ценна тем, что помогает студентам не только приобретать знания, но и совершенствовать свое обучение на протяжении всей жизни.
Использование ИКТ в обучении иностранному языку осуществляется по нескольким направлениям.
Эффективная интерактивная самостоятельная работа возможна там, где есть мотивация студентов. Основной мотивационной движущей силой является готовность к дальнейшей профессиональной деятельности [2].
К основным мотивационным параметрам относятся научная и творческая деятельность студентов, а также контроль знаний студентов и личности преподавателя.
Все это приводит к раскрытию профессиональной личности студентов. Совместная деятельность студентов означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад и делится знаниями.
Профессионально-ориентированные задания в рамках интерактивной самостоятельной работы способствуют устойчивой мотивации обучающихся, помогают приобрести дополнительные знания и опыт познавательной и учебной деятельности.
Контроль индивидуально-групповой самостоятельной работы по выполнению заранее поставленных заданий осуществляется преподавателями как в форме индивидуальных консультаций, так и в аудиторных занятиях. Тесты применяются для выявления успешного овладения речевыми и языковыми навыками как средство индивидуального контроля, обеспечивающее объективную оценку результатов самостоятельной работы студентов [3]. Это расширит возможности студентов войти в реальные ситуации профессиональной деятельности, наиболее ярко представить себя в соответствии со своими мотивами и интересами.
Выводы. Интерактивная самостоятельная работа имеет преимущества перед традиционной. Это: активное участие группы учащихся, развитие командной работы, выполнение упражнений в установленные сроки. Студенты также имеют возможность продемонстрировать такие свои качества, как интерес и инициативность.
Интерактивная самостоятельная работа – это форма познавательной деятельности с намеченными целями. Одной из таких целей является создание комфортной среды обучения, в которой обучающиеся чувствуют свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения продуктивным.
Интерактивная самостоятельная работа используется для активизации работы студентов, подготовки их к исследовательской деятельности средствами иностранного языка, формирования таких навыков, как поиск информации, оценка полученной информации и участие в профессиональном общении.
Решение этой задачи определяется рациональной системой упражнений, носящих проблемный характер, стимулирующих развернутые ответы и способствующих развитию коммуникативной компетентности.
Наш опыт показывает, что задания для самоконтроля с ключами для самопроверки вызывают интерес учащихся.
Различные дидактические игры (деловые, ролевые и симуляционные) могут рассматриваться не только как обучающие, но и обучающие и могут помочь учителю построить реальную модель общения.
Такие формы интерактивной самостоятельной работы повышают учебную мотивацию ЯСП, поскольку повышают уровень профессиональной подготовки студентов.
Интерактивная самостоятельная работа студентов по ЯСП является особой формой самообразования. Она носит многофункциональный характер и стимулирует преподавателей формировать коммуникативную компетентность студентов и развивать ИТ-культуру, поскольку они являются необходимыми составляющими портфолио современного специалиста.