Состояние Интернет–СМИ в современной Турции
Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Журналистика
XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Состояние Интернет–СМИ в современной Турции
THE SITUATION OF ONLINE MEDIA IN MODERN TURKEY
Kristina Ismagilova
master's student of the Moscow financial and low university MFUA, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматривается положение современных СМИ Турции, в том числе Интернет-изданий.
Abstract. The article deals with the situation of modern Turkish media, including online publications.
Ключевые слова: Турция; СМИ; опрос; социальные сети; телевидение.
Keywords: Turkey; media; survey; social networks; TV.
Средства массовой информации Турции имеют длинную историю, начавшуюся ещё в XIX веке, однако в последние 2 года наблюдаются существенные изменения, которые влияют на все СМИ страны. Эти изменения в том числе связаны с давлением и ужесточением регуляции медиа после попытки военного переворота 15 июля 2016 года [1].
Ещё до недавнего времени всеми медиа в Турецкой республике владели две компании – Доган Холдинг (Dogan Holding) [7] и Демиронен Холдинг (Demiroren Holding) [8].
Dogan Holding – один из крупнейших конгломератов Турции, работающий с 1980 года в сферах медиа, энергетики, промышленности, недвижимости. Считается, что СМИ холдинга имели более либеральную позицию. Однако с 2002 года холдинг начал сталкиваться с критикой со стороны президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана после того, как его Партия справедливости и развития (ПСР) получила власть [7].
В свою очередь, Demiroren Holding принадлежит близкому к правительству бизнесмену Эрдогану Демирорену. Основанный в 1956 году холдинг в основном работает на энергетическом рынке, владеет газораспределительными сетями, сетями автозаправок и нефтеперерабатывающими мощностями. Последние семь лет он начал активно развивать своё медианаправление и весной 2018 года приобрел весь холдинг Dogan [8].
Таким образом, из-за близких связей Демирорена с верхушкой власти и особенно с президентом Турции Эрдоганом, на сегодняшний день почти 90% основных СМИ республики контролируется турецким правительством.
Согласно последним данным, собранным благодаря отчёту Digital News Report 2018 Институтом изучения журналистики Reuters (RISJ), основным источником получения информации в Турции является телевидение (его доля составляет 48 %). Среди телеканалов при этом самым надёжным назван турецкий Fox TV (его рейтинг составил 6,59: где 0 означает «СМИ не заслуживает доверия», а 10 – «полностью заслуживает доверия»). Низкие оценки доверия получили, в основном, проправительственные медиа, такие как канал A Haber с рейтингом 4,6 и газета Sabah с 4,74 [5].
На втором месте в качестве СМИ оказались социальные сети – 39 %. Интересно также, что среди населения, придерживающегося левых взглядов популярны онлайн-средства массовой информации в качестве основного источника новостей (45 %), сторонники правых идей предпочитают телевидение (60 %).
Кроме того, результаты того же исследования свидетельствуют о том, что впервые в новейшей истории Турции смартфон стал главным средством доступа к онлайн-СМИ [5].
Стоит отметить, что в настоящее время республика испытывает последствия политического и экономического кризиса, связанного с введёнными в августе санкциями США против нескольких турецких министров и повышением пошлин на импортируемые страной алюминий и сталь. Результатами этого кризиса стали не только высокая инфляция, скачок валютного курса и рост цен, но и закрытие многих СМИ. Особенно это касается бумажных изданий, так как Турция зависит от импорта бумаги, поскольку не в состоянии удовлетворить в достаточной мере внутренний спрос на неё. Цены на бумагу в стране выросли на 100 % в связи с падением турецкой лиры почти на 40 % по отношению к доллару США.
Правительству пришлось приостановить выпуск даже «Официального вестника» (T.C. Resmi Gazete официальное национальное издание в Турции, публикующее информацию о новых законах и другие объявления властей), издававшегося непрерывно с 7 октября 1920 года [10].
По состоянию на начало октября 2018 года около 300 газет Турции пришлось остановить печать из-за роста стоимости бумаги. Многие издание перешли или остались только в Интернете (например, Habertürk), другие общенациональные газеты и журналы сократили количество страниц и уволили некоторых сотрудников [3].
Например, одна из крупнейших и главная экономическая газета Турции Dünya в середине сентября уволила 40 своих сотрудников. Жертвами увольнений по причине кризиса в целом стали более 1 тысячи работников СМИ.
Таким образом, крупнейшими интернет-СМИ в республике являются традиционные медиа-бренды, использующие контент, взятый из печати, телевидения или из информационных агентств, и цифровые веб-порталы, которые компонуют материал из тех же источников. Среди наиболее популярных следует отметить CNN Türk, Hürriyet, Mynet, NTV и Sözcü.
Однако при этом к маю 2018 года в Турции были заблокированы около 100 тысяч сайтов и страниц, в их числе свободная энциклопедия Wikipedia (увеличение практически в половину в сравнении с 2017 годом, когда доступ был закрыт к почти 50 тысяч страниц) [2].
Многие исследователи считают, что подобное состояние страны лишь поспособствует дальнейшему развитию Интернет-СМИ республики, особенно, учитывая тот факт, что, согласно данным доклада RISJ, Турция является первой страной в мире с наибольшим количеством «фейковых» новостей. А согласно мартовскому отчёту 2018 года Открытого социального института Софии (OSIS) турецкое население является вторым по безграмотности в Европе.