Статья:

ПСИХОАНАЛИЗ КАК МЕТОД РАЗБОРА ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Фольклористика

Выходные данные
Нургазиев Т.Е. ПСИХОАНАЛИЗ КАК МЕТОД РАЗБОРА ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(81). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОАНАЛИЗ КАК МЕТОД РАЗБОРА ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Нургазиев Танат Есенбаевич
доктор PhD, ведущий научный сотрудник научно-практической лаборатории «Латын» Казахского Национального Педагогического университета имени Абая Казахстан, г.Алматы

 

PSYCHOANALYSIS AS A METHOD FOR ANALYZING FOLK WORKS IN KAZAKH LITERATURE

 

Tanat Nurgaziev

PhD, leading researcher at the Latyn Scientific and Practical Laboratory of the Abai Kazakh National Pedagogical University, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. В данной статье рассматривается психоаналитический метод разбора фольклорных произведений в казахской литературе. Автор, анализируя фольклор как один из показателей национальной идентичности, приводит пример психоаналитического разбора.

Abstract. This article discusses the psychoanalytic method of analyzing folklore in Kazakh literature. The author, analyzing folklore as one of the indicators of national identity, gives an example of a psychoanalytic analysis.

 

Ключевые слова: психоанализ, казахская литература, метод, архетип, символ.

Keywords: psychoanalysis, Kazakh literature, method, archetype, symbol.

 

1. Введение. Фольклор и национальная идентичность

Фольклор – является неотемлемой частью каждого народа, корнями уходящее во времена, где формировались и из уст в уста передовались мифы. Фольклор с его богатым набором мифов, легенд и исторических повествований часто служит основой, на которой строится коллективная идентичность общества. Эти истории создают ощущение преемственности, связывая нынешние поколения с их предками и землей, на которой они живут. В Казахстане фольклорный материал уже давно переплетается с историческим повествованием страны, предлагая объяснения древнего происхождения и служа хранилищем культурного наследия. Эти основополагающие истории не только формируют понимание прошлого, но также влияют на нынешнюю и будущую траекторию национальной идентичности.

Символизм играет значительную роль в построении национальной идентичности, а фольклор служит мощным источником символической репрезентации. Фольклор создает образы и архетипы, воплощающие ценности, стремления и коллективную память нации. Эти символы часто глубоко укоренились в культурном сознании и могут вызывать сильные эмоции гордости, единства и принадлежности среди населения. В контексте государственности интеграция фольклорных символов в национальные гербы, гимны и ритуалы усиливает чувство общей идентичности и истории.

Интеграция фольклора в государственные институты еще больше укрепляет его роль основы государственной идентичности. Включая элементы фольклора в образовательные программы, культурные программы и официальные церемонии, правительства могут активно продвигать и сохранять свое культурное наследие и национальную самобытность. Проекты, направленные на интеграцию традиционного фольклора в современные образовательные процессы, такие как включение фольклора в уроки литературы в школе, подчеркивают важность передачи этих культурных ценностей будущим поколениям. Признавая фольклор источником мудрости, творчества и самобытности, государства могут воспитывать чувство гордости за свое наследие и укреплять узы, объединяющие их граждан.

2. Метод психоанализа

Психоанализ предлагает уникальную призму, через которую можно углубиться в фольклорные произведения казахской литературы, раскрывая бессознательные мотивы персонажей. Применяя психоаналитические принципы можно исследовать глубины психики персонажей, понимая скрытые стремления, желания и конфликты, которые формируют их действия и отношения в повествовании. Этот подход позволяет более тонко интерпретировать поведение и решения персонажей, выходя за рамки поверхностного анализа и раскрывая сложное взаимодействие сознательного  и бессознательного.

Одним из ключевых аспектов применения психоанализа к фольклорным произведениям в казахской литературе является исследование символики и образности, заложенных в повествованиях. Символизм играет решающую роль в передаче более глубокого смысла и универсальных тем, которые резонируют с коллективным бессознательным культуры. Анализируя символы и образы, присутствующие в фольклорных произведениях, можно  раскрыть скрытые смыслы, культурные мотивы и архетипические представления, которые обращаются к более широкому человеческому опыту. Через призму психоанализа исследователи могут интерпретировать символы и образы как проявления бессознательных желаний, страхов и конфликтов, предлагая богатую и многоуровневую интерпретацию фольклорных произведений, выходящую за рамки поверхностного анализа. Это глубокое погружение в символизм не только обогащает понимание текстов, но и дает представление о культурной психике и мировоззрении казахского народа. Более того, психоанализ позволяет интерпретировать коллективную культурную психику через призму психологии, предлагая ценную информацию об основных темах и мотивах, присутствующих в фольклорных произведениях казахской литературы.

На сегодняшний день методом психоанализа можно назвать:

А) Разбор произведений по архетипам;

Б) Разбор символов всех уровней в произведении;

В) Разбор мотивов, дейстивия главных героев в психологическом аспекте;

Г) Совокупность всех указаных разборов.

На сегодняшний день методом психоанализа разбираются как фольклорные, так и авторские произведения, вне зависимости от формы литературного произведения.

3. Пример психоаналитического разбора

Психоанализ как метод разбора рассматривает несколько основных позиций произведения: 1)Тема; 2)Архетипы; 3) Символы; 4) Сеперативная стадия; 5) Лиминальная стадия; 6) Возвращение героя. В последних трех пунктах разбора включается теория Дж.Кэмпбэлла «Мономиф» [1], что в краткой форме может дать полноценную психологическую картину главного героя произведения. Если учитывать, что основная база теории Дж. Кэмпбэлла «Мономиф» основана на теории З.Фрейда и К.Г. Юнга, «Мономиф» сам по себе является формой психоаналитического разбора портрета главного героя  произведения. Учитывая приведенные факты, к разбору предлагается казахский народный рассказ «Бозторгай» («Воробей»).

Тема: Бозторгай (Воробей) – народный рассказ на религиозную тему;

Архетипы: Анима, Личность, Тень, Отец, Бог.

Символы: воробей, гора, птица Симруг.

Сеперативная стадия: В рассказе Али, отдавая дань уважения пророку, берет долг бедняка на себя. Но у Али, который находится в среднем слое, нет денег, чтобы заплатить этому должнику. Поэтому он отдает своих детей под залог и отправляется в путешествие. Учитывая точку зрения теории Вильфреда Парето «О циркуляции элит» [2], Али постоянно циркулирует по социальным слоям. Богатый Али становится бедным из-за долга бедняка. Поэтому он отправляется в путь с намерением вернуться в свой слой.

Лиминальная стадия: Али прибывает на высокую гору и засыпает там. Гора -  священное место. В народных сказках жизненные проблемы героев решаются на горе; гора - это точка, к которой часто движутся герои фольклорных произведений. Проснувшись, Али видит маленького воробушка и пытается удержать его с намерением отвести к своим детям; в герое просыпается архетип «отца». Маленькая птичка переносит Али в неизведанное место. В данном отрезке сюжета можно заметить архетип «Тень», в котором Али борется со своими страхами. В месности куда прибыл герой, мужчины и женщины ходят на свадьбу отдельно. По данному факту можно утверждать, что данное общество мусульмансой религии. Однако, данное общество противоречит всем убеждениям и является безбожниками.  Али показывает свою силу и ум тем, кто живет в этой стране, и, таким образом, они принимают религию Ислам.

Возвращение героя: Те, кто принимает религию, помогают Али; дают ему  деньги и отправляют домой.

Заключение

Изучая символы в многочисленных фольклорных произведениях, можно  выявить общие психологические модели и культурную динамику, которые формируют коллективное сознание общества. Этот психоаналитический подход позволяет раскрыть скрытые смыслы, социальные табу и общие психологические конфликты, которые отражены в фольклорных произведениях, обеспечивая более глубокое понимание культурного наследия и самобытности казахского народа. Благодаря применению психоаналитических принципов фольклорные произведения можно анализировать таким образом, чтобы пролить свет не только на отдельные психологические аспекты, но и на более широкие культурные и исторические контексты.

 

Список литературы:
1. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами: Миф. Архетип. Бессознательное = The Hero with thousand faces / ред. И. Старых; пер. с англ. К. Семёнов. – СПб.: София, 1997. – 336 с.
2. Парето В. Трансформация демократии, М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. – 207 с.