Статья:

Сказуемые-реакции при подлежащих-стимулах дерево/деревья/два дерева

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Букаренко С.Г. Сказуемые-реакции при подлежащих-стимулах дерево/деревья/два дерева // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 49-54.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сказуемые-реакции при подлежащих-стимулах дерево/деревья/два дерева

Букаренко Светлана Григорьевна
д-р филол. наук, доц., Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО, «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», РФ, г. Таганрог

 

Predicates-responses for subjects-stimuli a tree/ trees/ two trees

 

Svetlana Bukarenko

doctor in Philology, Associate Professor of Taganrog Institute named after A.P.Chekhov, Affiliate of Rostov State University of Economics, Russia, Taganrog

 

Аннотация. В статье показаны возможности в исследовании имплицитной сочетаемости главных членов предложения, которые открывает применение метода направленного ассоциативного эксперимента, позволяющего благодаря мгновенной реакции респондентов выявить наиболее прочно сохраняемые в языковой памяти связи.

Abstract. The article demonstrates the capabilities in the study of combinability of the main parts of the sentence, which discovers the application of the method of directed associative experiment allowing detecting the strongest relations in the linguistic memory due to the instantaneous response of the interviewees.

 

Ключевые слова: подлежащее; сказуемое; ассоциативный эксперимент; число; имплицитная сочетаемость; лингвистическая статистика.

Keywords: subject; predicate; associative experiment, quantity; implicit combination; linguistical statistics.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 15-04-00057)

 

В исследовании имплицитной сочетаемости главных членов предложения неоценимую помощь оказывает материал, полученный методом направленного ассоциативного эксперимента [1, 2, 5], поскольку он позволяет, меняя стимулы-подлежащие, наблюдать, какие изменения происходят при этом в сочетающемся с ним сказуемом, причём в условиях отсутствия влияния контекста. Применение лингвистической статистики способствует установлению степени стереотипности полученной сочетаемости.

В предлагаемой статье описываются результаты направленного ассоциативного эксперимента, в котором в качестве стимулов-подлежащих (далее в определённых случаях П) предлагались наиболее употребительные способы отражения в языке количества [8]: форма единственного числа (П Дерево), форма множественного числа (П Деревья), форма словосочетания с числительным (П Два дерева). К этим стимулам-подлежащим трём изолированным группам студентов-филологов было предложено написать первое мгновенно пришедшее в голову сказуемое (каждой группе был дан только один из перечисленных стимул, чтобы избежать их взаимовлияния). Полученные результаты были обработаны для получения традиционной для ассоциативных словарей подачи их по нисходящей частотности [4,6,7 и др.] и в сокращённом варианте представлены далее:

Дерево растёт 31 (49,2%) || стоит 7 (11,1) || цветёт 4 (6,3) || выросло 2 (3,2), горит 2(3,2), сгорело 2(3,2), упало 2(3,2) || большое 1 (1,6), засохло 1(1,6), зеленеет 1(1,6), зелёное 1(1,6), качается 1(1,6), падает 1(1,6), постарело 1(1,6), принялось 1(1,6), распустилось 1(1,6), росло 1(1,6), спилено 1(1,6) … цветущее 1 (1,6) = 63 (100,0).

Деревья растут 28 (14,1%)|| стоят 22 (11,1) || шумят 13 (6,6) || зелёные 11 (5,6) || цветут 10 (5,1) || гнутся 9 (4,5) || срублены 7 (3,5)|| качаются 6 (3,0) || зеленеют 5 (2,5) || гнулись 4 (2,0), зацвели 4(2,0), колышутся 4 (2,0), расцвели 4(2,0) || голые 3 (1,5), опали 3(1,5), падают 3(1,5), упали 3(1,5) || высохли 2 (1,0), засохли 2(1,0), зашумели 2(1,0), облетели 2(1,0), оголились 2(1,0), падают 2(1,0), погнулись 2(1,0), пожелтели 2(1,0), посажены 2(1,0), распустились 2(1,0), спилены 2(1,0), шатаются 2(1,0), шевелятся 2(1,0) || 0 (в снегу) 1 (0,5) … шелестят 1(0,5) ||= 198 (100,0).

Два дерева растут 8 (15,1%) || выросли 7 (13,2) || росли 4 (7,5), срослись 4(7,5) , стоят 4(7,5) || 0 (рядом) 3 (5,7), сплелись 3(5,7), упали 3(5,7) || цветут 2 (3,8) || вырастили 1 (1,9), выращены 1(1,9) , высились 1(1,9), высохли 1(1,9) , зашумели 1(1,9), лежат 1(1,9), пожелтели 1(1,9), покосились 1(1,9), прижались1(1,9), сгорело 1(1,9) …упали (во время ветра) 1(1,9)||= 53 (100,0).

Влияние особенностей стимула-подлежащего на вероятность сочетаемости с ним реакции-сказуемого. Вероятность сочетаемости главных членов предложения оценивается по отказам от ответа-реакции и по ошибочным ответам.

Отказы, связанные с отсутствием требуемой по условиям эксперимента реакции, отсутствуют при П Дерево, при остальных подлежащих-стимулах единичны: при П Деревья 1 случай, при П Два дерево 1случай.

Как показали данные эксперимента, при мгновенной реакции, несмотря на установку считать заданный стимул подлежащим и приписывать е нему сказуемое, всё равно в единичных случаях происходит переосмысление стимула-подлежащего в дополнение. Об этом свидетельствуют следующие зафиксированные ошибочные реакции: При стимуле Дерево: *посадили 1, *срубили 1, *спилили = 3 случая; при стимуле Деревья: *срубили 2, *посадили 1, *выжгли 1, *валят 1, *пилят 1, *рубят 1= 7случаев; при стимуле Два дерева: *срубили 2, *посадили 1,* спилили 1=4 случая и один случай употребления существительного *гамак 1= 5.

Следовательно, переосмысление стимулов в функции дополнения позволяет предположить, что функция подлежащего для рассматриваемых способов выражения, включающих слово дерево, не является абсолютно идеальной для всех носителей русского языка, хотя и приближается к ней, судя по незначительному количеству отказов и ошибочных ответов.

Влияние особенностей стимула-подлежащего на степень стереотипности сочетающейся с ним реакции-сказуемого. Степень стереотипности определяется по максимально доминирующему сказуемому, который возглавляет частотную последовательность при каждом подлежащем-стимуле (см. последовательности выше). Сопоставление вершинных по частотности сказуемых-реакций показывает, что наибольшая стереотипность свойственна сочетанию главных членов предложения Дерево растёт 49,2%, что более чем в три раза выше стереотипности остальных рассматриваемых сочетаний; ср.: Деревья растут 14,1% → Два дерева растут 15,1% → Дерево растёт 49,2%. Так в данном случае проявляются градационный тип оппозиции [9].

Показателем стереотипности является также количество единичных реакций-сказуемых. По возрастанию этих реакций-сказуемых последовательность такова: при П Деревья 16,7% → при П Дерево 20,6% → при П Два дерева 28,3. Между максимумом и минимумом расхождение не является весьма значительным – в 1,7 раза.

Влияние особенностей стимула-подлежащего на тип сочетающегося с ним сказуемого. Количество глагольных сказуемых при рассматриваемых подлежащих различается незначительно: П Деревья 81,8 → П Дерево 93,7 →

П Два дерева 94,3. Количество именных сказуемых существенно меньше по сравнению с количеством глагольных сказуемых: П Два дерево 5,7% → П Дерево 6,3% → П Деревья 18,2%. Обращает на себя внимания то, что количество именных сказуемых при П Деревья, т.е. при форме множественного числа, почти в 3 раза превышает количество этих сказуемых при остальных подлежащих-стимулах.

Влияние особенностей стимула-подлежащего на вид сочетающегося с ним глагола- сказуемого. Количество глаголов-сказуемых несовершенного вида по убывающей располагаются следующим образом: П Два дерева 43,4% → П Деревья 62,1% → П Дерево 77,8. Соответственно последовательность, свойственная совершенному виду, противоположно направлена: П Дерево 15,9 % → П Деревья 19,7% → П Два дерева 50,9%.

Влияние особенностей стимула-подлежащего на наклонение и время сочетающегося с ним глагола-сказуемого. Глаголы-сказуемые в форме сослагательного и повелительного наклонения отсутствуют при всех рассматриваемых подлежащих-стимулах. Таким образом, все использованные глаголы-сказуемые имеют форму изъявительного наклонения (см. выше глагольные сказуемые).

Глаголы-сказуемые в форме настоящего времени по количеству употребления выстраиваются в следующей последовательности: П Два дерева 34,0% → П Деревья 58,6% → П Дерево 74,6%. Как видно, глаголы-сказуемые в форме настоящего времени доминируют при П Дерево, т.е. при существительном-подлежащем в форме единственного числа.

Глаголы-сказуемые в форме прошедшего времени почти в 3 раза употребляются чаще при П-словосочетании Два дерева по сравнению с остальными рассматриваемыми способами выражения подлежащего-стимула, не различаясь существенно при П Дерево и П Деревья; ср.: П Дерево 19,0 → Деревья 22,7% → Два дерева 60,4%. В формах прошедшего времени весьма редко используются формы несовершенного вида (П Дерево 3,2% → Деревья 3,5% → Два дерево 9,4%). Поэтому существенные различия в прошедшем времени связаны в принципе с формами совершенного вида (П Дерево 15,9% → П Деревья 19,2% → П Два дерева 50,9%, что превышает минимальное количество более чем в 3 раза.

Глаголы-сказуемые в форме будущего времени отсутствуют при всех рассматриваемых подлежащих.

Влияние особенностей стимула-подлежащего на наличие/отсутствие -ся у сочетающегося с ним глагола-сказуемого. По возрастанию количества глаголов-сказуемых с без -ся выстраивается следующая последовательность, завершающаяся существительным-П в форме единственного числа: П Деревья 61,6% → Два дерева 73,6% → Дерево 88,9%. С -ся последовательность, естественно, имеет противоположную направленность:

Дерево 4,8% → Два дерева 20,8% → Деревья 20,2%.

Влияние особенностей стимула-подлежащего на наличие/отсутствие не у глагола-сказуемого. Ни один из рассматриваемых стимулов-подлежащих не обусловил сочетаемость с ними глаголов-сказуемых с отрицательной частицей не. Следовательно, все глаголы-сказуемые без не полностью совпадают с уже отмеченной последовательностью глагольных сказуемых: Дерево 74,6% → Деревья 81,8 → Два дерева 94,3%. Это означает, что изменение представления количества с помощью рассматриваемых форм выражения подлежащего совершенно не влияет на сочетаемость с ними глаголов-сказуемых с не.

Влияние особенностей стимула-подлежащего на связку и присвязочную часть сочетающегося с ним составного именного сказуемого.

Как уже было сказано, составное именное сказуемое примерно одинаково употребляется при П Дерево (6,3%) и при П Два дерева (5,7%), но почти в 3 раза чаще при П Деревья (18,2). Связки во всех случаях имеют форму изъявительного наклонения и настоящего времени, т.е. являются нулевыми.

На них, следовательно, рассматриваемые изменения выражения подлежащего влияния не оказывают. В зависимости от стимула-подлежащего в присвязочной части используется разный объём частей речи: при П Дерево и П Деревья – две (прилагательное и причастие), при П Два дерева – только одна (причастие). Распределение указанных частей по частотности употребления при каждом П-стимуле следующее: 1) прилагательное: П Два дерева 0,0% → П Дерево 3,2% → П Деревья 10,6%; 2) причастие (только страдательное прошедшего времени краткой формы): П Дерево 3,2% → П Два дерева 5,7% → Деревья 7,6%.

Полученные результаты направленного ассоциативного эксперимента в дальнейшем важно сопоставить с данными свободного эксперимента, описанными Ю. Н. Карауловым в «Ассоциативной грамматике русского языка» [3].

 

Список литературы:
1. Белянин В. П. Психолингвистика. М.: Флинта: МПСИ, 2003. 232 с.
2. Букаренко С. Г. Отражение фрагментов русской языковой картины мира в предикативных стереотипных сочетаниях. М.: МГОУ, 2009. 350 с.
3. Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М.: Изд-ство ЛКИ, 2010. 328 с. 
4. Русский ассоциативный словарь. В 2 тт. / Ю. Д. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М.: АСТ,2002. 784 с.
5. Серкин В. П. Методы психолигвистики. М.: Аспект Пресс. 2004. 207 с. 
6. Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова, Ю. Н. Караулов, Е. Ф. Тарасов. М.: Мин-во обр. и науки РФ, МГЛУ, ИЯ, 2004. 800 с.
7. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: МГУ, 1977. 192 с.
8. Степаненко С.Н. Когнитивные механизмы лексической концептуализации количества в современном английском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики, №1 (31) 2014. Ч.1.Тамбов, 2014. С.167-168.
9. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М.: Аспект Пресс, 2000. 352 с.