Статья:

К вопросу о современной концепции обучения русскому языку

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Маркелова Н.А. К вопросу о современной концепции обучения русскому языку // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 40-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о современной концепции обучения русскому языку

Маркелова Надежда Алексеевна
аспирант, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа

 

Современная концепция обучения, деятельность людей в процессе обучения носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом и во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых.

С их учетом разрабатываются также разнообразные педагогические (дидактические) концепции обучения. Под концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.

В современных условиях коренным образом меняется парадигма образования.

Процесс знаний представлялся в виде передачи знаний в готовом виде, при котором творческая, социокультурная составляющая учебного процесса минимизировалась. Принятие Концепции преподавания русского языка и литературы наглядный этому пример.

9 апреля 2016 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы. Несомненное достоинство Концепции – ее краткость и внятность. Она очерчивает основные проблемы в области преподавания русского языка и литературы и намечает пути выхода из них.

Причем делает это обобщенно, не подменяя собой действующие конкретные документы, такие, как ФГОС, Примерные программы по предметам, кодификатор ЕГЭ. Задавая необходимые векторы и константы преподавания русского языка и литературы, Концепция предоставляет поле для разумной вариативности, необходимой в гуманитарных дисциплинах. Концепция обращена ко всем, написана понятно, без наукообразной терминологии. Вместе с Концепцией математического образования и Концепцией преподавания истории, принятыми ранее, она составит важный базовый фундамент российского образования [1].

Ведущей педагогической стратегией современности становится культурное самоопределение личности в образовательном пространстве (личностно-ориентированный подход, лингвокультурологический  подход) с ценностной ориентацией, позволяющее личности правильно ориентироваться в современном мире, осмыслять его как совокупность культурных достижений (культурных концептов) человеческого общества, готовиться к взаимопониманию и продуктивному общению представителей разных культур. Образование, мыслимое в пространстве, становится миром, которым управляют разум, наука, культура, человечность [2].

Современные концепции обучения русскому языку проявляются в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, ориентации на «среднестатистического» ученика. Методы усвоения знаний основываются на обучении по образцу, индуктивной логике (от частного к общему), механической памяти, вербальном изложении материала, репродуктивном воспроизведении. Традиционное обучение остается единообразным и невариативным, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения – централизовано, базисные учебные планы основываются на единых для всех стандартах. Формирование компетенций, неотъемлемая часть школьного образовательного процесса.

Современная концепция обучения немыслима без понятий «лингвокультурологический подход» и «лингвокультурологическая компетенция. Лингвокультурологическая компетенция определяется как совокупность системно организованных знаний о культуре, воплощенной в языке; аналитических умений и готовности к аксиологической интерпретации языковых фактов, которые приобретаются в процессе освоения этнокультурных ценностей и регулируют коммуникативное поведение представителей страны изучаемого языка. Особое внимание уделяется описанию основных видов умений, необходимых для работы с текстами, а также методам и приемам учебной работы.

Так, В.Н. Телия определяет лингвокультурологическую компетенцию как способность понимать культурно-национальную ментальность носителей языка, выра­женную в культурной семантике языковых знаков и умений «интерпретировать язы­ковые знаки в категориях культурного кода» [6, с. 12].

Знания о культуре и языке, понимание языковой картины мира, осознание национально-культурного компонента языковых единиц, владение языком как сокровищницей культуры, всестороннее и углубленное изучение русского языка, основные аспекты современного образовательного процесса.

В.В. Воробьев определяет лингвокультурологическую компетенцию как знание идеальным говорящим-слушающим всей системы культурных ценностей, выраженных в языке. Описывая взаимосвязь языка и культуры и говоря о линвокультурологической компетенции, он подчеркивает, что данная концепция в методическом плане имеет своей целью обучение языку. Культура постулируется В. В. Воробьевым как объект обучения, предъявление учебного материала происходит не от языковой, а «от культурной единицы». Лингвокультуролоческая компетенция принимает форму языковой, но оказывается глубже содержательно [4, с. 56].

Д.И. Башурина так же считает, что лингвокультурологическая компетенция представляет собой систему знаний о культуре, выраженную в национальном языке, и комплекс умений по оперированию этими знаниями. Автор приходит к выводу, что способность к межкультурной коммуникации рассматривается как следствие формирования у учащихся вторичного когнитивного сознания в процессе овладения иностранным языком, что может быть достигнуто в ходе работы над изучением лингвокультурологическим репрезентативных фрагментов культуры [3].

Н.Ф. Алефиренко считает, что работу над формированием линвокультурологической компетенции следует начинать уже на начальном этапе обучения русскому и иностранному языку, поскольку именно она помогает проникнуть в природу культурного смысла, закрепленного за определенным языковым знаком [2].

Таким образом, мы вслед за В. В. Воробьевым, Н. Ф. Алефиренко, считаем, что современная концепция обучения русскому языку, образования и непосредственно лингвокультурологическая концепция обучения опирается на общие психолого-педагогические, лингводидактические и лингвистические основы обучения языкам, в то же время она предполагает лингвокультуро-логические основы и опирается на основные понятия науки лингвокультурологии. Это материальная и духовная культура, созданная человечеством и выраженная в языке.

 

Список литературы:
1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. – Флинта, Наука, 2010. – 288 с.
2. Башурина Д. И. Формирование лингвокультурологической компетенции иностранных студентов-филологов при обучении русским паремиям Текст: дис. канд. пед. наук / Д.И. Башурина. – Санкт-Петербург, 2005. – 242 с.
3. Воробьев В. В. Прикладная лингвокультурология [Текст]: сборник учебно-методических материалов для обучения русскому языку. – М.: РУДН, 2013. – 236 с.
4. Дортман С. Р. Обучение лингвокультурологической компетенции учащихся средних профессиональных образовательных учреждений Текст: дис. канд. пед. наук / С. Р. Дортман. Пятигорск, 2012. – 180 с.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) (уровень бакалавриата): постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466 // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 23. – Ст. 2923).
6. Телия В. Н. Культурно-национальные коннотации фразеологизмов: От мировидения к миропониманию // Славянское языкознание: докл. рос. делегации. – М., 1993. – С. 309.