К вопросу о современной концепции обучения русскому языку
Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русский язык
XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
К вопросу о современной концепции обучения русскому языку
Современная концепция обучения, деятельность людей в процессе обучения носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом и во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых.
С их учетом разрабатываются также разнообразные педагогические (дидактические) концепции обучения. Под концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.
В современных условиях коренным образом меняется парадигма образования.
Процесс знаний представлялся в виде передачи знаний в готовом виде, при котором творческая, социокультурная составляющая учебного процесса минимизировалась. Принятие Концепции преподавания русского языка и литературы наглядный этому пример.
9 апреля 2016 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы. Несомненное достоинство Концепции – ее краткость и внятность. Она очерчивает основные проблемы в области преподавания русского языка и литературы и намечает пути выхода из них.
Причем делает это обобщенно, не подменяя собой действующие конкретные документы, такие, как ФГОС, Примерные программы по предметам, кодификатор ЕГЭ. Задавая необходимые векторы и константы преподавания русского языка и литературы, Концепция предоставляет поле для разумной вариативности, необходимой в гуманитарных дисциплинах. Концепция обращена ко всем, написана понятно, без наукообразной терминологии. Вместе с Концепцией математического образования и Концепцией преподавания истории, принятыми ранее, она составит важный базовый фундамент российского образования [1].
Ведущей педагогической стратегией современности становится культурное самоопределение личности в образовательном пространстве (личностно-ориентированный подход, лингвокультурологический подход) с ценностной ориентацией, позволяющее личности правильно ориентироваться в современном мире, осмыслять его как совокупность культурных достижений (культурных концептов) человеческого общества, готовиться к взаимопониманию и продуктивному общению представителей разных культур. Образование, мыслимое в пространстве, становится миром, которым управляют разум, наука, культура, человечность [2].
Современные концепции обучения русскому языку проявляются в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, ориентации на «среднестатистического» ученика. Методы усвоения знаний основываются на обучении по образцу, индуктивной логике (от частного к общему), механической памяти, вербальном изложении материала, репродуктивном воспроизведении. Традиционное обучение остается единообразным и невариативным, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения – централизовано, базисные учебные планы основываются на единых для всех стандартах. Формирование компетенций, неотъемлемая часть школьного образовательного процесса.
Современная концепция обучения немыслима без понятий «лингвокультурологический подход» и «лингвокультурологическая компетенция. Лингвокультурологическая компетенция определяется как совокупность системно организованных знаний о культуре, воплощенной в языке; аналитических умений и готовности к аксиологической интерпретации языковых фактов, которые приобретаются в процессе освоения этнокультурных ценностей и регулируют коммуникативное поведение представителей страны изучаемого языка. Особое внимание уделяется описанию основных видов умений, необходимых для работы с текстами, а также методам и приемам учебной работы.
Так, В.Н. Телия определяет лингвокультурологическую компетенцию как способность понимать культурно-национальную ментальность носителей языка, выраженную в культурной семантике языковых знаков и умений «интерпретировать языковые знаки в категориях культурного кода» [6, с. 12].
Знания о культуре и языке, понимание языковой картины мира, осознание национально-культурного компонента языковых единиц, владение языком как сокровищницей культуры, всестороннее и углубленное изучение русского языка, основные аспекты современного образовательного процесса.
В.В. Воробьев определяет лингвокультурологическую компетенцию как знание идеальным говорящим-слушающим всей системы культурных ценностей, выраженных в языке. Описывая взаимосвязь языка и культуры и говоря о линвокультурологической компетенции, он подчеркивает, что данная концепция в методическом плане имеет своей целью обучение языку. Культура постулируется В. В. Воробьевым как объект обучения, предъявление учебного материала происходит не от языковой, а «от культурной единицы». Лингвокультуролоческая компетенция принимает форму языковой, но оказывается глубже содержательно [4, с. 56].
Д.И. Башурина так же считает, что лингвокультурологическая компетенция представляет собой систему знаний о культуре, выраженную в национальном языке, и комплекс умений по оперированию этими знаниями. Автор приходит к выводу, что способность к межкультурной коммуникации рассматривается как следствие формирования у учащихся вторичного когнитивного сознания в процессе овладения иностранным языком, что может быть достигнуто в ходе работы над изучением лингвокультурологическим репрезентативных фрагментов культуры [3].
Н.Ф. Алефиренко считает, что работу над формированием линвокультурологической компетенции следует начинать уже на начальном этапе обучения русскому и иностранному языку, поскольку именно она помогает проникнуть в природу культурного смысла, закрепленного за определенным языковым знаком [2].
Таким образом, мы вслед за В. В. Воробьевым, Н. Ф. Алефиренко, считаем, что современная концепция обучения русскому языку, образования и непосредственно лингвокультурологическая концепция обучения опирается на общие психолого-педагогические, лингводидактические и лингвистические основы обучения языкам, в то же время она предполагает лингвокультуро-логические основы и опирается на основные понятия науки лингвокультурологии. Это материальная и духовная культура, созданная человечеством и выраженная в языке.