Проблема счастья и гармонии в семье (по пьесе А.В. Вампилова "Старший сын")
Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русская литература
XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Проблема счастья и гармонии в семье (по пьесе А.В. Вампилова "Старший сын")
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома
Л.Н. Толстой
Жанровую принадлежность пьесы А.В. Вампилова «Старший сын» сложно определить однозначно. Автор определяет жанр своего произведения как комедию. Но, начавшись с «водевильной» ситуации обмана, она переходит в семейную драму, построенную на серьезных философских проблемах, а в финале превращается в лирическое произведение.
В начале пьесы Бусыгин провозглашает тезис, определяющий основную проблему современных людей: «У людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто. Надо соврать, как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют». Человека необходимо поразить, шокировать, удивить, вывести из состояния привычной отчужденности от проблем окружающего мира, сосредоточенности на собственных проблемах. Этому тезису противостоит название оратории, которую долгое время сочиняет Андрей Григорьевич Сарафанов, - «Все люди братья». Люди, не связанные кровными узами, иногда оказываются ближе по духу, чем родные люди. И Владимиру Бусыгину, и Сарафановым предстоит пройти этот путь перерождения и стать счастливыми людьми, живущими в гармонии с собой, а, значит, и с окружающим миром. Автор заставляет читателя задуматься над неоднозначностью и сложностью построения этого мира. Нравственные законы, простые истины оказываются спорными перед ложью, которая почему-то выглядит более гуманной, чем истина.
Особое место в пьесе А.В. Вампилов уделяет семье Сарафановых, которую в начале произведения нельзя назвать полноценной семьей. Нельзя назвать не только потому, что в ней нет матери, а, значит, нет материнской любви, не заявлены отношения между родителями, нет ориентира для подрастающих детей, но и потому, что в ней нет никаких настоящих отношений. Кровные связи прерваны вследствие обстоятельств, взаимных обид, одиночества в семье. Нет ничего страшнее, чем одиночество среди людей, особенно среди близких людей. Восточная мудрость гласит: «Ребенку дается материнская любовь, чтобы он знал, что Любовь существует на свете». Мать покинула семью четырнадцать лет назад, когда Нине было пять лет, а Васеньке два года. Можно сказать, что матери у них не было. Можно было бы предположить, что функцию матери взял на себя Андрей Григорьевич, но это не так. Эту роль играла Нина – роль матери, хозяйки дома. На основе взаимоотношений в семье строятся взаимоотношения с окружающим миром. Каждый человек в семье пытается занять свое место, даже маленький ребенок, почувствовать значимость существования, свою необходимость другим людям. Тогда жизнь наполняется смыслом. Нина проживает жизнь другого человека, своей матери, а не свою собственную. Может быть, поэтому для нее сначала так незначима любовь в семье. Она выбрала Кудимова. А не полюбила. Никто не замечает ее служения семье, в определенном смысле жертвенности. Омар Хайям писал: «Один не разберет, чем пахнут розы. Другой из горьких трав добудет мед. Кому-то мелочь дашь, навек запомнит. Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет». Когда окружающие не замечают значимости какого-то человека, то он пытается обратить на себя внимание. Ребенок часто обращает внимание плохим поведением, потому что хорошим обратить внимание сложнее. В семье Сарафановых каждый пытается заявить о своих проблемах, вероятно, надеясь на помощь близких людей. Андрей Григорьевич пытается помочь Васеньке (визит к Макарской), но совершает ошибки, осложняя ситуацию. Поэтому сразу звучит протест Васеньки, отвергающий такую помощь. Для Васеньки лучше отсутствие помощи, чем неправильная помощь. Нина выбирает иной способ «помощи» Васеньке – насмешку над проблемами другого человека, умаления его значимости. Она демонстрирует авторитарную материнскую любовь. Зная о любви Васеньки к Макарской, она смеется над ней, умаляя значение Натальи в глазах брата и окружающих людей, пытается «охладить» рассудок и чувства брата, заставить жить «правильно», на ее взгляд. Отсутствие любви в ее жизни становится опасной для окружающих людей, в том числе близких. Замечание Сарафанова о счастливой любви дочери ранит Нину непониманием, которое распространяется на Васеньку. Он хочет жить по своим правилам. Макарская старше Васеньки на десять лет. Возможно, это его нерастраченная любовь к матери. Отношение Сарафановых к собственным проблемам совпадает в одном: они все пытаются бежать от проблем. Это путь, ведущий в «никуда». Нерешенные проблемы обязательно возвращаются, и возвращаются уже в более сложной форме.
Стержень проблемы «отцов и детей», в том числе и в семье Сарафановых, - стремление к свободе. Трагедия состоит в том, что Сарафановы стремятся к свободе друг от друга. Сарафанов остается дома, Нина собирается уехать на Сахалин, Васенька хочет убежать в тайгу. Им кажется, что семья рушится сейчас, но семьи не было никогда. Они не видят выхода из этой ситуации и думают, что в новых обстоятельствах, вдалеке друг от друга, с другими людьми у них получится начать все сначала, построить отношения, жить в гармонии, а прежние отношения выбросить, как черновик. У Сарафановых нет опыта гармоничных отношений, поэтому они будут продолжать совершать ошибки. В их семье либеральный тип отношений, то есть отстранение от проблем.
Восточная мудрость гласит: «Ребенок – гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти». Нельзя относиться к ребенку, как к своей собственности, надеяться, что в старости он отдаст долги. Звучит парадоксально, кажется, что рушатся какие-то нравственные устои общества. У Сарафанова не хватает мудрости не обвинять детей в своей нереализованности. Получается, что ни в семье, ни в профессии он себя не реализовал. А это было так важно для него, особенно реализация в профессии. Возникает ощущение, что он пытается воспользоваться последним шансом. Такой шанс дает ему Бусыгин.
Карл Густав Юнг пишет: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на Вас. Воспитывайте себя». Андрей Григорьевич не думает об этом, закладывая в основу отношений с детьми ложь. Ему кажется, что отец, работающий в филармонии, более значим, чем музыкант, играющий на танцах и похоронах. Сталкиваются мнения Сарафанова и Бусыгина, Бусыгин придает значимость настоящей, а не возможной жизни Сарафанова. Сарафанов сам осложняет ситуацию, ожидая от детей жертву ради себя и обижаясь на нежелание жертвовать: «Я – старый диван, который она [Нина] давно мечтает вынести». Андрей Григорьевич совершает ошибку, сравнивая своих детей. Сначала Нину и Васеньку, затем сравнивая их с Бусыгиным. Васенька: «Я – серость, а дочь серьезная, умная, красивая». Сравнение детей в семье, может быть, неизбежно, но Сарафанов готов отказаться от своих «проблемных» детей ради старшего сына, спортсмена и студента. Он пытается доказать осмысленность своего существования.
Васенька продолжает расшатывать нравственные устои общества: «Зачем взрослому человеку родители?». Спохватившись, оправдывается, но этот внутренний вопрос звучит. Он не верит в возможность любви отца и сестры, он убежден, что любить можно за что-то, а его любить не за что. В семье Сарафановых ложь порождает ложь: Отец лжет детям, дети, зная о его лжи, лгут отцу. Только все они приводят гуманную аргументацию этой лжи: не травмировать близкого человека.
Лозунг Кудимова, человека, который никогда не врет: «Лучше горькая правда!» - никто не поддерживает. Создается впечатление, что никому не нужны нравственные ценности, но это не так. Правда ранит, а ложь на короткий период дает успокоение. Кудимов не способен пожертвовать чем-либо ради любимого человека, и возникает ощущение, что любви нет. Он не способен на поступок. Макарская начинает говорить уважительно о Васеньке, когда он совершает поступок, даже отрицательный (поджог дома). Постепенно Кудимов превращается из положительного героя в отрицательного. Вампилов ничего не рассказывает о семье Кудимова, но дает четкое представление, каким образом будут построены отношения в его будущей семье. Автор оберегает Нину, не давая ей возможность совершить очередную ошибку.
В пьесе Вампилов А.В. представляет читателям семьи Бусыгина и Сильвы. Бусыгина воспитывала мать, он остро чувствует отсутствие отца в его жизни. Появляется ощущение, что не все, сказанное Бусыгиным, - ложь. Он говорит правду. Его слова о «страждущем брате, который стоит у порога» переведены из философской категории в категорию обмана. И этот обман не Бусыгина, а Сильвы. Бусыгин не готов говорить с Сильвой о своей семье, потому что это то же самое, что говорить с глухим человеком. Сильва рассказывает только об отце, говорит с юмором, скрывая внутреннюю трагедию. Он готов завидовать Бусыгину: лучше отсутствие отца, чем плохой отец. Бусыгину необходим Сарафанов, он заполняет пустующее место в его жизни, а Сарафанову необходим Бусыгин: жизнь становится осмысленной.
Бусыгин нужен всем Сарафановым: Нине нравится Бусыгин, так, что она готова влюбиться в брата, Васеньке нужен старший брат, Андрей Григорьевич обретает человека, который умеет слушать, чувствовать и сопереживать. И Бусыгин, и Сарафановы попадают в ловушку собственной лжи. Если продолжить лгать, то потеряешь что-то значимое в жизни. Развенчивание лжи начинается с Бусыгина. Нравственные ценности вступают в противоречие с ложью. Любовь Бусыгина к Нине не оставляет возможности лгать. Оноре де Бальзак писал: «Правда точно горькое питье, неприятное на вкус, но восстанавливающее здоровье». С отказа ото лжи начинается возрождение семьи Сарафановых и Бусыгина. Вампилов рисует будущее этих отношений между близкими по духу людьми.
«Все люди – братья» - уже звучит неоконченная оратория Андрея Григорьевича Сарафанова.