Статья:

Тактики адресации в статьях политической тематики (на материале российской центральной прессы)

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория языка

Выходные данные
Головенкова Е.В. Тактики адресации в статьях политической тематики (на материале российской центральной прессы) // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 56-63.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Тактики адресации в статьях политической тематики (на материале российской центральной прессы)

Головенкова Екатерина Викторовна
преподаватель, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., РФ, г. Саратов

 

ADDRESSING TACTICS IN POLITICAL ARTICLES (ON THE MATERIAL OF THE RUSSIAN CENTRAL PRESS)

 

Ekaterina Golovenkova

Teacher, Saratov State Technical University named after Yu. A. Gagarin, Russia, г. Саратов

 

Аннотация. В результате анализа газетных статей о политике выявляются самые распространенные группы тактик адресации в трех центральных российских газетах. Рассматриваются сходства и различия в употреблении тактик по газетам в целом и в статьях отдельных журналистов.

Abstract. The article deals with the analysis of the most widespread addressing tactics in newspaper articles on political topics in three central Russian newspapers. The similarities and differences in the use of tactics in a newspaper and in certain journalists’ articles are considered.

 

Ключевые слова: язык СМИ; медиатекст; газетный дискурс; адресат; тактики адресации.

Keywords: mass media language; media text; newspaper discourse; addressee; addressing tactics.

 

В настоящее время изучение языка средств массовой информации является одним из перспективных направлений лингвистических исследований. Связано это с тем, что, как отмечает Г. Я. Солганик, именно язык СМИ очень сильно влияет на стилистику языка и языковые нормы, оказывает сильное влияние на литературный язык в целом. Ученый приводит мнение академика Николая Иосифовича Конрада: «Благодаря сильнейшему влиянию на аудиторию язык СМИ воспринимается как усреднённый язык нации» (цит. по [5]). Л.Р. Дускаева также согласна с данной точкой зрения. В своей статье она пишет о том, что российское общество воспринимает язык СМИ как литературную норму языка, и именно поэтому так велико влияние того, как говорят СМИ, на развитие современного русского языка и его стилистической системы [6, с. 234-235].

Среди изучения всего объема медиатекстов особое место занимает изучение текстов газетного дискурса. По мнению Т. Г. Добросклонской, лингвисты уделяют повышенное внимание именно языку газеты по двум основным причинам. Во-первых, газета является старейшим средством массовой информации и именно в газете происходило формирование основных стилистических приемов и средств, которые стали характерны для языка массовой коммуникации в целом. Во-вторых, газетные тексты являются наиболее доступным и удобным для изучения и описания лингвистическим материалом, так как не требуют предварительной записи и последующей расшифровки, как, например, радио и видеоматериалы. Кроме того, несмотря на развитие интернет-коммуникации и различных электронных средств массовой информации, массив газетных текстов по-прежнему составляет значительную долю совокупного текстового массива всех СМИ [2, с. 29].   

Особый интерес представляет изучение публицистического дискурса с точки зрения фактора адресата. Как пишет Е. М. Лазуткина, в публицистических жанрах всегда имплицитно представлен второй участник диалога (или участники полилога) и текст публикации в неявном виде всегда указывает на адресата. Она приводит высказывание Д. Н. Шмелева: «Публицистическая речь предполагает вовлечение в обсуждение 2-го лица, предполагает его реакцию на сообщаемое» (цит. по [4, с. 472]). Таким образом, взаимодействие с адресатом путем диалога является главной, стилеобразующей чертой публицистики, а основой такого диалога являются равноправные отношения автора и адресата  [4, с. 472].

Об ориентации текстов СМИ на адресата пишет и Л. Р. Дускаева. Она подчеркивает, что фактор адресата проявляется в различных составляющих публикаций: в том, какую информацию предлагают авторы и как удовлетворяются информационные запросы аудитории, в композиционных, тематических и стилистических особенностях текста, в попытке предугадать, какую информацию ожидает читатель и как именно эта информация может быть преподнесена [6, с. 236]. По словам Е. М. Лазуткиной, коммуникативная стратегия автора будет успешной в том случае, если она ориентирована на адресата текста, то есть базируется на правильно построенной модели вну­треннего мира адресата, когда учитывается уровень его понимания, его фоновых знаний и текущих интересов [4, с. 476].

Реализации коммуникативных стратегий способствуют различные тактики. Данная статья посвящена анализу тактик адресации, под которыми мы понимаем приемы реализации стратегии близости к адресату. Актуальность подобного исследования связана с распространением норм разговорного стиля в медиатекстах [2, с. 14], с тем, что языковые штампы и стандартизованная речь сменилась новыми формами речи – более эмоциональной, раскованной, и более личностной [5].

В статье представлены результаты анализа тактик адресации, использованных журналистами трех центральных российских газет – «Коммерсантъ» (К), «Литературная газета» (ЛГ) и «Известия» (И). Данные тактики были выявлены методом сплошной выборки в статьях на официальных сайтах этих газет в разделе «Политика» (всего 23 034 словоупотреблений).     

Объектом нашего исследования являются речевые средства создания диалогичности медиа текстов. Опираясь на типологию тактик адресации М.А. Кормилицыной [3, с. 211-213], в одной из предыдущих работ мы предложили классификацию тактик согласно выполняемым речевым функциям [1, с. 140]. Данной классификацией мы пользуемся и в этом исследовании. Следует отметить, что тактики адресации широко распространены в российских газетах: нами отмечена 883 тактики. Однако статьи различных изданий в разной степени насыщены приемами адресации. Так, в текстах газет «Коммерсантъ» и «Литературная газета» нами было отмечено 314 и 336 тактик  соответственно. В газете же  «Известия» тактики адресации встречаются реже – 234 тактики. Востребованность различных тактик  приведена в Таблице 1.

Таблица 1.

Употребление тактик адресации в четырех российских газетах

Группы тактик

И

К

ЛГ

Всего тактик

достоверность

155

211

80

446

доступность информации

63

99

106

268

идентичность с адресатом

10

4

83

97

личностно-ориентированное повествование

2

-

1

3

приглашение к совместному размышлению или действию

2

-

39

41

вовлечение читателя в опосредованное общение

2

-

25

27

создание эффекта присутствия

-

-

2

2

Всего

234

314

336

883

 

Основываясь на анализе приемов адресации, встречающихся в статьях на сайтах трех изданий, мы можем сделать вывод, что для всех изданий приоритетом является ясность изложения информации; в материалах «Коммерсанта» и «Известий» также много достоверной фактуальной информации, а для авторов «Литературной газеты» практически одинаково важна и достоверность предлагаемой информации, и общность с читателями (см. таблицу 1). Мы также рассмотрели в каждой газете статьи двух журналистов, чтобы посмотреть, сохраняется ли общая языковая политика издания в работах отдельных авторов.

Как видно из таблицы 1, в «Литературной газете»  тактики наиболее разнообразны среди трех изданий, мы встретили тактики всех групп в публикациях данной газеты. И по насыщенности материалов тактиками данное издание лидирует. Следует отметить также тот факт, что статьи на политические темы в данной газете носят аналитический характер, являются комментариями и очерками, а не новостными статьями, как в двух других изданиях. Думается, этим объясняется разнообразие средств адресации, ведь назначение подобных жанров не столько в информировании, сколько в убеждении читателя. Наиболее распространены в издании тактики доступности информации:  Свидетелями страшных апрельских дней 1909 года, когда полыхали армянские города и сёла некогда процветающего Киликийского армянского царства (оно перестало существовать в 1375 г.), стали русские дипломаты и военные, оказавшие бесценную помощь в спасении сотен детей и женщин от турецких погромщиков; Удивительно, но до недавнего времени на бюджетные деньги энергично трудился коллектив местных радетелей восстановления германского замка (проект «Сердце города»). Значительное место в текстах статей занимают средства повышения достоверности информации: По словам одного из сопредседателей, депутата Госдумы Ольги Тимофеевой, у движения уже сегодня большая армия сторонников, у которой свои лидеры в регионах; Так, русский либерал-правовед второй половины XIX века Градовский сформулировал политический закон, почему-то забытый сегодня нашими телевизионными «либералами». Он гласит: «Народности, утратившие свою политическую самостоятельность, делаются служебным материалом для других рас». Часто в статьях встречаются средства, указывающие на идентичность автора с адресатом, это тактики объединения с читателями, они помогают читателям увидеть, что автор близок с ними, заинтересован в том же самом: Так сами представители старой российской политической элиты помогали нашим геополитическим соперникам, Австрии и Германии, вносить бациллы сепаратизма в пределы русского мира; А мы до сих пор склонны ошибочно противопоставлять их друг другу. Следовательно, для данного издания важным являются  понятный и доступный текст, точная информация и общность с аудиторией.

Анализ публикаций Владимира Шульгина и Владимира Сухомлинова показал, что журналисты газеты в разной степени следуют принятой в издании политике. В статьях В. Шульгина также самыми распространенными являются тактики достоверности и доступности информации и идентичности с адресатом. Но если по газете в целом тактики доступности стоят на первом месте, то в статьях В. Шульгина приоритет отдается идентичности с адресатом: Народ надо снова вернуть на его землю, а то мы её лишимся. Важна для журналиста и достоверность информации, которая повышается большим количеством цитат: Ему вторит Трише, бывший глава Европейского центробанка: «Это протест против сверхприбылей финансового сектора, которые неприемлемы для наших демократий. Финансовый сектор должен изменить свои ценности». Реже в текстах этого автора встречают средства доступности, являющиеся самыми распространенными в газете: Россия, несомненно, потенциально наиболее счастливая страна в мире. Для В. Сухомлинова является важным дать читателю возможность поразмышлять над материалом, чему помогают прямые вопросы: Сработает ли закон так, как того ждёт общество? Журналист также отдает предпочтение фактам, поэтому он приводит цитаты и ссылки на источники: Ещё недавно писатель Б. Глушкин, например, заявлял: «У города сейчас нет центра… Центр должен быть замком… Замок был бы восстановлен».

Обобщая, мы можем сделать вывод, что авторы «Литературной газеты» могут следовать своему собственному стилю при написании статей.

В статьях  газеты «Коммерсантъ» подавляющее большинство тактик, используемых журналисты этого издания, – это тактики  достоверности информации. На наш взгляд, объясняется это важностью тем, которые затрагиваются в статьях. Ведь любое политическое событие, так или иначе, имеет значение для всех слоев населения, именно политическим событиям отводиться место на первых полосах газет. И именно в этой области журналистам важно предоставить читателям возможность узнать разные точки зрения и взгляды на ту или иную проблему и потом самим сделать вывод и составить мнение. Для этого в тексты статей и включается большое количество цитат и ссылок на источники информации, которые значительно повышают уровень объективности написанного. Цитаты и ссылки составляют половину, а в некоторых статьях и значительно больше, объема всей статьи: Один из авторов доклада, политолог Владимир Пастухов не исключает, что «кризис будет прирастать протестами в Сибири», к которым власть «не очень готова»; «У Чалого стало меньше амбиций,— считает господин Захаров.— При Меняйло он считал себя настоящим народным лидером, при Овсянникове у него случился серьезный конфликт, и он чуть не спалил весь свой политический ресурс, и сейчас он более осторожен». Следующей распространенной группой тактик в «Коммерсанте» являются тактики, повышающие доступность изложенной информации. Различные метатекстовые средства способствуют логическому построению высказываний: Кроме того, в Челябинской области некоторые из сборщиков оказались действующими членами УИК с правом решающего голоса (ПРГ); Член «Голоса» Александр Грезев сказал “Ъ”, что ранее члены УИК уже собирали подписи для самовыдвиженцев и непарламентских партий, но серьезных санкций к ним не за это применяют (хотя штраф предусмотрен ст. 5.47 КоАП). Кроме упомянутых выше, нам встретились тактики объединения с адресатом, тактики остальных групп в статьях газеты на политические темы нами не отмечены.  

В данном издании мы проанализировали статьи Ирины Нагорных и Ивана Сафронова. Оба журналиста используют типичные для газеты тактики,  то есть для обоих журналистов приоритетом является объективность, повышаемая цитатами и ссылками на источники, и ясный и доступный читателю текст: По словам заместителя главы управления госслужбы и кадров правительства Москвы Василия Фивейского, технологии кадров госслужбы основаны на принципах, единых для всей страны: обратная связь чиновник—гражданин, антикоррупционное поведение, конкурентная зарплата и поиск талантов, внедрение современных GR-технологий, перенятых из бизнеса (И.Нагорных); Впрочем, источники “Ъ” в военном ведомстве отмечают, что под угрозой сокращения находятся в первую очередь научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки с долгим техническим циклом изготовления (И.Сафронов); Они и сейчас имеют право подавать групповые иски в суд, однако, по словам сопредседателя центрального штаба ОНФ Александра Галушко, «под зонтиком общественной организации это будет эффективнее (И.Нагорных); Это не помешало производителям отметить тот факт, что одна пусковая установка данного комплекса будет способна разместить до 12 ракет (против четырех на системе С-300) (И.Сафронов). Итак, на примере работ двух журналистов мы можем видеть, что авторы публикаций следуют редакционной политике.

Меньше всего примеров средств адресации мы встретили в статьях газеты «Известия». Самыми распространенными в ней, так же, как и в газете «Коммерсантъ», являются тактики достоверности информации. Следовательно, для издания приоритетом является сообщение точной фактуальной информации: 3 августа глава Пентагона Марк Эспер заявил, что американские власти направят в Польшу дополнительно 1 тыс. военнослужащих США;— Это партийное решение, которое объясняется ротацией кадров. Насколько я знаю, Сергей Вячеславович стоит за мной в списке в Госдуму, куда он перейдет в качестве депутата и члена нашей фракции, — пояснил парламентарий (Вадим Деньгин). Распространены в текстах статей и средства, повышающие доступность материала: Ранее в отношении них было возбуждено уголовное дело по ст. 13 и ч. 2 ст. 293 УК («Приготовление к массовым беспорядкам»). Тактики остальных групп встречаются в данной газете нечасто. Можно сказать, что издание считает важным объективную и ясно изложенную информацию.

В этой газете мы рассмотрели публикации Светланы Субботиной и Петра Козлова. Их манера написания статей полностью совпадает с общей по газете. Для обоих журналистов тактики достоверности и доступности информации являются самыми важными: Этот документ был внесен в нижнюю палату группой сенаторов (Владимир Полетаев, Вадим Тюльпанов, Олег Казаковцев, Сергей Мамедов, Ростислав Гольдштейн, Вячеслав Тимченко, Надежда Болтенко и др.) 17 ноября прошлого года (С. Субботина); Численность академий (сегодня помимо РАН существует еще пять академий, среди которых Российская академия естественных наук, Российская академия медицинских наук и т.д.) будет сокращена до трех  (П. Козлов);   Официальный представитель Генеральной прокуратуры Александр Куренной заявил «Известиям», что бизнесмены довольно часто жалуются на нарушение порядка проведения проверок (С. Субботина); - Важно подчеркнуть, что разница в статусе не имеет отношения к категории «выше-ниже». Это имеет прямое отношение к тексту Конституции, — отметил сенатор (П. Козлов). 

Проведенный анализ статей политической тематики показал, что в этом блоке газетного дискурса приемы адресации не столь разнообразны, как в материалах, посвященных культурным вопросам, которые мы анализировали в одной из предыдущих работ. Самыми востребованными  являются тактики, повышающие объективность и доступность информации, они встречаются во всех трех центральных изданиях, причем в большом количестве. Это, по всей видимости, говорит о стремлении газет дать своей аудитории возможность самостоятельно составлять мнения по различным политическим вопросам.  При этом в газетах «Коммерсантъ» и «Известия» журналисты полностью следуют принятому в изданиях стилю. Публикации авторов «Литературной газеты» насыщены гораздо более разнообразными приемами адресации, и журналисты следуют своему идиостилю. Однако, как мы уже отмечали выше, политические материалы в этой газете являются не новостями, а комментариями и мнениями. Следовательно, представляется перспективными изучение тактики адресации в различных газетных жанрах.

 

Список литературы:
1. Головенкова Е. В. Отражение языковой манеры журналистов и специализации российских газет в выборе тактик адресации // Филология и человек. – 2014. – № 1. – С. 138-144.
2. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ – [Электронный ресурс]. URL: http://www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/dobrosklonskaya-medialingvistika.pdf (дата обращения 17.07.2020).
3. Кормилицына М.А. Риторическая организация речи (адресованность речи) // Хорошая речь / О. Б. Сиротинина, Н. И. Кузнецова, Е. В. Дзякович и др.;   под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. – 320 с.
4. Лазуткина Е. М. Нарушение принципов диалогизма в современных СМИ («дискриминация адресата») // Логический анализ языка. Адресация дискурса / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. – М.: Издательство «Индрик», 2012. – 512 с. 
5. Солганик Г. Я. Язык современных СМИ // Журнал «Журналистика и культура русской речи». – 2004. – № 1. – [Электронный ресурс]. URL:  http://25111993.my1.ru/publ/interest/zhurnalistika/grigorij_jakovlevich_solganik_jazyk_sovremennykh_smi/41-1-0-265 (дата обращения 25.06.2020).
6. Duskaeva L. R.  Media Stylistics: the New Concept or New Phenomenon? // Russian Journal of Communication. – 2011. – Volume 4.  – [Электронный ресурс]. URL:   http://www.russcomm.ru/rca_biblio/text//RJCVol4Nos3-4.pdf (дата обращения 14.05.2020).