Статья:

ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО ЯЗЫКА. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: ЗА И ПРОТИВ!

Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Хабарова Н.В., Потапова Н.В. ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО ЯЗЫКА. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: ЗА И ПРОТИВ! // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XCV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(95). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО ЯЗЫКА. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: ЗА И ПРОТИВ!

Хабарова Наталья Владимировна
учитель русского язык и литературы, муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №7 Дзержинского района Волгограда, РФ, г. Волгоград
Потапова Надежда Владимировна
учитель русского язык и литературы, муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №7 Дзержинского района Волгограда, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В данной статье затрагивается проблема использования употребления фразеологизмов в той или иной речевой ситуации, приведен проект, который помогает вызвать интерес к русскому языку и получить дополнительные знания по лексике и фразеологии.

 

Ключевые слова: фразеологизмы, проект, современная речь, речевая ситуация.

 

Наш язык по своему составу очень разнообразен и богат различными меткими выражениями. Часто обучающиеся, употребляя   в речи тот или иной оборот или фразеологизм, даже не задумываются о том,  правильно ли они его употребили. Чтобы вызвать интерес к родному языку, мы решили предложить обучающимся проект по данной теме. И вот что у нас получилось.

Аннотация проекта «Фразеологизмы в современной речи: за или против!»

Задачи проекта:

  • Дать определение фразеологии и фразеологизмов.
  • Назвать основные признаки фразеологизмов.
  • Привести примеры из истории некоторых фразеологизмов.
  • Перечислить самые употребляемые фразеологизмы в речи учащихся.
  • Провести социологический опрос среди учащихся 8 «Г» класса.
  • Привести примеры фразеологизмов из текстов художественной литературы.
  • Рассмотреть использование фразеологизмов в различных речевых ситуациях.
  • Подвести итог исследования.

Время реализации: сентябрь 2024 года – октябрь 2025 года

Актуальность проекта. Наш проект очень актуален, потому, что идеи, которые нашли отражение в проекте, он повышает интерес к изучению родного языка, позволяет обучающимся быть внимательными к своей речи.

Объектом нашего исследования являются учащиеся 9 классов МОУ «Лицей №7 Дзержинского района Волгограда»

В качестве предмета исследования в нашем проекте рассматриваются уместность употребление фразеологизмов в речи.

Этапы проведения проекта

  • Представление проблемной ситуации.
  • Мозговой штурм.
  • Обсуждение.
  • Выдвижение гипотезы.
  • Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
  • Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
  • Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
  • Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).
  • Оформление результатов проектной деятельности.
  • Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
  • Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

 

Рисунок 1. Фразеологизмы: за или против!

 

1.Представление проблемной ситуации.

2. Мозговой штурм

При проведении мозгового штурма, мы решали, как и что делать и выдвинули гипотезу.

  • Мы считаем, что фразеологизмы, употребляемые в конкретной речевой ситуации, обогащают речь человека, делая её красочной, эмоциональной.

 

Рисунок 2. Основополагающий вопрос

 

3. Также мы распределились на группы:

Теоретики исследуют и систематизируют  материал. Затем оформляют результаты в виде таблиц и диаграмм.

     

Рисунок 3. Основные понятия фразеологии      

 

Рисунок 4. Признаки фразеологизмов

 

Историки изучают значение фразеологизмов, их толкование.

 

Рисунок 5. Из истории фразеологизмов

 

Социологи проводят опрос по частотности употребления фразеологизмов и составляют диаграмму.

 

   

Рисунок 5. Самые употребляемые фразеологизмы в речи и диаграмма социологического опроса обучающихся

 

Литераторы изучают, какие фразеологизмы используются в художественной литературе.

 

Рисунок 6. Фразеологизмы в художественной литературе

 

Эксперты анализируют речевую ситуацию.

 

Рисунок 7. Речевая ситуация

 

Исследователи подводят итоги.

 

Рисунок 8. Подведение итогов проекта

 

Выводы:

1. Употребление в речи фразеологизмов создает определенные трудности, поскольку языковая норма требует точного их воспроизведения, что не всегда учитывается говорящими.   

2. Частое использование фразеологизмов в речи уместно, если они употребляются в конкретной речевой ситуации и с пониманием смысла.

3. Непонимание этимологии фразеологизмов приводит к комическим ошибкам.

4. Грубой речевой ошибкой является и искажение образного значения фразеологизма, который в контексте воспринимается не в его метафорическом значении, а буквально:

 

Список литературы:
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунка: кн. для учащихся. – М.: «Просвещение», 1991. – 96с.
2. Волина В.В. Веселая грамматика. Русский язык : имя числительное / авт.-сост. В.В. Волина. – М. : Дрофа, 2001. – 43 с. 
3. Волина В.В. Этимологический словарь : откуда пришли слова –попул. пособие для нач. шк. – М. : АСТ-пресс, 1997. – 94 с.
4. Люстрова З.Н. Друзьям русского языка (Книга о развитии современного русского языка, о его месте в социалистической культуре). – М.: Знание, 2002. – 160 с.
5. Попов Р.Н., Валькова Д.П., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. Современный русский язык: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». –  2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,1986. – 464 с. 
6. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. – Ч. 1. – М.: Дрофа, 1996. – 320 с.