ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО ЯЗЫКА. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: ЗА И ПРОТИВ!
Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русская литература

XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ЛЕКСИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО ЯЗЫКА. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: ЗА И ПРОТИВ!
Аннотация. В данной статье затрагивается проблема использования употребления фразеологизмов в той или иной речевой ситуации, приведен проект, который помогает вызвать интерес к русскому языку и получить дополнительные знания по лексике и фразеологии.
Ключевые слова: фразеологизмы, проект, современная речь, речевая ситуация.
Наш язык по своему составу очень разнообразен и богат различными меткими выражениями. Часто обучающиеся, употребляя в речи тот или иной оборот или фразеологизм, даже не задумываются о том, правильно ли они его употребили. Чтобы вызвать интерес к родному языку, мы решили предложить обучающимся проект по данной теме. И вот что у нас получилось.
Аннотация проекта «Фразеологизмы в современной речи: за или против!»
Задачи проекта:
- Дать определение фразеологии и фразеологизмов.
- Назвать основные признаки фразеологизмов.
- Привести примеры из истории некоторых фразеологизмов.
- Перечислить самые употребляемые фразеологизмы в речи учащихся.
- Провести социологический опрос среди учащихся 8 «Г» класса.
- Привести примеры фразеологизмов из текстов художественной литературы.
- Рассмотреть использование фразеологизмов в различных речевых ситуациях.
- Подвести итог исследования.
Время реализации: сентябрь 2024 года – октябрь 2025 года
Актуальность проекта. Наш проект очень актуален, потому, что идеи, которые нашли отражение в проекте, он повышает интерес к изучению родного языка, позволяет обучающимся быть внимательными к своей речи.
Объектом нашего исследования являются учащиеся 9 классов МОУ «Лицей №7 Дзержинского района Волгограда»
В качестве предмета исследования в нашем проекте рассматриваются уместность употребление фразеологизмов в речи.
Этапы проведения проекта
- Представление проблемной ситуации.
- Мозговой штурм.
- Обсуждение.
- Выдвижение гипотезы.
- Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
- Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
- Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
- Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).
- Оформление результатов проектной деятельности.
- Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
- Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
Рисунок 1. Фразеологизмы: за или против!
1.Представление проблемной ситуации.
2. Мозговой штурм
При проведении мозгового штурма, мы решали, как и что делать и выдвинули гипотезу.
- Мы считаем, что фразеологизмы, употребляемые в конкретной речевой ситуации, обогащают речь человека, делая её красочной, эмоциональной.
Рисунок 2. Основополагающий вопрос
3. Также мы распределились на группы:
Теоретики исследуют и систематизируют материал. Затем оформляют результаты в виде таблиц и диаграмм.
Рисунок 3. Основные понятия фразеологии
Рисунок 4. Признаки фразеологизмов
Историки изучают значение фразеологизмов, их толкование.
Рисунок 5. Из истории фразеологизмов
Социологи проводят опрос по частотности употребления фразеологизмов и составляют диаграмму.
Рисунок 5. Самые употребляемые фразеологизмы в речи и диаграмма социологического опроса обучающихся
Литераторы изучают, какие фразеологизмы используются в художественной литературе.
Рисунок 6. Фразеологизмы в художественной литературе
Эксперты анализируют речевую ситуацию.
Рисунок 7. Речевая ситуация
Исследователи подводят итоги.
Рисунок 8. Подведение итогов проекта
Выводы:
1. Употребление в речи фразеологизмов создает определенные трудности, поскольку языковая норма требует точного их воспроизведения, что не всегда учитывается говорящими.
2. Частое использование фразеологизмов в речи уместно, если они употребляются в конкретной речевой ситуации и с пониманием смысла.
3. Непонимание этимологии фразеологизмов приводит к комическим ошибкам.
4. Грубой речевой ошибкой является и искажение образного значения фразеологизма, который в контексте воспринимается не в его метафорическом значении, а буквально:
