Статья:

Литературоведческое толкование понятия лиризма

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Зябко О.Д. Литературоведческое толкование понятия лиризма // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(12). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 65-71.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Литературоведческое толкование понятия лиризма

Зябко Оксана Дмитриевна
аспирант Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу литературо­ведческого понятия «лиризм», в ней конкретизируется его толкование и проводится сопоставительный анализ с такими синонимическими терминами, как «лирическое начало» и «лирика», выявляются их отличия. Работа не претендует на исчерпывающий анализ данного вопроса, однако, позволяет увидеть, что понятие лиризма представляется многогранным и сложным эстетическим феноменом, требующим уточнения и конкретизации.

 

Ключевые слова: лиризм; лирика; лирическое начало; поэзия; лирическая драма

 

В искусствоведческой литературе достаточно часто встречается выражение «лиризм». Однако, однозначного определения этого термина в науке нет. До сих пор, по справедливому замечанию Ю.Н. Чумакова, «когда мы говорим: лирика, лирический, лиризм, то употребляем их не столько как строгие дефиниции, а как свободные категории, понятные нам в целом» [12]. Вместе с тем необходимость обращения именно к этому понятию постоянно возникает в иссле­довательской практике, поэтому так важно уточнить его смысл. В данной статье мы обратимся к его литературоведческому толкованию.

Мнения ученых, критиков и самих писателей, очень различны. Наиболее распространенным является отождествление указанного термина с понятием «лирика» как названием субъективного рода литературы, реализующего глубокую связь между категорией произ­ведения и категорией авторства. Лирика становится в определенной степени смыслообразующей доминантой в литературном искусстве. Так, например, понятие «лиризм» уходит своими корнями и остается тесно связанным с определением «лирика». Лиризм или лирическое начало (здесь и далее в работе мы будем использовать эти понятия как синонимы) — это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей; драматизм и лиризм могут присутствовать во всех литературных родах. Известно, что, в отличие от других литературных родов – эпоса и драмы – лирика в особенной мере призвана выражать чувства, переживания, эмоциональное состояние героя. Поэтому для лирики характерны чрезвычайная выразительность и повышенное эмоциональное напряжение. Данному роду литературы подвластен широкий диапазон воплощений, однако JI.Я. Гинзбург отмечает, что лирика – это всегда «разговор о значи­тельном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении); своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека. Но также и антиценностей — в гротеске, в обличении и сатире; но здесь все же проходит большая дорога лирической поэзии» [3]. В.Д. Сквозников говорит о том, что по существу лирика – это лирическая поэзия, в которой явно выражены эмоциональность, определенная взволнованность, чувство. Поэтому в быту, продолжает ученый, лирику нередко сводят к самому чувству, к эмоциональности, сопровождающей духовную жизнь человека [7].

Подобное толкование лиризма и сведение его всецело к эмоциональности отчасти является допустимым, однако оно обедняет саму суть лиризма. Исследователи сходятся во мнении, что в форми­ровании того, что принято называть лирикой, чувство играет первую по времени роль, однако оно является лишь предосновой непо­средственно лирического выражения, и по справедливому замечанию В.Д. Сквозникова, все то, что определяется как чувство, еще совершенно не является признаком того или иного литературного рода. Н.Л. Степанов дает специфическое толкование: «Лирика – это способ, метод познания мира в индивидуальном его восприятии поэтом» [8]. Итак, можно сказать, что лирика является особым видом поэзии, выражающим чувства и переживания, а в более общем смысле – это и есть совокупность произведений данного вида поэзии. В связи с этим важно уточнить смысловое содержание понятия «поэзия».

В поэтическом словаре А.П. Квятковского выделяются два понимания поэзии: более узкое и широкое. В более узком значении, которое в настоящее время является наиболее распространенным, под этим термином понимаются стихотворные художественные произве­дения, это толкование уходит своими корнями к традиционной и первой трактовке поэзии как особого способа организация речи и привнесения в нее дополнительных мер, отвечающих не потребностям обыденного языка, но художественного словесного творчества [4]. В более широком значении поэзия представляется литературно-художественными произведениями в стихах или прозе (этого толкования придерживаемся и мы в данной работе). В известной степени поэзию можно назвать и искусством недосказанного, неосязаемого, лишь подразумеваемого. Это нечто, возникающее из своей формы и не существующее без нее, данная форма определяется поэтическим языком. Под поэтическим языком принято понимать прежде всего язык, употребляемый в поэтических произведениях. Г.О. Винокур объясняет это тем, что в подобных ситуациях имеются в виду не внутренние языковые качества и не какая-нибудь особая его функция, а только особая традиция языкового употребления [2]. Поэтический язык в этом смысле представляет собой особый стиль речи в ряду других: языка официального, научного, дипломатического и т. д. Можно сжать все характеристики и толкования терминов «поэзия» и «поэтический язык», заключив, что в общем широком понимании поэзия – это художественное произведение, написанное поэтическим языком (в стихах или прозе).

В.Д. Сквозников разделяет лирическую поэзию и традиционную, именуя лирическую поэзию лирикой и отделяя ее от остальной стихотворной поэзии. Исследователь отмечает, что лирическая поэзия является своего рода лирическим способом познания самой жизни, она пробуждается и достигает наибольшего рассвета в периоды национальных и общественных подъемов в истории человечества. По самой своей сути лирика связана с отношениями между личностью и обществом. По мнению В.Д. Сквозникова лирика оформляется уже тогда, когда личность становится объектом самой себя, когда она, говоря словами А.Н. Веселовского «зовет к самонаблюдению», это становится возможным тогда, когда человек ощущает свою особенность.

Итак, еще раз подчеркнем, что понятия «лирика» и «лиризм» очень часто употребляются как синонимические. Вместе с тем, говоря о том, что в бытовом понимании эти понятия зачастую соседствуют и даже заменяют друг друга, ученые, тем не менее, признают наличие проблемы разграничения терминов «лиризм» и «лирика». Действительно, в настоящее время исследователи заговорили об этом очень активно. Советский литературовед-теоретик Г.Н. Поспелов дифференцирует понятия лиризм и лирика, определяя первое как одно из свойств лирики; по Г.Н. Поспелову, лиризм – это свойство, возникающее от эмоциональной выразительности художественной речи и установки автора на «идейное утверждение жизни, заключающее в себе эмоцио­нальную возвышенности. Лиризм – это пафос «в своей художественной экспрессии» [6]. Ю. Подольский, советский литературовед, определяет лиризм как первичную основу всякого литературного произведения, потому как в сущности, любое произведение, «и эпос, и драма – лишь отвердение, кристаллизация первородного лиризма». Другой советский литературовед и критик А. Эльяшевич в работе, посвященной лири­ческой прозе, стремится отделить понятие лиризма, отождествляемое зачастую с эмоциональностью, от понятия лирика; исследователь говорит, что лиризм представляется комплексом стилевых принципов, охватывающих и содержание, и форму произведения. В случае очевидного преобладания над эпическим и драматическим, лири­ческий элемент способен выполнять трансформирующую функцию на уровне жанра, порождая синтетические образования («стихотворение в прозе», «лирическая поэма», «лирический роман», «лирическая драма»). Попытки научного обоснования и практического использования понятия «лиризм» как нетождественного родовому («лирика») и жанровому («лирическое стихотворение») определениям, а также несводимого к характеристике стиля произведения, точнее – особой манере эмоцио­нального повествования автора («лирическая проза»), на протяжении последних трех столетий в эстетике, критике и литературоведении также присутствовали.

Таким образом, понятие «лиризм» отождествляется, не только с названием литературного рода, но и с пониманием лирического начала как особого художественного способа выражения эмоциональности автора, отображающейся в уникальной композиции, образах и языке произведения. Смысл лиризма не тождествен ни теме, ни образу, ни предикативности мотива, а по своему строю лирическое начало в художественном произведении не может быть сведено к системе художественных приемов, что существенно усложняет задачу конкретизации и выведения универсального понятия «лиризм».

Любопытно толкование данного понятия поэтами и философами. Так Г. Шлегель, немецкий философ, называл лиризм внутренним началом лирики [13]. Русский поэт и исследователь литературы И.Ф. Анненский подразумевал под этим термином художественный феномен внутренней жизни автора в произведении. Однако, наиболее распространенным среди поэтов остается толкование лиризма как элемента взволнованности, задушевности и эмоциональности в произведениях искусства [1].

Исследуя лирическое начало в драматических произведениях, религиозный философ и поэт П.А. Флоренский отмечал, что оно словно интуитивно уловимо и вместе с тем обнаруживается в закономерностях построения и единстве текста, в то время, как в лирике этот лиризм служит своего рода «перво-конструкцией» [10]. Эту конструирующую функцию лиризма подчеркивает уже в XX веке французский философ и теоретик литературы Ж. Деррида, он называет лиризм бессодержательным смыслом и вместе с тем содержательностью формы.

В сравнительном литературоведении для исследователей особый интерес представляет лирическое начало в произведениях, не относя­щихся к лирике по своей родовой принадлежности. Вопросом родового взаимодействия занимались многие авторитетные ученые, среди которых Б.О. Корман, В.Е. Хализев, Н.Д. Тамарченко, В.В. Фролов, М.Н. Эпштейн. Однако, взаимодействие родовых элементов, родовых начал и синтетические формы, жанры, ими образуемые, в литературоведении обозначаются достаточно размыто. Исследователи объясняют проник­новение лирического начала в драму и эпос естественным стремлением застывших родовых форм эволюционировать. М.П. Князева, доктор филологических наук, утверждает, что лиризм, осваивая эпос и драму, поворачивается различными содержательными гранями и становится стилистической особенностью произведения. Исследователь также полагает, что изучение лиризма в творчестве конкретного художника может продвинуть нас в понимании проблемы взаимодействия типов художественного содержания в литературном произведении, в связи с тем, что лирическое начало оказывается менее совместимым с открытой героикой и комическим, чем с трагизмом и драматизмом [5]. Говоря о лирическом и эпическом началах в драматических произведениях, литературоведы, прежде всего, имеют ввиду жанровые образования (эпическую и лирическую драмы). Лирическая драма является двуродовым образованием, и характеризуется сочетанием драматической формально-субъективной организации и прямо оценочной точки зрения. Главенствующую роль лирического начала в драме, актуализирующуюся посредством диалогов и монологов героев, насыщенных афоризмами и сентенциями, выделяет В.Е. Хализев и отмечает, что драма, и прежде всего трагедийный жанр, является высшей формой литературного творчества, называет ее венцом поэзии. Занимаясь вопросами лирической драмы, Ч. Добрев выделяет в ней особый сюжет, особый тип героя и отличительные черты, к которым относит: метафоры и особую эмоциональность героев. Исследователь отмечает, что в таких произведениях внимание драматурга сосредота­чивается на внутренних переживаниях героев, внешнему же развитию событий отводится второстепенная роль. В лирической драме наблюда­ется довлеющее значение монологов над диалогами, сосредоточенность на внутреннем мире героев, их тональности в то время, как действия зачастую оказываются лишенными внешней динамики. Говоря словами Н.Н. Есаулова, чувства становятся принципом, организующим единое целое произведения, весь арсенал структур, на которых строится любое произведение, объединяет именно чувство. По мнению исследователя, главное достоинство произведения для читателя заключается в его лиризме, спонтанности, нередкой искренности и непосредственности лирического излияния [11].

Таким образом, мы видим, что понятие лиризма представляется учеными многогранным и сложным эстетическим феноменом, анализ которого позволяет делать системно организованные выводы о своеобразии литературного произведения.

 

Список литературы: 
1. Анненский И.Ф. Книги отражений. –  М.: Наука, 1979. – 680 с.
2. Винокур Г. Биография и культура. – М.: ГАХН, 1927. – 134 с.
3. Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. – Москва: Интрада, 1997. – 413 с.   
4. Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.
5. Князева М.П. К истории понятия «лиризм» // Миропонимание и творчество романтиков: Межвузовский тематический сборник научных трудов. - Калинин: КГУ, 1987 (а). – С. 40–52. 
6. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 208 с. 
7. Сквозников В. Д. Лирический род литературы // Теория литературы. – Т. 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). – М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 394–420.
8. Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. – М.: «Художественная литература». 1973. – 367 с.
9. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. – М.: «Прогресс», 1993. –  327 с. 
10. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. – М.: «Прогресс», 1993. 327 с.
11. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – 398 с.
12. Чумаков Ю.Н. В сторону лирического сюжета. – М.: Языки славянской культуры, 2010. – 88 с.
13. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – В 2-х т. – М.: Искусство, 1983. – Т. 1. – 479 с.