Статья:

Миф об обновлении мира в «Стихах о прекрасной даме» А. Блока и «Золоте в лазури» А. Белого

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русская литература

Выходные данные
Аршакян Э.С. Миф об обновлении мира в «Стихах о прекрасной даме» А. Блока и «Золоте в лазури» А. Белого // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(12). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 54-58.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Миф об обновлении мира в «Стихах о прекрасной даме» А. Блока и «Золоте в лазури» А. Белого

Аршакян Эдгар Суренович
магистр филологии, Факультет русской филологии, Ереванский Государственный Университет, Республика Армения, г. Ереван

 

MYTHS ABOUT RENEWAL OF THE WORLD IN A. BLOK’S “VERSES ABOUT THE BEAUTIFUL LADY” AND A. BELY’S “GOLD IN AZURE”

 

EdgarArshakyan

Master of Philology, Faculty of Russian Philology, Yerevan State University, Republic of Armenia, Yerevan

 

Аннотация. В статье рассматривается миф об обновлении мира в поэтических сборниках А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» и А. Белого «Золото в лазури», а также связанный с ним мотив рубежности. Указанные проблемы рассмотрены в контексте идеи Владимира Соловьева о Вечной Женственности, во многом опреде­лившей эстетические искания раннего Блока и Белого.

Abstract. This article examines myths about the renewal of the world, as well as the related motif of boundaries, into collections of poetry: A. Blok’s “Verses About the Beautiful Lady” and A. Bely’s “Gold in Azure”. These questions are examined in the context of Vladimir Soloviev’s idea of Eternal Femininity, which largely determined the early aesthetic pursuits of both Blok and Bely.

 

Ключевые слова: Стихи о Прекрасной Даме, Золото в лазури, мифотворчество, мотив рубежности, Вечная Женственность.

Keywords: Verses About the Beautiful Lady, Gold in Azure, mythopoeia, motif of boundaries, Eternal Femininity.

 

Ранее творчество А. Белого и А. Блока связано особой нитью – нитью «соловьевства». Характеризуя настроения двух младших симво­листов в начале века, В. Брюсов писал: «Вместе с Вл. Соловьевым эти юные мечтатели были уверены, что приблизился "конец всемирной истории", что скоро, едва ли не на днях, должен свершиться великий вселенский переворот, который в существе изменит жизнь чело­вечества. Их возбужденному воображению везде виделись явные предвестия грядущего. Все события, всё, происходившее вокруг, эти юноши воспринимали как таинственные символы, как прообразы чего‑то высшего и во всех явлениях повседневной жизни старались разгадать их мистический смысл» [4, с. 432].

Во многом, этими мистическими ожиданиями и обусловлено мифотворчество, нашедшее место в первых сборниках обоих поэтов. Сборники, вышедшие в свет в 1904 г., сближает навеянный творчеством Вл. Соловьева мотив обновления мира.

Предвещания Вл. Соловьева об «идеальном единстве», к которому, согласно философу, стремился мир, определили как характер мифо­творчества раннего Блока и Белого, так и те миропреобразовательные задачи в целом, которые младшие символисты ставили перед искусством. Сам Вл. Соловьев определил такое единство как «духовно-физический процесс восстановления образа Божия в материальном человечестве» [5, с. 516]. Согласно Соловьеву, «для Бога Его другое (т. е. вселенная) имеет от века образ совершенной Женственности» [5, с 534]. Так, с воплощением на земле Вечной Женственности и связывается скорое духовное возрождение мира:

                      Знайте же: вечная женственность ныне

                      В теле нетленном на землю идет. [6, с. 121]

Собственно, эта идея и стала одной из центральных в раннем творчестве двух «соловьевцев». Роковым же сроком воспринималось наступление ХХ века. Рубеж веков ассоциировался с концом старого мира и началом нового.

Ощущение рубежности и резкое выделение «конца» и «начала» отразились и на композиции первого тома лирики Блока, в котором представлен миф о Прекрасной Даме. Последнее стихотворение цикла «Ante Lucem», которое носит название «31 декабря 1900 года» и датировано 31 декабря 1900 – 1 января 1901, подчеркивает переход. Впервые в качестве заглавия выражение «Ante Lucem», которое восходит к стихотворению Блока "Каждый вечер, лишь только погаснет заря ... " (3 декабря 1899 г.), возникло при подготовке «Стихов о Прекрасной Даме», когда Блок в рукописи озаглавил им открывающий сборник стихотворение «Отдых напрасен. Дорога крута...» (1903). В публикации это заглавие было заменено другим («Вступление»), но уже тогда выражение «Перед Светом» обрело для поэта определенный символический смысл [См.: 3, с. 414-415]. В стихах, вошедших в цикл «Ante Lucem» уже проступает предчувствие явления Прекрасной Дамы:

                      И в туманном и чистом везде

                      Чует сердце блаженство свидания. [3, с. 25]

Уже в этом цикле появляются образы сакрального уровня и «Она» сближается с Вечной Женственностью. Таким образом, «Ante Lucem» есть ожидание «рассвета» – явления Прекрасной дамы, которая как «свет» должна сойти на землю:

                     Завтра с первым лучом

                     Восходящего в небе светила

                     Встанет в сердце моем

                     Необъятная сила.

                     Дух всколеблет эфир

                     И вселенной немое забвенье,

                     Придвигается мир

                     Моего обновленья.

                     Воскурю я кадило,

                     Опояшусь мечом

                     Завтра с первым лучом

                     Восходящего в небе светила. [3, с. 42]

Датирование последнего стихотворения цикла «Ante Lucem» последним днем века знаменует конец ожиданий – с началом ХХ века Прекрасная Дама должна снизойти на землю.

В начале века для А. Белого характерны те же мистические ожидания приближения «Конца Всемирной Истории» и преобра­зования «Земли и Неба в град Новый Иерусалим» [1, с. 417]. В основе мифотворчества А. Белого лежит тот же мотив обновления мира, но у более «апокалиптически» настроенного Белого явно выражен также мотив ожидаемой катастрофы, которая должна предшествовать обновлению. Отсюда, явная соотнесенность мифотворчества Белого с эсхатологическими мифами. Последние, в целом, выражают одну основную идею: «о конечной катастрофе, которая будет в то же время провозвестником неизбежного возрождения мира» [8, с. 67].

Т.Ю. Хмельницкая отмечает, что «тема "зорь" для молодых сим­волистов "второй волны" возникает как предзнаменование грядущих светлых перемен» [7, с. 19]. Соответствующая ситуация раскрываетсяв мифе о Прекрасной Даме – в переходе от «Ante Lucem» к «Стихам о Прекрасной Даме». Мотив «зари» неоднократно возникает и в «Золоте в лазури» А. Белого. Но у Белого «зорям» предшествуют «Закаты»:

                     «Душа, смирись: средь пира золотого

                     скончался день.

                     И на полях туманного былого

                     ложится тень.

                     Уставший мир в покое засыпает,

                     и впереди

                     весны давно никто не ожидает.

                     И ты не жди.

                     Нет ничего… И ничего не будет…

                     И ты умрешь…

                     Исчезнет мир, и Бог его забудет.

                     Чего ж ты ждешь?» [2, с. 83]

Впрочем, и у Блока уже в «Ante Lucem» возникает тема «конца мира» («Увижу я, как будет погибать...», «Погибло все. Палящее светило...»), но в мифе о Прекрасной Даме эта тема не играет существенной роли. Эсхатологические мотивы более характерны для последующего творчества Блока.

Если у Блока Вечная Женственность воплотилась в образе Прекрасной Дамы, то у Белого ее воплощением стало Солнце: «Жена, познанная Соловьевым, должна сойти с неба и облечь нас Солнцем жизни – мистерией» [1, с. 415]. Согласно блоковскому мифу, Прекрасная Дама «явится» с наступлением нового века, у Белого же до воплощения Вечной Женственности на земле предстоит «мировая борьба» Жены, облеченной в Солнце с драконом, «еще кругом бунтует хаос» [1, с. 416]:

                     Огонечки небесных свечей

                     снова борются с горестным мраком [2, с. 79]

Последняя битва – окончательная победа Жены над Зверем, однако, уже близка:

                     Сердце вещее радостно чует

                     призрак близкой священной войны. [2, с. 175]

Скоро Вечная Женственность должна утвердиться и на земле и послужить возрождению мира и человечества:

                     И приблизится день –

                     день восстаний из гроба. [2, с. 156]

Конечно, в творчестве каждого поэта мифотворчество реализуется по-своему, но Блока и Белого в начале творческого пути объединяет общее представление «о близости священных дней» с наступлением нового века.

 

Список литературы:
1. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии // Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. – 528 с.
2. Белый А. Стихотворения и поэмы В 2-х т., Т. 1. СПб.; М: Академический проект, Прогресс-Плеяда, 2006.– 640 с.
3. Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем в 20-и т. Т. 1 – М.: Наука, 1997. – 640 с.
4. Брюсов В.Я. Александр Блок // Брюсов В.Я. Собрание Сочинений в 7-и т. Т. 6. М.: Художественная литература, 1975. – 656 с.
5. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. – 822 с.
6. Соловьев В.С. Стихотворения и шуточные пьесы Л.: Советский писатель, 1974. – 352 с.
7. Хмельницкая Т.Ю. Андрей Белый. Вступительная статья // Андрей Белый Стихотворения и поэмы М.- Л.: Советский писатель, 1966–656 с.
8. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект, 2010. – 251 с.