Статья:

Туркменский национальный костюм как отражение менталитета народа

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Гелашвили Е.Н., Шерстникова С.в. Туркменский национальный костюм как отражение менталитета народа // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(13). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Туркменский национальный костюм как отражение менталитета народа

Гелашвили Екатерина Николаевна
преподаватель кафедры русского языка Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
Шерстникова Светлана валентиновна
старший преподаватель кафедры русского языка Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.Бурденко, РФ, г. Воронеж

 

The Тurkmen national suit as a reflection on the mentality of the people

 

Catherine Gelashvili

the teacher of the Russian language Department at the Voronezh State Medical University named after N.N.Burdenko, Russia, Voronezh

Svetlana Sherstnikova

Senior Lecturer of the Russian language Department at the Voronezh State Medical University named after N.N.Burdenko, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В статье рассматривается туркменский национальный костюм как феномен материальной и духовной культуры туркменского народа.

Abstract. In the article the Turkmen national suit is considered as а phenomenon of material and spiritual culture of the Turkmen people.

 

Ключевые слова: туркмены; туркменский национальный костюм; национальный менталитет; межкультурная компетентность.

Keywords: Turkmen; Turkmen national suit; national mentality; intercultural competence.

 

В современной России, как и во всем мире, происходит интенсификация межкультурных контактов, особенно в контексте высшего образования в связи с расширением контингента иностранных учащихся. В настоящее время от выпускников вузов требуется не только владение набором профессиональных компетенций, но и готовность осуществлять профессиональную деятельность в поли­культурной среде. «Межкультурная компетентность – способность признавать, уважать, ценить и продуктивно использовать – в отношении как самого себя, так и других людей – культурные условия и детерминанты в восприятии, принятии решений, чувствах и действиях с целью создания условий для взаимной адаптации и развития синергетических форм кооперации, совместной жизни, толерантности к существующим различиям, эффективной ориентации в особенностях интерпретации и формирования мира» [1, с. 65].

Учёба в Воронежском государственном медицинском университете имени Н.Н. Бурденко предоставляет студентам возможность познако­миться с культурой и обычаями русского народа и других народов мира. Поскольку на долю туркменских студентов приходится около одной трети всего иностранного контингента учащихся ВГМУ, культура туркменского народа вызывает у молодежи особый интерес.

Безусловно, «визитной карточкой» этноса является национальный костюм. В его эстетике и символике ярко и образно отражается менталитет народа. «С точки зрения динамики культуры, костюм можно рассматривать как некоторый текст, проявление определенной информации о стиле, моде, эстетических и научных концепциях данного времени, уровне материальной жизни общества и культуры и т. д. Искусство костюма как процесс отражения действительности располагает определенной системой условных знаков в виде форм, линий, цветов и т. д. Они имеют сходство с объектом, который благодаря цепи ассоциаций вызывает в человеческом воображении образное представление» [2, с. 116]. Костюм дает четкую информацию о своем владельце и о социальной среде, к которой он принадлежит. Он всегда несет знаково-коммуникативную функцию, довольно тонко дифференцируя социальные нюансы. Поэтому мы считаем наиболее актуальным знакомство с особенностями туркменского национального костюма, наглядно демонстрирующего преемственность народных традиций туркмен.

Туркмены, пожалуй, больше всех жителей Средней Азии являются приверженцами своего национального костюма, в котором отражена эволюция культурных традиций туркменского народа. Следуя заветам пророка Нуха (Ноя), туркмены ввели правила домашнего воспитания. Одно из правил гласит: «Красиво и опрятно одевайтесь. Одежда красит человека, радует взор». Другое правило: «Наряжайте девушек и невесток. Девушки, невестки – украшение дома, его особая прелесть». На формирование народного костюма туркмен оказали влияние климатические условия, род занятий, исторические взаимосвязи, эстетические и религиозные представления. Свободная и широкая одежда соответствовала традиционному кочевому образу жизни народа. Нательная рубаха (платье), широкие шаровары, халаты, шубы, тахьи или тюбетейки составляли основу гардероба и мужчин, и женщин. Женская рубаха отличалась от мужской лишь длиной, формой воротника и количеством вышитых украшений. Халаты дон – и мужские, и женские – шили без застежки и просто запахивали, а подвязывали поясами из шерсти с кистями тогда, когда надевали сразу несколько халатов, или опоясывались сложенным платком. Назначение туркменских женских халатов было разным: одни носились как головная накидка, другие считались праздничной одеждой. Их шили короче мужских, украшали вышивкой и серебром. Шубы у туркмен были предметом гордости и одеждой для торжественных случаев. Праздничные шубы шились из шкурок ягнят. Шубы носили в рукава, только когда уезжали в дальний путь. Обычно их просто накидывали на плечи поверх халатов.

Строгое функциональное назначение туркменского костюма сочетается с традиционностью и яркой декоративностью, символи­ческий и магический смысл орнамента свидетельствует о древности происхождения. Декоративно-прикладное искусство у туркмен всегда было составной частью воспитания. С его помощью девочку с детства ориентировали на семью и материнство. Туркменские мастерицы выработали ткань, отвечающую национальным вкусам и традиционным запросам, – это "кетени" из шелка различных цветов. Женские платья украшались вышивкой у ворота и по краям рукавов. Наряд обильно дополняли серебряными ювелирными украшениями-оберегами со вставками из драгоценных камней.

Символична расцветка традиционной туркменской одежды и вышитые орнаменты на ней. В одежду ярких цветов туркмены одевали детей и молодежь. Девочек-туркменок и невест наряжали в красное. Традиционно у туркмен этот цвет символизировал животворящие силы природы. Девичья одежда украшалась вышитыми яркими весенними цветами, воплощая образ пробужденной земли, который сулит красоту, здоровье и плодородие. Женщины-матери носили одежду желтого цвета – цвета осени. Это символ солнца в зените, состоявшейся женской судьбы. Платья и халаты вышивались орнаментом «дубовые листья», олицетворяющим силу и долголетие. Женщина, перешагнувшая «возраст Мухаммеда», то есть 63 года, надевала белые одежды. Часто женщина одевалась в белое сразу после свадьбы детей. В вышитых узорах легко узнаются очертания пустынных растений. С возрастом все большее пространство осво­бождалось от вышивки, символизируя освобождение «пространства жизни» для нового поколения.

Головной убор – один из наиболее интересных элементов национального костюма туркмен. В комплекте национальной мужской одежды первое место занимает папаха из бараньего меха – тельпек. Он не только согревает в холода и предохраняет голову от перегрева летом, но и олицетворяет собой гордость и благородство, помогает выработке красивой осанки и грации движений туркменских мужчин. Демонстративно сорвать его у кого-нибудь с головы в старину считалось высшим оскорблением, которое нередко смывалось кровью. Цвет шерсти тельпека являлся возрастным и социальным маркером.

Не только утилитарное, но и магическое, обереговое значение для туркмен имела вышитая тюбетейка – тахья. Ее надевали детям уже через несколько дней после рождения. Даже старую тахью нельзя было отдавать другому человеку или выбрасывать, чтобы не навлечь на себя несчастье. Тахья несла информацию о девичьей чести, являясь символом красоты и целомудрия. Замужние женщины навсегда расставались с этим головным убором, покрывая голову платками. Вышитые узоры на мужской тахье символизировали сплоченность туркменских мужчин.

В наши дни жители Туркменистана продолжают с достоинством носить национальную одежду, но уже в более стилизованных вариантах. Для девушек и женщин ношение в учреждениях образования и государственных конторах традиционного платья приталенного силуэта с вышивкой от груди до пояса является правилом. Тахья входит в состав комплексного костюма учащихся школ и вузов, но также этот головной убор популярен и сам по себе. Мужчины пожилого возраста надевают рубахи традиционного покроя, халаты и тельпеки. Тот факт, что многие элементы национальной одежды туркмен сохранились и по сей день, свидетельствует о бережном отношении народа к своим традициям.

Важность одежды в жизни туркмен отражают пословицы: «Бережешь халат – носишь, ухаживаешь за лошадью – ездишь», «Крои халат, посоветовавшись, – не будет коротким», «Кто хранит халат, дождется нового; тому, кто бережет урожай, будет что есть», «Украшай сначала дом, потом сам наряжайся», «Лучший халат – новый, лучший друг – старый», «Халат по частям кроится, знакомство не сразу заводится», «Чужой халат не прикроет даже колен».

История туркменского народного костюма с древнейших времен до наших дней – зеркало, в котором отражены эстетические взгляды, ментальная идентичность, дух времени и образ жизни туркмен. Каждое новое поколение вносит в народный костюм специфичные для своей эпохи черты. Но остается неизменным главное предназначение национального костюма – формирование нравственной целостности личности туркмен. «Сегодня в Туркменистане ведется большая работа по осмыслению роли и места туркменского народа в истории мировой цивилизации. Ведь процессы возрождения независимого государства невозможно представить без возрождения самобытности национального менталитета» [3, с. 14].

 

Список литературы:
1. Янчук В.А. Экокультурная образовательная среда: формирование и развитие. Часть 2: От культурной к межкультурной компетентности / В.А. Янчук // Адукацыя i выхаванне. – 2013. - № 7. – С. 60-67.
2. Дашковский П.К. Вещь в традиционной культуре народов Центральной Азии: философско-культурологическое исследование: монография / П.К.Дашковский, С.М.Карымова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. – 252 с.
3. Разуваева Л.В. Современные туркмены. Связь с прошлым. Современные проблемы гуманитарных наук в мире, / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3. Казань. 2016. С. 14-16.
4. Туркменский национальный костюм. https://ok.ru/turkmenska/topic/66098018569087.