Статья:

Особенности самопрезентации непубличных персон в социальной сети «Инстаграм»

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Наволока Ю.С. Особенности самопрезентации непубличных персон в социальной сети «Инстаграм» // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 110-114.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности самопрезентации непубличных персон в социальной сети «Инстаграм»

Наволока Юлия Сергеевна
аспирант, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Features of self-presentation of non-public persons in the social network "Instagram"

 

Julia Navoloka

graduate student, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication South Federal University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Для представителей публичных профессий самопре­зентация – это часть профессиональной деятельности, часть их образа жизни – жизни напоказ. Для представителей непубличных профессий это возможность показать себя как особенную личность, обладающую выдающимися способностями, талантами. В данной статье рассматри­ваются особенности самопрезентации непубличных пользователей, реализуемые в социальной сети «Инстаграм».

Abstract. For representatives of public professions, self-presentation is a part of professional activity, part of their way of life is a life of parade. For representatives of non-public professions it is an opportunity to show themselves as a special person with outstanding talents. This article examines the features of self-presentation of non-public users, implemented in the social network "Instagram".

 

Ключевые слова: непубличные пользователи; самопрезентация; самореклама; хэштег; хэштег-текста.

Keywords: non-public users; self-presentation; self-advertisement; hashtag; hashtag-text.

 

В настоящее время социальные сети могут быть средством направленного информирования определенных слоев пользователей, например, быть платформой презентации каких-либо проектов (научных, экономических, политических), а также использоваться самими поль­зователями сетей для самопрезентации.

Для представителей публичных профессий (артистов, телеведущих, спортсменов, журналистов и др.) самопрезентация и самореклама – это часть профессиональной деятельности, часть их образа жизни – жизни напоказ. Для представителей непубличных профессий это воз­можность показать себя как особенную личность, обладающую выдающимися способностями, талантами.

Особенности самопрезентации личности в Интернет-пространстве неоднократно привлекали внимание психологов, социологов, лингвистов, которые посвятили этому феномену не только отдельные статьи, но и целые диссертации (см., например, труды Т.А. Наумовой [11], И.С. Шевченко [12], Е.С. Завьяловой [4; 5], Е.А. Ковригиной [6], О.М. Елькиной [2], Е.Ю. Крылова [9], Н.С. Козловой [8], О.В. Кожевниковой [7], М.А. Лаппо [10], Л.Г. Антоновой и Е.А. Лебедевой [1], А.Е. Жичкиной [3] и др.).

Для данного исследования мы провели анонимное анкетиро­вание, нацеленное на выявление самопрезентационного потенциала «Инстаграма». Нам было необходимо выявить осознанные намерения создания персональных страниц, поэтому был задан прямой вопрос о целях обращения к хэштегам. В сети Интернет, в частности в сети «Инстаграм», употребляя хэштеги, непубличные пользователи преследуют различные цели. Самая распространенная цель – самопрезентация (53%), например, с помощью хэштегов#скандаль­наяличность, #самаякрасиваябулочка, #нетакойкаквсе и др.). 13% ищут пользователей с общими интересами (например, #ПП, #похудение). Интересно, 10% пользователей использует хэштеги в качестве не само­презентации, а презентации чего-либо, например, для рекламы товаров и услуг (#наращиваниеногтей), 7 % – для продвижения идей (#действуй, #будьлучшейверсиейсебя), 5% – для проведения флеш-мобов (#поможемМаше, #заЗОЖ, #возьмидругаизприюта). Стоит также отметить, что 12 % пользователей выбрали целью категорию «другое».

Таким образом, непубличные пользователи сети «Инстаграм» делятся на две группы. К первой группе относятся те, кто презентует себя, стремится выглядеть как можно лучше, достойнее, привлекательнее, интереснее и т. п. в глазах других пользователей, кто выставляет свою жизнь или ее приукрашенный вариант на всеобщее обозрение, вызывая повышенное внимание (а возможно, и восхищение) у окружающих. Ко второй группе относятся те, кто наблюдает за первой группой, другими словами, это целевая аудитория. Такую организацию можно сравнить с театром, где первая группа – это актеры, играющие свои роли, старающиеся произвести впечатление на публику, а вторая группа – это зрители, для которых совершается представление. Чем больше довольных зрителей в зале, тем выше популярность актеров.

Чтобы повысить свою популярность и привлечь внимание других пользователей, личности, нацеленные на самопрезентацию, внимательно отбирают не только медиаматериал, который выкладывают в сеть, но тщательно обдумывают текстовую часть, сопровождающую этот медиаматериал, например, выбирая наиболее подходящие хэштеги.

Мы считаем медиа компонент первостепенным, поскольку сеть «Инстаграм» первоначально создавалась как платформа для обмена пользователями фото и видео материалами. Следовательно, словесная часть была и остается факультативной и вариативной, т. е. к фото может быть следующий компонент:

1) комментарий, например «я красивая»;

2) хэштег-текст, например, #якрасивая;

3) гибридная конструкция, представленная комментарием, после которого идет хэштег-текст, например, «Удивительная штука жизнь, порой она забирает из твоей жизни лучшее - что бы показать тебе, что лучшим в твоей жизни можешь быть только ты сам#ясамавсемогу#якрасиваяиумная»;

4) комментарий с включенным в его состав неизменяемым хэштегом, т. к. в данном случае хэштег-текст выполняет роль гипер­ссылки, например, «Помните рубрику #историяоднойринопластики? Там результат еще формируется, но уже совсем скоро будет что вам показать и рассказать. А пока мы начинаем новый онлайн-сериал #историяодноймаммопластики ».

Также представляется важным отметить, что когда пользователь себя презентует как, успешную личность, он чаще всего изображен крупным планом, в самом удачном для себя ракурсе, поэтому на фото пользователь будет чаще стоять или сидеть в интересной позе; одежда пользователя может быть в любой цветовой гамме, главное, чтобы она могла скрывать недостатки и подчеркивать достоинства.

Главный секрет успеха — улыбка, следовательно, личность на фото должна улыбаться, ведь улыбка является признаком удовлетворенной и счастливой жизни.

Зачем именно такое свое фото дает увидеть посетителям пользователь? Ответ прост — дело в том, что старающиеся произвести впечатление на публику пользователи должны предстать перед зрителями эффектно, выигрышно, в лучшем своем виде, тем образом вызвав эмоции у подписчиков. А словесный компонент помогает усилить эффект от увиденного на фото.

 

Список литературы:
1. Антонова Л.Г. Стратегии самопрезентации языковой личности блогера / Л.Г. Антонова, Е.А. Лебедева // Верхневолжский филологический вестник – 2015. – № 2. – С. 89–93.
2. Елькина О.М. Самопрезентация автора текста в компьютерно-опосредованной коммуникации / О.М. Елькина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2011. – № 2. – С. 88–93.
3. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения, 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberpsy.ru/articles/zhichkina-online-obshhenie/ (Дата обращения: 15.04.2018).
4. Завьялова З.С. Самоидентификация личности в условиях сетевых коммуникаций: постановка проблемы / З.С. Завьялова // Гуманитарная информатика: сб. статей / под ред. Г.В. Можаевой. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2008. – Вып. 4. – С. 38–50.
5. Завьялова З.С. Самопрезентация личности в чат-коммуникации: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / З.С. Завьялова. – Томск, 2011. – 144 с.
6. Ковригина Е.А. Коммуникативная стратегия самопрезентации в дискурсе интернет-интервью: дис. … канд. филол. наук. 10.02.19 / Е.А. Ковригина. – Кемерово, 2010. – 177 с.
7. Кожевникова О.В. Особенности самопрезентации пользователей электронной почты Вестник ИрГТУ / О.В. Кожевникова, Н.А. Кононенко // Гуманитарные науки. – 2012. – №1 (60). – С. 243–249.
8. Козлова Н.С. Самопрезентация личности в условиях виртуальной коммуникации (на примере немецкоязычных блогов) / Н.С. Козлова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – 2012. – № 25. – С. 113–115.
9. Крылов Е.Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.Ю. Крылов. – СПб., 2012. – 22 с. 
10. Лаппо М.А. Самоидентификация и самопрезентация в разных типах дискурса / М.А. Лаппо // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. – 2012. – Т. 6. – № 2. – С. 72–76.
11. Наумова Т.А. Образ «Я» интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Т.А. Наумова. – Ярославль, 2008. – 138 с.
12. Шевченко И.С. Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении // VIII Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов – 2010» (секция Психология), Казанский государственный университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conf2001.dem.ru/shevch.html (Дата обращения 15.04.2018).