Особенности самопрезентации непубличных персон в социальной сети «Инстаграм»
Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русский язык
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Особенности самопрезентации непубличных персон в социальной сети «Инстаграм»
Features of self-presentation of non-public persons in the social network "Instagram"
Julia Navoloka
graduate student, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication South Federal University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. Для представителей публичных профессий самопрезентация – это часть профессиональной деятельности, часть их образа жизни – жизни напоказ. Для представителей непубличных профессий это возможность показать себя как особенную личность, обладающую выдающимися способностями, талантами. В данной статье рассматриваются особенности самопрезентации непубличных пользователей, реализуемые в социальной сети «Инстаграм».
Abstract. For representatives of public professions, self-presentation is a part of professional activity, part of their way of life is a life of parade. For representatives of non-public professions it is an opportunity to show themselves as a special person with outstanding talents. This article examines the features of self-presentation of non-public users, implemented in the social network "Instagram".
Ключевые слова: непубличные пользователи; самопрезентация; самореклама; хэштег; хэштег-текста.
Keywords: non-public users; self-presentation; self-advertisement; hashtag; hashtag-text.
В настоящее время социальные сети могут быть средством направленного информирования определенных слоев пользователей, например, быть платформой презентации каких-либо проектов (научных, экономических, политических), а также использоваться самими пользователями сетей для самопрезентации.
Для представителей публичных профессий (артистов, телеведущих, спортсменов, журналистов и др.) самопрезентация и самореклама – это часть профессиональной деятельности, часть их образа жизни – жизни напоказ. Для представителей непубличных профессий это возможность показать себя как особенную личность, обладающую выдающимися способностями, талантами.
Особенности самопрезентации личности в Интернет-пространстве неоднократно привлекали внимание психологов, социологов, лингвистов, которые посвятили этому феномену не только отдельные статьи, но и целые диссертации (см., например, труды Т.А. Наумовой [11], И.С. Шевченко [12], Е.С. Завьяловой [4; 5], Е.А. Ковригиной [6], О.М. Елькиной [2], Е.Ю. Крылова [9], Н.С. Козловой [8], О.В. Кожевниковой [7], М.А. Лаппо [10], Л.Г. Антоновой и Е.А. Лебедевой [1], А.Е. Жичкиной [3] и др.).
Для данного исследования мы провели анонимное анкетирование, нацеленное на выявление самопрезентационного потенциала «Инстаграма». Нам было необходимо выявить осознанные намерения создания персональных страниц, поэтому был задан прямой вопрос о целях обращения к хэштегам. В сети Интернет, в частности в сети «Инстаграм», употребляя хэштеги, непубличные пользователи преследуют различные цели. Самая распространенная цель – самопрезентация (53%), например, с помощью хэштегов#скандальнаяличность, #самаякрасиваябулочка, #нетакойкаквсе и др.). 13% ищут пользователей с общими интересами (например, #ПП, #похудение). Интересно, 10% пользователей использует хэштеги в качестве не самопрезентации, а презентации чего-либо, например, для рекламы товаров и услуг (#наращиваниеногтей), 7 % – для продвижения идей (#действуй, #будьлучшейверсиейсебя), 5% – для проведения флеш-мобов (#поможемМаше, #заЗОЖ, #возьмидругаизприюта). Стоит также отметить, что 12 % пользователей выбрали целью категорию «другое».
Таким образом, непубличные пользователи сети «Инстаграм» делятся на две группы. К первой группе относятся те, кто презентует себя, стремится выглядеть как можно лучше, достойнее, привлекательнее, интереснее и т. п. в глазах других пользователей, кто выставляет свою жизнь или ее приукрашенный вариант на всеобщее обозрение, вызывая повышенное внимание (а возможно, и восхищение) у окружающих. Ко второй группе относятся те, кто наблюдает за первой группой, другими словами, это целевая аудитория. Такую организацию можно сравнить с театром, где первая группа – это актеры, играющие свои роли, старающиеся произвести впечатление на публику, а вторая группа – это зрители, для которых совершается представление. Чем больше довольных зрителей в зале, тем выше популярность актеров.
Чтобы повысить свою популярность и привлечь внимание других пользователей, личности, нацеленные на самопрезентацию, внимательно отбирают не только медиаматериал, который выкладывают в сеть, но тщательно обдумывают текстовую часть, сопровождающую этот медиаматериал, например, выбирая наиболее подходящие хэштеги.
Мы считаем медиа компонент первостепенным, поскольку сеть «Инстаграм» первоначально создавалась как платформа для обмена пользователями фото и видео материалами. Следовательно, словесная часть была и остается факультативной и вариативной, т. е. к фото может быть следующий компонент:
1) комментарий, например «я красивая»;
2) хэштег-текст, например, #якрасивая;
3) гибридная конструкция, представленная комментарием, после которого идет хэштег-текст, например, «Удивительная штука жизнь, порой она забирает из твоей жизни лучшее - что бы показать тебе, что лучшим в твоей жизни можешь быть только ты сам#ясамавсемогу#якрасиваяиумная»;
4) комментарий с включенным в его состав неизменяемым хэштегом, т. к. в данном случае хэштег-текст выполняет роль гиперссылки, например, «Помните рубрику #историяоднойринопластики? Там результат еще формируется, но уже совсем скоро будет что вам показать и рассказать. А пока мы начинаем новый онлайн-сериал #историяодноймаммопластики ».
Также представляется важным отметить, что когда пользователь себя презентует как, успешную личность, он чаще всего изображен крупным планом, в самом удачном для себя ракурсе, поэтому на фото пользователь будет чаще стоять или сидеть в интересной позе; одежда пользователя может быть в любой цветовой гамме, главное, чтобы она могла скрывать недостатки и подчеркивать достоинства.
Главный секрет успеха — улыбка, следовательно, личность на фото должна улыбаться, ведь улыбка является признаком удовлетворенной и счастливой жизни.
Зачем именно такое свое фото дает увидеть посетителям пользователь? Ответ прост — дело в том, что старающиеся произвести впечатление на публику пользователи должны предстать перед зрителями эффектно, выигрышно, в лучшем своем виде, тем образом вызвав эмоции у подписчиков. А словесный компонент помогает усилить эффект от увиденного на фото.