Статья:

К вопросу об изучении конструкций, осложняющих структуру простого предложения (на материале сочинений-рассуждений)

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Голубева И.В., Туманова А.И. К вопросу об изучении конструкций, осложняющих структуру простого предложения (на материале сочинений-рассуждений) // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 109-113.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу об изучении конструкций, осложняющих структуру простого предложения (на материале сочинений-рассуждений)

Голубева Ирина Валериевна
д-р филол. наук, профессор, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», РФ, г. Таганрог
Туманова Анастасия Игоревна
магистрант, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», РФ, г. Таганрог

 

On the Study of Clauses Compounding the Structure of Simple Sentences (Based on the Material of Reasoning Essays)

 

Irina Golubeva

Doctor of Philology, Professor, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of RSUE (RINKh), Russia, Taganrog

Аnastasya Tumanova

graduate student Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of RSUE (RINKh), Russia, Taganrog

 

Аннотация. В статье представлены результаты качественно-количественного анализа конструкций, осложняющих структуру прос­того предложения. Исследование проведено на материале сочинений-рассуждений учащихся 11 класса.

Abstract. The paper presents the findings of qualitative and quantitative analysis of clauses compounding the structure of simple sentences. The study was based on the material of reasoning essays by 11th grade students.

 

Ключевые слова: осложнение структуры простого предложения; сочинения-рассуждения; статистическое исследование.

Keywords: compounding the structure of simple sentence; reasoning essay; statistical analysis.

 

Предметом внимания в данной статье являются конструкции, осложняющие структуру простого предложения. А.Ф. Прияткина пишет, что «строгого определения осложненного предложения в синтакси­ческой теории не выработано, существует лишь традиция употребления соответствующего термина» [2, с. 6]. Опираясь на эту традицию, под осложненным предложением мы будем понимать предложения с вводными и вставными компонентами, обращением, обособленными и однородными членами предложения.

Неослабевающий в лингвистической науке интерес к подобным синтаксическим построениям вызван не только теоретическими спорами языковедов по поводу объема понятия «осложненное предложение» и синтаксического статуса конструкций, относящихся к этому понятию, но, прежде всего, частотой употребления таких конструкций, зависи­мостью их использования от типа речи и речевого жанра, стилистической маркированностью многих из них и другими практическими вопросами.

С целью определения особенностей функционирования кон­струкций, осложняющих структуру простого предложения, в речи современных школьников было проведено статистическое исследование. Выяснена частота употребления таких конструкций в письменной речи на материале сочинений учащихся 11 класса на тему «Что предпочесть: разум или чувство?» и сочинений на лингвистическую тему «Как нам относиться к иноязычной лексике?» и «Зачем нужна орфография?». Сочинения представляют собой тексты-рассуждения. Средний объем текстов в первом случае 46,3 предикативных единицы, а во втором случае – 20,3. В одной выборке представлены тексты одного учащегося. Все выборки имеют равный объем – 30 предикативных единиц. Данные о частоте встречаемости конструкций, осложняющих структуру простого предложения, представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Представленность конструкций, осложняющих структуру простого предложения, в сочинениях-рассуждениях

выборки

Однородные члены предложения

Обособленные члены предложения

Вводные конструкции

Вставки

Обращения

1

5

4

1

0

0

2

8

1

0

0

0

3

7

3

5

0

0

4

5

8

2

0

0

5

9

1

4

0

0

6

7

3

1

0

0

7

11

9

3

0

0

8

6

1

2

0

0

9

11

8

2

0

0

10

11

5

1

0

0

Сумма/Процент

80/55,6%

43/29,9%

21/14,5%

0/0 %

0/0 %

 

Таблица 2.

Представленность конструкций, осложняющих структуру простого предложения, в сочинениях-рассуждениях на лингвистическую тему

выборки

Однородные члены предложения

Обособленные члены предложения

Вводные конструкции

Вставки

Обращения

1

4

1

4

0

0

2

6

1

2

0

0

3

7

1

4

0

0

4

7

2

2

0

0

5

9

1

1

0

1

6

3

1

4

0

0

7

11

1

1

13

0

8

6

3

1

13

0

9

10

1

1

0

0

10

9

3

3

0

0

Сумма/Процент

72/52,6%

15/10,9%

23/16,8%

26/19%

1/0,7%

 

Наибольшей частотностью употребления обладают предложения с однородными членами (55,6 % и 52,6% от всех использованных учащимися простых осложненных предложений соответственно). Они употребляются с целью полного и точного описания предмета речи, перечисления, классификации понятий и т. д., например: Раскольников не мог закрывать глаза на происходящее и решил действовать. Заимствования из западно-европейских языков начинают интенсивно проникать в русский с XVIII века в результате экономических, политических, культурных связей России и Запада. Иногда ряд одно­родных членов имеет и обобщающее слово: Базаров отрицает все: традиции, устаревшие взгляды на жизнь, дружбу и, конечно, любовь.

В общем объеме конструкций, осложняющих структуру простого предложения, в сочинениях-рассуждениях на лингвистическую тему 19 % занимают вставки. Они служат для уточнения, разъяснения мысли, формулировки авторской позиции, отражают поликоординатный характер мышления, например: Слова немецкого происхождения относятся к разным сферам деятельности: военному делу (офицер), различным ремеслам (верстак), искусству (танец), быту (бутерброд). В сочинениях-рассуждениях «Что предпочесть: разум или чувство?» вставные конструкции школьниками не употреблялись.

Третье по частоте употребительности место (14,5% и 16,8% соот­ветственно) среди конструкций, осложняющих структуру простого пред­ложения, занимают вводные конструкции, например: Действи­тельно, в последнее время люди стали меньше читать. Их исполь­зование отвечает необходимости установления причинно-следственных связей между явлениями, «подчеркнутой логичности изложения» [1, с. 165], свойственных рассуждению. Наиболее часто в текстах анали­зируемых сочинений встречались вводные слова к примеру, например (54,5% от всех использованных вводных слов), таким образом, конечно (по 20%), итак, на мой взгляд, возможно, по моему мнению и др. (по 5%), т. е. такие вводные слова, которые указывают на связь мыслей, последова­тельность их изложения в тексте, а также позволяют обозначить позицию автора текста.

Среди обособленных членов предложения (29,9% и 10,9% от общего количества конструкций, осложняющих структуру простого предложения) преобладают определения и обстоятельства. Часто в предложении содержатся ряды таких членов предложения, что придает повествованию более сложную структуру, добавляет в описание предмета, явления, действия и т. д. дополнительные детали: Испытывая тоску по по отправившемуся за границу Андрею Болконскому, она влюбляется в Анатоля Курагина, не отдавая себе отчета о возможных последствиях. Попадая в русский язык, иностранные слова оседают в нем с различными изменениями, проявляющимися на фонети­ческом, словообразовательном, грамматическом уровнях.

Обращения в сочинениях-рассуждениях, видимо, стоит отнести к нехарактерным для этого типа текстов способам осложнения струк­туры простого предложения (0,7% от общего количества конструкций, осложняющих структуру простого предложения; только один учащийся начал свое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с обращения: Дорогие друзья!).

Анализ функционирования конструкций, осложняющих структуру простого предложения, в речи современных выпускников школы на материале сочинений-рассуждений позволяет отметить сложность, многоплановость создаваемых ими текстов, внимание к конкретным деталям, стремление выразить авторскую позицию.

Дальнейшая работа в избранном нами направлении может быть продолжена. Актуальным и научно продуктивным нам представляется сравнение представленных в работе результатов с данными, полу­ченными в результате анализа письменных текстов других типов (повествования и описания), а также с данными, характеризующими устную речь тех же респондентов.

 

Список литературы:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
2. Прияткина А.Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения. – М.: Высшая школа, 1990. – 176 с.