Статья:

Речевая агрессия в социальных сетях в рамках креолизованных текстов

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория языка

Выходные данные
Сапожникова А.А. Речевая агрессия в социальных сетях в рамках креолизованных текстов // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 49-54.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Речевая агрессия в социальных сетях в рамках креолизованных текстов

Сапожникова Анастасия Александровна
аспирант, Институт Филологии, Журналистики и Межкультурной Коммуникации, Южный Федеральный Университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Verbal aggression on social networks in frame of crealized texts

 

Anastasia Sapozhnikova

post graduate student, Institute of Philology, Journalism, and Intercultural Communication, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение феномена речевой агрессии реализуемой в рамках видеоблоггинга. В частности рассматривается понятие кибербуллинга как проявления речевой агрессии в сети Интернет. Кибербуллинг и его разновидности, такие как харассмент, аутинг, и диссинг, встречаются в креолизованых текстах, которые, в том числе, могут быть представлены в форме кинотекста.

Abstract. The article deals with the phenomenon of verbal aggression in frame of video blogging. Among other things we consider an issue of the notion of cyberbullying and its manifestation as a verbal aggression on the Internet. Cyberbullying and its types, such as harassment, outing and dissing, can be noticed in creolized texts, which also can be expressed in the form of a video text.

 

Ключевые слова: речевая агрессия, кибербуллинг, социальны сети.

Keywords: verbal aggression, cyberbullying, social networks.

 

В настоящее время феномен агрессии является объектом изучения разных отраслей научного знания, таких как психология, социология, конфликтология, лингвистика и др. На протяжении существования человечества агрессия и её проявления были неотъемлемыми атрибутами человеческой культуры. В настоящее время речевая агрессия получила широкое распространение в сети Интернет.

Слово «агрессия» происходит от лат. «aggredi», что означает «нападать». В широком смысле агрессия трактуется как «целенаправ­ленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физи­ческий вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности» [1].

Существуют два основных вида выражения агрессии. Первый назы­вается «эмоциональной», «реактивной», «защитной», «импульсивной» или «кровожадной» агрессией. Этот тип агрессии определяется как насильственный ответ на физическую или словесную агрессию, инициированную другими, которая относительно неконтролируема и эмоционально заряжена.

Напротив, вторая форма агрессии называется «хищнической», «инструментальной», «активной» или «хладнокровной» агрессией.

Данный тип характеризуется как контролируемая, целенаправлен­ная агрессия, не имеющая эмоций, которая используется для достижения желаемой цели, включая господство и контроль над другими [Dodge, Meloy, Raine et al., цит. по 16].

Оба вида агрессии встречаются в лингвистике в вербализованном виде. Под вербальной агрессией понимается «агрессивное поведение с использованием проецирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания высказываний» [4]. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский так же упоминают, что агресия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения [1], что позволяет нам говорить о том, что агрессия, в том числе и вербальная, имеет различное проявление в зависимости от целей агрессора и его эмоционального состояния.

Речевая (вербальная) агрессия была подразделена А. Бассом на 4 вида:

1.    Вербальная активная прямая (прямое вербальное оскорбление или унижение адресата);

2.    Вербальная активная непрямая (сплетни);

3.    Вербальная пассивная прямая (отказ от коммуникации);

4.    Вербальная пассивная непрямая (отказ дать словесные пояснения) [Басс, 11, с. 29].

По способу выражения М.О. Руденко подразделяет речевую агрессию эксплицитную, которая предполагает открытое воздействие на реципиента с целью навязать свою точку зрения и имплицитную, которая, в свою очередь, характеризуется скрытым воздействием. Так же автор различает речевую агрессию по степени интенсивности, а именно сильную, которая подразумевает использование бранных инвективов и обсценной лексики, и слабую (стертую), которая находится в рамках формального общения и может быть выражена иронией [10, с. 201-202].

Критерием определяющим речевую агрессию является реакция реципиента: в том случае, если высказывание порождает негативную реакцию, то высказывание можно отнести к акту речевой агрессии, причем судить о подобной реакции следует с позиций здравого смысла рядового носителя языка [7].

Однако классификация опирающаяся на критерий проявления агрессии справедлива для устной речи и для Интернет-общения в рамках комментариев. В рамках видеоблоггинга, который представляет собой регулярно выкладываемые короткие видео и текстовые коммента­рии [19] подобное проявление речевой агрессии весьма затруднительно, в силу отсутствия непосредственной коммуникации блоггера и зрителя в рамках видео, поэтому следует обратиться к понятию троллинга. Троллинг – вид виртуального общения с целью нагнетания конфликта при помощи размещения провокационных сообщений в сети Интернет [9; Семенов по 13].

Следует отметить, что троллинг является одной из разновидностей кибербуллинга, наряду с флеймингом, преследованием и имперсо­низацией [2].

Троллинг – понятие тесно связанное с сетью Интернет и социальными сетями. Под социальными сетями мы будем понимать веб сайты, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, характерной особенностью которых является то, что их контент наполняется самими участниками сети, и наличие явного установления связей между участниками [3, с. 634]. Одними из негативных сторон пользования социальными сетями С. Кавита и Р. Буванесвари называют глорификацию негативного поведения и рост стрессовых и депрессивных состояний среди так называемых миллениалов [15, с. 85].

Миллениалы – по разным источникам, люди рожденные в проме­жутке между 1979-1994 [Sweeney цит. по 17] или 1980-2000 [15, с. 81], являются первым поколением, столкнувшимся с кибербуллингом и поколением, которое наиболее часто ему подвергается. За последний год 44% миллениалов отметили, что испытывали на себе его проявления [14].

Однако троллинг и кибербуллинг, которые мы в данной статье рассматриваем как разновидности речевой агрессии в сети Интернет, могут быть реализованы не только текстовым сообщением в широком смысле, но и в рамках креализованных текстов [12], которые пред­ставляют собой сочетание вербальной (вербальный текст) и иконической (видео) частей [5].

Мы относим видео блоги к кинотексту на основании его состава, а именно содержания лингвистической и нелингвистической семиоти­ческих систем, оперирующие знаками различного рода: «лингвисти­ческая система в кинотексте представлена 2 составляющими: письменной (титры и надписи, являющиеся частью мира вещей фильма) и устной (звучащая речь актеров, закадровый текст, песня и т. д.). Нелингвисти­ческая система кинотекста включает звуковую часть (естественные и технические шумы, музыка), видеоряд (образы персонажей, движения персонажей, пейзаж, интерьер, реквизит, спецэффекты). Все указанные элементы особым образом организованы и находятся в неразрывном единстве» [Ефремова, цит. по 4].

К проявлению речевой агрессии в рамках кинотекста могут относиться:

1. Аутинг (outing) – публикация частной, конфиденциальной или дискредитирующей информации о человеке или группе людей без их согласия, направленная на публичное унижение жертвы кибербуллинга;

2. Диссинг (dissing) – близкое аутингу понятие однако включает в себя публикацию фотографий, скриншотов или видеоматериалов;

3. Харассмент (harassment) – настойчивые, постоянные и целенаправленные угрозы или сообщения, которые направлены против одного человека или группы лиц [8, с. 54-55].

Следует отметить, что ключевой особенностью блоггинга на YouTube является невозможность имперсонизации, преследования, постоянной рассылки текстовых сообщений и созданий сайтов [18, с. 468-469] для дискредитации жертвы в силу специфики создания видео контента и, в случаях когда блоггер сам снимается в своих видео, анонимности.

Таким образом, агрессия, в то числе и речевая, имеет различное проявление в зависимости от целей агрессора и его эмоционального состояния. Критерием позволяющим квалифицировать высказывание говорящего как речевую агрессии является реакция реципиента.

В рамках сети Интернет агрессивное поведение реализуется в виде кибербуллинга. Кибербуллинг – сравнительно недавнее явление, связанное с поколением миллениалов, к которым относятся люди рожденные в промежутке между 1980-2000 годами.

Он наблюдается не только в текстовых комментариях и личных переписках, но и в креолизованных текстах, которые мы понимаем как сочетание иконической и текстовой части образующих единое смысловое целое. На этом основании к креолизованным текстам мы относим кинотекст, смысловое содержание которого формируется посредством вербальной части и сопровождающей ее невербальной.

В рамках кинотекста, который может быть представлен в формате видеоблога, встречаются такие разновидности кибербуллинга как троллинг, харассмент, аутинг и диссинг.

 

Список литературы:
1. Агрессия // Академик [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psychology.academic.ru/33/агрессия (Дата обращения: 29.05.2018).
2. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Сyberleninka [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-travlya-v-prostranstve-sovremennyh-tehnologiy (Дата обращения: 07.06.2018). 
3. Вебер К.С., Пименова А.А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Естественные и технические науки. – 2014. – № 2. – С. 634-636. 
4. Вербальная агрессия // Академик [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/310 (Дата обращения: 29.05.2018).
5. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Сyberleninka [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kreolizovannyy-tekst-aspekty-izucheniya-1 (Дата обращения: 02.06.2018).
6. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: кинотекст // Сyberleninka [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kreolizovannyy-tekst-kinotekst (Дата обращения: 12.06.2018).
7. Кошкарова Н.Н. Лингвистические механизмы речевой агрессии в СМИ // Вестник ЧелГУ. – 2009. – № 10 (148). – С. 48-52.
8. Маренцова А.И. Запугивание и травля в Сети: феномен cyberbullying // Профилактика зависимостей. – М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2017. – № 3. – С. 44-67.
9. Мартьянова Н.А. Социологический анализ интернет-субкультуры: на примере бьюти-блогеров // Сyberleninka [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy-analiz-internet-subkultury-na-primere-byuti-blogerov (Дата обращения: 01.06.2018).
10. Руденко М.О. Человек в информационном пространстве: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Н.В. Аниськиной. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. – С. 199-202.
11. Сидорова Е.Ю. Вербальная агрессия как коммуникативно-прагматическое явление // Вестник Томского гос. ун-та. – 2009. – № 319. – С. 28-31.
12. Часовский Н.В. Речевая агрессия в креолизованных текстах // Вестник ЧелГУ. – 2013. – № 37 (328). – С. 173-175.
13. Яковлюк А.А. Социолингвистические аспекты и особенности выражения агрессии в Интернете // Вестник Башкирского ун-та. – 2014. – № 3. – С. 978-981. 
14. Herman L. The first generation of cyberbullies. NYSBA. Available at: http://www.nysba.org/cyberbullying/ (accessed 6 June 2018).
15. Kavitha S., Bhuvaneswari R. Apeejay-Journal of Management Sciences and Technology. 2016. No. 4. Р. 80-86.
16. Liu J. Concept Analysis: Aggression. РМС. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1570125/ (accessed 30 May 2018).
17. Pate Sh.S. and Adams M. The Influence of Social Networking Sites on Buying Behaviors of Millennials. Atlantic Marketing Journal. Available at: https://digitalcommons.kennesaw.edu/amj/vol2/iss1/7 (accessed 6 June 2018).
18. Von Marées N. Cyberbullying: an increasing challenge for schools. Sch Psychol Int. 2012. No. 33. Р. 467-476. 
19. Urban Dictionary. Available at: https://www.urbandictionary.com/define.php?term=videoblog, (accessed 29 May 2018).