Статья:

Гастрономический текст в России и Европе: от кулинарной книги к блогу

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Журналистика

Выходные данные
Дроздова C.Б. Гастрономический текст в России и Европе: от кулинарной книги к блогу // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 15-20.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гастрономический текст в России и Европе: от кулинарной книги к блогу

Дроздова Cофья Борисовна
студент, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Gastronomic text in Russia and the UK: from cookbook to blog

 

Sophia Drozdova

Student, Moscow State University. M.V. Lomonosov Moscow, Russian Federation, Moscow

 

Аннотация. В статье предпринята попытка проследить за трансформацией присутствия гастрономического текста в медиасреде. Очерчено историческое развитие фуд-журналистики в России и Европе. Рассмотрена эволюция гастрономической журналистики в рамках развития digital-технологий. Акцентировано внимание на популярности блогов и сайтов.

Abstract. The article attempts to follow the transformation of the presence of gastronomic text in the media environment. The historical development of food journalism in Russia and Europe is outlined. The evolution of gastronomic journalism in the framework of digital technologies is considered. Attention is focused on popularity of blogs and websites.

 

Ключевые слова: гастрономическая журналистика; онлайн-СМИ; новые медиа; блог; сайт; гастрономический текст; гастрономический блог.

Keywords: gastronomic journalism; online media; new media; blog; website; gastronomic text; gastronomic blog.

 

Интерес потребителей к гастрономической теме растет с каждым днем в связи с востребованностью таких гастрономических интернет-ресурсов, как блоги и сайты. Текст в 21 веке – это не только форма сообщения и коммуникации, но и важный элемент в сферах линг­вистики и литературоведения, в культурологии и искусствоведении.

Интерес к быту и повседневной жизни, в том числе к еде, сложился во Франции в конце XVIII в. Французский культуролог Ролан Барт в своей работе «К психосоциологии современного питания» задался вопросом «Что такое еда?» и пришел к выводу, что это не просто продукты питания, которые нужно исследовать с точки зрения диетологии, – «это также система коммуникации – образы, обычаи, ситуации и поступки» [1, с. 200].

Одной из первых форм такой коммуникации, связанной с гастрономической сферой, является кулинарный рецепт. Его можно отнести к самой первой модификации гастрономического текста. Изначально рецепты передавались «на словах» от повара к ученику, от матери к дочери, поэтому основной была устная форма существования рецепта. С конца 14 века в Германии и в XVI веке в России начали появляться письменные «собрания рецептов», а из них уже возникали первые кулинарные книги.

Первые упоминания о гастрономических традициях в России находятся в летописях, которые с XI века вели монахи в Древнем Киеве, Владимире, и других городах. Первая русская кулинарная книга «Книга во весь год, что в столы яству подают» возникла в конце XV-начале XVI веков. Книгу отличало то, что в ней были собраны рецепты не отдельных блюд, а наименования всех блюд, которые существовали на территории Руси.

В 1779 году появилась книга «Поваренные записки Сергея Друковцева». Ее особенность в том, что в ней можно найти инфор­мацию о традиционной русской кухне и блюдах. В Европе к этому времени было опубликовано много поваренных книг, но все они описывали парадные блюда королевских семей и двора и практически ничего не рассказывали о национальной кухне.

Екатерина Авдеева стала первой женщиной в России, которая написала кулинарную книгу под названием «Ручная книга русской опытной хозяйки» (1842). Елена Молоховец написала поваренную книгу «Подарок молодым хозяйкам» (1881), которая до сих пор является самой известной из кулинарных книг России. Она превосходит все современные ей книги своим охватом темы, детализацией, подробностью рецептов.

В Европе кулинарная литература начала формироваться не только в связи с возникновением придворной культуры питания в XII‑XIII веках, которая закрепляла правила поведения за столом, этикет, но и благодаря тому, что возникли так называемые «домашние книги», рассказывающие практически обо всем от медицины до сельского хозяйства.

Кулинарная книга в том виде, который мы знаем сейчас, возникла в XIX веке в Англии в викторианскую эпоху. При дворе были люди, которые занимались исключительно составлением рецептов. Очень долго одной из самых популярных английских поваренных книг была «Современная кулинария для семей» (Modern Cookery for Private Families) Элизы Актон, опубликованная в 1845 году. На основе этой книги другая англичанка Изабелла Битон (Isabella Beeton) написала «Управление домашним хозяйством» (Mrs Beeton’s Book of Household Management). «В книге было около 1112 страниц и более 900 рецептов. Большая часть актуальных и в наши дни рецептов была проиллюстри­рована цветными гравюрами» [2].

Отдельным этапом развития гастрономического текста стало появление кулинарных заметок в прессе.

В Лондоне первый журнал для женщин появился в 1693 году и назывался он «Ladies’Mercury». Он был посвящен литературе и моде. Данное издание относилось к «элитным» - в нем публиковались литературные произведения и читали его в основном дамы из высшего общества.

Однако все изменилось в 1852 году с запуском журнала «Бытовой журнал англичанки» (Englishwoman's Domestic Magazine). Это издание было ориентировано на домохозяйку – мать и жену среднего класса, которая сама выполняла всю работу по дому. «В журнале были рубрики о домашних животных, о моде, и, конечно, кулинария, которую вела жена редактора – Изабелла Битон» [3].

Пресса для домохозяек начала активно развиваться, поэтому в XIX веке в Англии появились недорогие еженедельные газеты для женщин «Домашние заметки» (Home Notes) (1894–1957), «Домашние разговоры» (Home Chat) (1895–1958) и «Помощник по дому» (Home Companion) (1897–1956), которые были посвящены домоводству и содержали всевозможные советы по гигиене, приготовлению еды и уходу за детьми. Также активно начали развиваться женские журналы для домохозяек: «Домашний помощник для дам» (LadiesHome Companion), «Домашний помощник для женщин» (1886; Womans Home Companion, 1897–1957).

В XX веке, все журналы начали делиться типологически, так появились «журналы по интересам», среди которых было представлено много изданий, посвященных гастрономической сфере: «Вкусный» (Delicious), «Хорошая еда» (Good Food).

Что касается России, то в 1830 году появилась «Литературная газета», идейным вдохновителем которой считался А.С. Пушкин. В 1844-1845 годах под руководством А.А. Краевского у газеты появи­лось приложение «Записки для хозяев», в котором были всевозможные советы по домоводству, включая раздел «Кухня». Его вел князь В.Ф. Одоевский.

Также существовали и специализированные женские журналы. Они начали активно развиваться в XVIII веке в «екатерининскую эпоху», когда в стране наблюдался экономический рост. В то время появились литературные газеты и журналы для женщин, а также издания для хозяек или же в литературном журнале выделялся раздел домоводства. Рубрика «Кулинария» была стандартной для большинства из них. Так, графиня А.З. Муравьева в 1907 году выпускала «журнал «Дамский мир» с подзаголовком «Журнал мод».

В ходе изменения политического строя и образования СССР в XX веке женские издания начали также свою общественно-политическую деятельность, возникла партийная пресса, которая развивалась на протяжении долгого времени по одной схеме, но сохраняла и главное направление – образование женщины в области домоводства. В 90- е годы XX века снова произошли изменения в прессе. Издания для женщин получили несколько направлений: развлекательное, образовательное, информационное и т. д. К популярным массовым изданиям («Крестьянка», «Работница», «Советская женщина»), добавились новые журналы («Лиза», «Я сама»), в числе которых были и глянцевые зарубежные издания (Cosmopolitan, Elle). Несмотря на то, что это были издания с массой рубрик, рубрика с рецептами и кулинарными советами в них существовала всегда. Однако существует также альтернативная типология разделения российской прессы, в рамках которой возникли «журналы по интересам» [3]. Наиболее популярным журналом данного типа был «Бурда моден» (Burda Moden), в котором были рубрики «Шитье», «Вязание», а также «Кулинария». Позднее возникли и журналы для интересующихся гастрономической сферой: «Гастрономъ», «Хлеб&Соль» и т. д.

Однако в XXI веке появилось такое понятие, как «новые медиа», под которыми понимается новая форма распространения массовой информации с помощью цифровых технологий [4, с. 171]. Именно к «новым медиа» и относятся гастрономические блоги и сайты. Появление термина напрямую связано с развитием Интернета в конце XX века.

Сегодня онлайн-СМИ становятся важными участниками медиа­рынка. Е.Л. Вартанова считает, что в зарубежных странах с развитыми медиарынками в Интернете представлены в основном диджитал-версии традиционных СМИ, которые становятся «дополнительным присутствием в новой сфере», в то время как России большое количество СМИ не представлено в офлайне» [5, с. 6].

Российский медиарынок в Интернете начал особенно активизи­роваться на рубеже 1999–2000 гг. в связи с выборными кампаниями. Именно в 2000-е годы начали появляться онлайн-версии популярных изданий, связанных с гастрономической тематикой, а также глянцевых и лайфстайл-изданий, в которых также есть рубрики, связанные с кули­нарией. В марте 1999 года был основан «Живой Журнал» - платформа, благодаря которой появились первые блогеры, среди которых было немало людей, интересующихся гастрономией.

Популярность кулинарных сайтов и блогов обусловлена следую­щими преимуществами онлайн-платформ, которые выделил Л. Манович:

·      Гипертекстуальность;

·      Интерактивность;

·      Мультимедийность

Благодаря этим уникальным свойствам журналисты могут:

1)   расширить не только объемы информации, но и ее содержание,

2)   выразить смысл материала с помощью разных кодов общения,

3)   использовать для коммуникации с аудиторией разные формы общения, предоставить ей больше возможностей для участия в инфор­мационном обмене [6, 49].

Именно блоги тесно связаны с данной характеристикой, поскольку они помогают установить диалог с читателем и максимально выразить собственное «я». Сегодня в мире существует более 50 миллионов блогов, а в Рунете более 1 млн. 200 тысяч блогов.

Сейчас в пространстве Рунета можно встретить множество сайтов и блогов, связанных с фуд тематикой. Это и такие популярные сайты, как «Гастрономъ», «Поваренок.ру», «Едим Дома», «Приготовь», «Домашняя кухня», «На нашей кухне» и т. д., а также блоги шеф-поваров и обычных домохозяек, которые захотели поделиться с миром своими рецептами.

 

Список литературы:
1. Барт Р. К психосоциологии современного питания // Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. – Пер. с фр. С.Н. Зенкина. – М., 2003. - 512 с.
2. Кулинарная книга и ее история - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.labeltest.com/sekrety-kulinarii/kulinarnaya-kniga-i-ee-istoriya.html (Дата обращения: 11. 06. 2018).
3. Women Press and Publishing - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.theguardian.com/books/2008/dec/20/women-pressandpublishing (Дата обращения: 13. 06. 2018).
4. Manovich L. The language of new media. Massachusetts, 2001.
5. Вартанова Е.Л. Глобализация СМИ и масс-медиа России // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2005. — № 4.
6. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.