Статья:

Деятельность журналиста в соотнесении с информационным пространством

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Журналистика

Выходные данные
Матвиенко А.А. Деятельность журналиста в соотнесении с информационным пространством // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 19-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Деятельность журналиста в соотнесении с информационным пространством

Матвиенко Ангелина Алексеевна
бакалавр, Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), РФ, г. Белгород

 

Angelina Matvienko

Bachelor, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University», Russia, Belgorod

 

Аннотация. Данная статья посвящена определению роли деятельности журналиста в информационной системе современного мира, особое внимание уделено сети Интернет как основному источнику информации 21 века.

Abstract. This article is devoted to defining the role of the activities of a journalist in the information system of the modern world, special attention is paid to the Internet as the main source of information of the 21-st century.

 

Ключевые слова: глобальное информационное пространство; Интернет; деятельность журналиста; глобализация.

Keywords: global information space; Internet; journalist activity; globalization.

 

В современном мире информация является важным аспектом в жизни любого человека, а доступ к ней стал максимально упрощенным в связи с развитием и прогрессом технологий. Информационное пространство как некое явление имеет позитивные и негативные особенности:

  1. Оно охватывает все цивилизованное общество и тем самым оказывает воздействие на любого человека через его информационные сферы;
  2. Существует сложность выявления воздействия информации на человека и предотвращения негативных последствий, т.к. каждый человек воспринимает одну и ту же информацию по-разному [5, с. 141]. На кого-то она не производит впечатления и не представляет особой ценности, а для кого-то  – наоборот.

Интересной представляется работа Руднева А. В., в которой он рассматривает развитие человечества параллельно с развитием информационных источников и технологий. Он отмечает, что информация позволила не только увеличить объемы циркулирующей информации, но и создала иллюзию выбора между сложным и понятным, истинным и удобным, делая этот выбор как никогда однозначным и простым. Доступность любой информации не сделала знание более востребованным, наоборот, оно растворилось в потоке ожидаемой, приятной, удобоваримой чепухи. Таким образом, речь упрощается до сленга, а жизнь стандартизируется [4, с. 191].

Исходя из вышеизложенного, сложно сказать однозначно – хорошо или плохо развитие информационного пространства, т.к. сейчас информацию приходится фильтровать и анализировать, игнорируя тем самым ложные сведения.

Немаловажным является выделение свойств информации:

  1. Целостность. Прежде всего, целостность определяется единством всех объектов и субъектов в экономическом пространстве. Информационное пространство раскрывается в виде социально-экономических, информационных и общественных связей субъектов экономического пространства, а также является мерой их вовлеченности в общественные отношения.
  2. Коммуникативность, которая проявляется как взаимосвязанность процессов интеграции и дифференциации внутри субъекта, а также с внешней средой.
  3. Динамичность информационного пространства, т.к. отмечается постоянное увеличение числа взаимодействий субъектов в экономическом пространстве, а информация об этих событиях воспроизводится и тиражируется во все большем объеме.
  4. Расширение границ, которое происходит за счет усложнения экономических субъектов и их информационного отражения, а также повышение плотности, которое усиливается благодаря росту взаимоотношений между субъектами [3, с. 20].

Информационное пространство страны характеризуется, во-первых, равенством всех субъектов информационного взаимодействия, что проявляется  за счет действия единых признаков в сочетании государственного регулирования и саморегулирующих начал в формировании и развитии единого информационного пространства; во-вторых, это безопасное информационное воздействие государства, организаций и граждан; в-третьих – удовлетворение информационных потребностей субъектов потребления информации; и, в-четвертых, равный доступ субъектов к открытым информационным ресурсам, а также их правовое равенство.

Журналистика как особая и отдельная сфера информационного пространства является важным механизмом воздействия, как на все общество, так и на отдельного человека. Каждодневное получение информации от деятельности журналистов – неотъемлемая часть жизни каждого человека, что приводит к постоянному возрастанию важности этого рода деятельности, формирующего информационное пространство. Работа журналиста направлена на охват большого количества людей – потенциальных потребителей информации, для её усвоения, анализа и использования.

Различные сферы деятельности журналистов не имеют ограничений. Это стало возможным не только благодаря телевидению, но также Интернету, т.к. именно это пространство имеет особенность стирать все рамки и границы, расширяя и развивая рынок новых информационных технологий, который оказывает влияние на экономику, политику, науку и культуру. Одновременно с этим повышается ответственность журналистов, СМИ, которые оперируют таким мощным оружием, как Интернет, т.к. существует необходимость предоставлять только правдивую и честную информацию в массы [1, с. 57].

Глобализация информационного пространства как некий процесс основывается на постоянно развивающейся сети Интернета, радио или телевидения. Однако информационное пространство – это не только телевидение, Интернет, радио или печатные СМИ, но еще и почта, различные компьютерные сети, именно поэтому проблемы развития информационного пространства рассматриваются комплексно, с учетом всех составляющих элементов [5, с. 143].

На данный момент времени, Интернет играет главенствующую роль в сфере доступа к информации и транслирует множество каналов, например: пресса, кино, радио, телевидение и иные онлайн медиа. Основными функциями данной системы являются информационная, экономическая, социальная, создавшие возможности для резкого повышения влияния на сознание людей и вовлечения общества в довольно свободный процесс информационного обмена [1, с. 56].

Глобальное информационное пространство имеет такое распространение еще и потому, что доступны различные формы восприятия – зрительное и слуховое. На просторах медиапространства встречаются различные формы работ, которые иногда не требуют читабельности (фоторепортаж), что вовлекает в это пространство еще больший круг потребителей такой информации.

Обращая внимание на то, что информация сейчас – это нечто большее, чем просто новостная лента, различного рода события и т.д., которая требует понимания механизма работы журналиста. Именно поэтому существуют основы журналистики для школьников, студентов, т.к. знание механизма различного рода СМИ становится необходимостью для современного человека.

Бесспорным остается тот факт, что деятельность журналиста, средства массовой информации, Интернет и другие источники информации оказывают влияние на общество, однако не всегда это влияние является позитивным явлением. Чтобы не попасть под подобное воздействие необходимо изучать основные принципы и механизмы построения этой системы, т.к. это позволит более осознанно воспринимать информацию, фильтровать её и свободно делать необходимый для каждого человека выбор.

 

Список литературы:
1. Журавлев В.В. Влияние интернет-технологий на формирование пространства коммуникативных отношений между бизнесом, СМИ и потребителями / В.В. Журавлев, А.А. Журавлева. – Челябинский гуманитарий №3 (40). – 2017. – С. 56-61.
2. Засурский Я.Н. Медиасистемы XXI века и новая философия журналистского образования / Я.Н. Засурский. – Информационное общество №1. – 2005. – С. 36-39.
3. Калинина А.Э. Теоретические аспекты исследования информационного пространства хозяйственной системы / А.Э. Калинина. – Вестник ВГУ №3: Экономика. Экология. – 2006. – С. 17-22.
4. Руднев А.В. Влияние информации на человека и общество (к вопросу о возможности формирования информационного общества) / А.В. Руднев. – Вести ВГУ №2 (8). – 2008. – С. 187-192.
5. Юсупов Р.М. Глобальное информационное пространство: этика и безопасность / Р.М. Юсупов, В.П. Заболотский // Технологии информационного общества. – СПб.: СПбГУ, 2003. – С. 141-146.
6. Юсупов Р.М. Научно-методологические основы информатизации. – СПб.: Наука, 2000. – 455 с.