Статья:

Использование семиотических средств в графическом дизайне

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Выходные данные
Андреева П.В. Использование семиотических средств в графическом дизайне // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 9(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 86-90.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование семиотических средств в графическом дизайне

Андреева Полина Вадимовна
студент, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула

 

THE USE OF SEMIOTIC TOOLS IN GRAPHIC DESIGN

 

Polina Andreeva

student, Tula state University, Russia, Tula

 

Аннотация. Выявление роли знаков в дизайне. Исследование примеров логотипов. Понимание сути знаков. Осознание значения символов.

Abstract. Identification of the role of signs in design. Researching of examples of  logos.  Understanding the sense of signs. Awareness of the meaning of symbols.

 

Ключевые слова: дизайн; семиотика; знак; графика; логотип.

Keywords: design; semiotics; sign; graphics; logotype.

 

Человеческое общество состоит из большого количества сфер жизни, занимающихся совершенно различными областями знания, будь то культура, наука, образование, медицина и др. Но существование ни одной из этих вещей невозможно без их материального выражения, которое используется для несения информации в массы. Одним из способов его создания является дизайн.

Дизайн – это один из видов человеческой деятельности, направленный на преобразование окружающей среды, всё большее приспособление и оптимизацию жизни. В процессе достижения поставленных данным направлением искусства целей принимают активное участие самые разнообразные графические средства. В их числе – семиотические, или знаковые, системы [2]. В продолжение статьи хотелось бы рассмотреть несколько принципов создания логотипов и некоторые конкретные примеры знаков. Еще в первом веке до нашей эры древнеримским архитектором Витрувием были сформулированы три фундаментальных правила «Польза. Прочность. Красота» [1]. Каждое из них служит неотъемлемой частью не только архитектуры, но и любого другого вида практического искусства. Дизайн так же основывается на этих положениях.

Таблица 1.

Семиотические единицы

Изображения

Символы

Знаки-индексы

внешне схожи с объектом идентификации, легко воспринимаются, не требуют адаптации

существуют благодаря своеобразному соглашению между людьми об абстрактных понятиях

служат указанием на какое-либо событие, их визуальное отображение является следствием значения самого знака

 

Если разделить приведенное выше изречение на три части, то можно понять составляющие настоящего искусства.

Так, польза – очевидное назначение в данном случае дизайна, так как именно с помощью него преобразуется материальная сфера, улучшается для всё более удобного использования в повседневной жизни. Даже если говорить о знаковых системах, то без них существование графического оформления большинства объектов среды стало бы невозможным. Хотя даже если бы оно и существовало, то из него наверняка пропали бы те краткость, меткость, точность и простота, придаваемые ему знаками и логотипами. Прочность также является неотъемлемой частью дизайна, причем как физическая (например, в разработке упаковки для какого-либо изделия или элемента декора), так и зрительная (например, устоявшаяся статичность или гармоничная динамика). Красота же – один из факторов, играющих наиболее значительную роль в восприятии обывателем дизайна пространства и его составляющих. Несмотря на очень высокую субъективность данного понятия, существуют определенные каноны, выверенные десятилетиями и которых следует придерживаться.

Вернемся к первому понятию из этого списка. Одним из аспектов пользы знаковых систем является ее доступность и ясность для большинства культур, возрастов, языков и других категорий общественного разделения.

Большая часть символов принята и известна по всему миру. Их используют вне зависимости от языка, нации, культуры. Как сказано в книге Д.Эйри «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера» “символы пересекают границы” [3, с. 28]. И ведь это действительно так. Чтобы продавать товары по всему миру, ваш бренд должен заговорить на многих языках. К счастью, легко узнаваемые символы не нуждаются в переводе. Понятные в условиях любой культуры и языка, символы позволяют компаниям пересечь языковой барьер, конкурировать в мировых масштабах и поддерживать единство бренда при самых разнообразных способах их применения.

Так, например, международное агентство по брендам и дизайну Bunch использовало семиконечную звезду, выполненную по мотивам Вифлеемской звезды, как знак нового двухэтажного клуба «Звезда Бетнал-Грин», который открылся в сердце Бетнал-Грин в Лондоне в 2008 году. Знаку звезды, обыгрывающему название клуба и имя его владельца Роба Стара, приходится трудиться повсюду — от открыток до пивных бокалов. Он хотел, чтобы паб стал путеводной звездой в Бетнал-Грин и привлекал людей отовсюду. Звезда Вифлеема, семиконечная и с длинным хвостом, благодаря своему значению, воплотила идею движения вперед».

 

Рисунок 1. Звезда Бетнал-Грин Автор: Bunch Год: 2008

 

Еще одним примером может послужить логотип Кардиологической больницы Нью-Мексико. «Испробовав десятки предварительных набросков, дизайнер М. Макнаб решила объединить ладонь с очертаниями сердца» [3, с. 70] и «Зиа» - знак, который используется в качестве эмблемы штата уже более ста лет. Зиа — это также «племя аборигенов, обитающее в Зиа Пуэбло, индейской резервации Нью-Мексико» [3, с. 69].

 

Рисунок 2. Кардиологическая больница Нью-Мексико. Автор: Мэгги Макнаб. Год: 1998

 

Внимание дизайнера при создании логотипа «не только убедило Зиа Пуэбло дать разрешение на использование священного символа, они также благословили землю, предназначенную для постройки больницы, и танцевали на церемонии закладки здания» [3, с. 70]. Так, в знаке больницы появилась и забота, и национальный дух Мексики, и прямое отношение к кардиологии.

Хотелось бы обратиться к собственноручно разработанным знакам.

 

Рисунок 3. Авторские примеры знаков

 

Данные символы были созданы на основе объектов, взятых из различных сфер жизни, будь то биология, техника, музыкальные инструменты. Главными предметами, ставшими прототипами всех представленных логотипов, стали гриб, пчела, саксофон, хамелеон и ракета. За счет многообразия графических средств, таких как линия, силуэт, геометрические фигуры, удалось вычленить из объектов их основные свойства, показать их в наиболее яркой форме.

Даже несмотря на периодический контраст принадлежностей всех этих объектов и методов их изображения (бионическая пластика и геометрия, антропогенная природа предмета и изящный контур), достигается их гармоничное сосуществование.

В качестве следующего примера ниже будет рассмотрен логотип предполагаемой фирмы-производителя женской парфюмерии.

 

Рисунок 4. Логотип производителя женской парфюмерии

 

В представленном знаке соединены несколько значений. Внутренний контурный элемент по форме напоминает колье, указывая на женскую принадлежность компании. Так же символ напоминает по силуэту каплю, что выражает специализацию фирмы в парфюме.

Таким образом, семиотические единицы, или попросту символы, − очень полезный инструмент, который в руках опытного дизайнера превращается в средство управления человеческим восприятием. Если при создании логотипа были учтены основные правила композиции и других аспектов его оформления, то он, несмотря на свой небольшой масштаб, может стать настоящим произведением искусства и служить дизайну как одно из средств оптимизации среды.

 

Список литературы:
1. Польза, прочность, красота  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://koncepcija.lv/par-mums/raksti/lietderiba izturiba-skaistums/ (дата обращения: 09.11.2019).
2. Семиотика в дизайне  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://mindrepublic.ru/articles/logotip-kotoryj-rabotaet-sekrety-graficheskogo-dizajna-reklamy (дата обращения: 09.11.2019).
3. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. − СПб.: Питер, 2011. − 208 с.