Статья:

Проблема мотивации и способы организации учебной деятельности в иракской аудитории

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория языка

Выходные данные
Аббас Я.Х. Проблема мотивации и способы организации учебной деятельности в иракской аудитории // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(32). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 70-81.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема мотивации и способы организации учебной деятельности в иракской аудитории

Аббас Ясин Хамза
д-р филос. наук, Багдадский университет, Ирак, г. Багдад

 

THE PROBLEM OF MOTIVATION AND METHODS OF ORGANIZING EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE IRAQI AUDIENCE

 

Abbas Yasin Hamza

Dr. Philos. Sciences Baghdad University, Iraq, Baghdad

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме мотивации учебной деятельности, которая является одной из центральных в общей и педагогической психологии, а проблема её формирования является одной из наиболее значимых в педагогике и методике преподавания иностранных языков. Специалисты в области психологии и методики обучения иностранному языку (и русскому языку как иностранному) отмечают большую роль мотивации в учебном процессе.

Abstract. The article is devoted to the problem of educational activity motivation, which is one of the Central in General and pedagogical psychology, and the problem of its formation is one of the most significant in pedagogy and methods of teaching foreign languages. Specialists in the field of psychology and methods of teaching foreign language (and Russian as a foreign language) note the great role of motivation in the educational process.

 

Ключевые слова: Мотивация; учебная деятельность; общая и педагогическая психология; русский язык как иностранный.

Keywords: motivation; educational activity; General and pedagogical psychology; Russian as a foreign language.

 

Мотивация – одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из интригующих и загадочных её областей (См. работы: Е.Б. Гончарова, С. Занюк, Е.П. Ильин, В.О. Климчук, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, В.Э. Мильман, Е.В. Сидоренко, Х. Хекхаузен, В.И. Чирков и др.). Проблемы современной психологии мотивации соединяет в своих рамках такие психические процессы и функции как восприятие, память, мышление и обучаемость. Более того, она становится в последнее время всё в большей степени экспериментальной. В педа­гогике мотивация является ведущим фактором регуляции активности личности, её поведения и деятельности. При этом, невозможно наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с человеком без учёта особенностей его мотивации, поскольку побуди­тельные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными (См. более подробно: Н.В. Бордовская, А.А. Реан Педагогика, 2004 и др.).

Проблемой мотивации с давних времён занимаются многие исследователи. Но, по-прежнему, не существует одной точки зрения на неё, которая объясняла бы всю сложность феномена мотивации к удовлетворению всех заинтересованных сторон.

Различные школы современной психологии пока ещё не пришли к единой точке зрения на понятие «мотив». И само определение «мотива» представляет собой отдельную научную проблему, как и проблема мотивации поведения человека. Попытки измерения мотивации привели к дискуссии среди исследователей, с одной стороны, что «скорее всего это невозможно сделать» [57], а с другой стороны, за эксперименталь­ными измерениями будущее теории мотивации [63]. Классификация мотивов и описания источников мотивации имеет разные аспекты рассмотрения её, как в российских, так и в западных исследованиях. Результаты обычно ранее не обеспечивали никакой целостности видения проблемы. Современные исследователи выдвигают сегодня положение о «необходимости интегрирующей классификации» для заложения основы теории мотивации [5, c. 221].

Использование феномена мотивации в прикладной психологии, бизнес тренингах, в педагогике для формирования мотивации учебной деятельности и поддержания мотивации в изучении определённых дисциплин, а также в других областях науки, опирающихся на описания психологических явлений всего живого, - эта та возможность, которая всегда сохраняется у человека, остановившегося перед загадкой природы. И можно согласиться с рядом исследователей, что «наше умение использовать то или иное явление может опережать понимание этого явления» [57].

В предпринимаемом автором исследовании делается попытка ответить на ряд вопросов, связанных с проблемой формирования мотивации изучения русского языка иракскими студентами. Иракские студенты, в основном, поступают на кафедру русского языка не по своему желанию, а согласно плану Министерства высшего образования. Многие из них не испытывают потребности в овладении русским языком. Кроме того, сам процесс обучения часто не вызывает интереса у сту­дентов, так как в Ираке отсутствуют современные учебники, а многие преподаватели не владеют приёмами формирования мотивации изучения русского языка [1]. В круг вопросов, представляющих для нас интерес, входят следующие:

Что же такое мотивация? Какие на сегодня существуют аспекты рассмотрения мотивации в науке? Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности? Как используется источники мотивации в психолого-педагогическом аспекте при обучении иностранным языкам? Каким образом побудить молодых людей к изучению иностранного языка (в нашем случае русского языка иракскими студентами)? Каким образом приводить направленность их побуждений в соответствии с задачами изучения определённой языковой дисциплины (русского языка как иностранного)? Как ориентировать их на достижение определённого результата при изучении русского языка? Каким образом воодушевлять их и поддерживать их энергию и настойчивость в овладении РКИ? Как помочь студентам преодолеть апатию и усталость при изучении русского языка как иностранного? И ряд других вопросов.

Проблема мотивации обучаемого рассматривается как одна из центральных в исследованиях современной прикладной психологии, анализирующей преподавания иностранного языка (См. работы: Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, А.К. Маркова, П.М. Якобсон, Ю.Н. Кулюткин, П. Фресс и др.), и русского языка как иностранного в частности (См. работы: В. Апелт, А.А. Акишина, Ф. Будзиш, М.А. Данилова, М. Фюмадель, Н.В. Имедадзе, С.Т. Григорян, Н.М. Симонова, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, О.В. Канарская, В.В. Молчановский, Т.И. Щукина и др.).

Один из первых исследователей мотивации в обучении русскому языку как иностранному Э.А. Вертоградская, определяя основной механизм учебной мотивации студентов-иностранцев, указывала, что было важным в её время для процессов целеобразования и самообра­зования – «осознание с помощью преподавателя роли русского языка как важнейшего оформителя культуры, идеологии и норм поведения советского народа» [13, c. 71]. Автор считает главным мотивирующим фактором влияние престижности самого русского языка как учебного предмета.

И.А. Зимняя позже отмечала: «психологически важно, что проблема мотивации должна прежде всего соотноситься с готовностью студента к обучению вообще, и к изучению русского языка в частности, с его отношением к нему как личностно, так и профессионально значимому для него предмету» [21, c. 35]. Исследователь акцентирует внимание на психолого-педагогическом аспекте при анализе проблемы мотивации в личностно-деятельном коммуникативном подходе, который интер­претирует все звенья учебного процесса. По мнению И.А. Зимней, мотивация является «запускным механизмом» любого вида деятельности, в том числе и обучения / изучения иностранного языка.

По мнению А.Н. Леонтьева, мотив – это также «мотор» любой деятельности, без чего любая учебная деятельность неэффективна. Иными словами, мотивация обучения тесно связана с эффективностью обучения, с высоким уровнем результатов учебной деятельности.

О значимости изучения проблемы мотивации свидетельствует и сегодняшний огромный интерес ко всем сторонам мотивации, что находит отражение в упоминании и или изложении этой проблемы во многих российских и зарубежных докладах и тезисах выступлений на конференциях, в публикациях статей и монографий (См.: Тезисы докладов симпозиума Пути и средства повышения мотивации обучения русскому языку как иностранному /1997/; Ильин Е.П. Мотивация и моти­вы /2000/; Русское слово в мировой культуре Материалы Х Конгресса МАПРЯЛ /2003/; Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность /2003/ и др.). Но постоянно изменяющиеся условия обучения / изучения языков и вытекающие из них внеязыковых, новых языковых и собственно дидактических факторов требуют дальнейшего исследования и описания данной проблематики. Поскольку «одной из важных в методическом отношении проблем является проблема создания мотивов обучения иностранным языкам, в том числе и русскому как иностранному, так как активность обучающихся, их способность к творческим действиям зависят в значительной степени от силы мотивов» [29, c. 297].

В методике преподавания русского языка как иностранного под мотивом понимается побуждение к тому или иному виду деятельности (активности) связанное с удовлетворением потребностей человека; сово­купность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность. В качестве мотивов могут выступать присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы. В случае принятия их человеком они приобретают личностный смысл и побудительную силу. Мотивация – это процесс действия мотива [16, c. 138-139]. Исходя из современных психологических пред­ставлений в педагогике мотивационной сферой человека / личности «называют совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выражающих направленность личности» [10, c. 184].

В каждом конкретном случае мотивация обучения / изучения иностранного языка, как и любая мотивация обучения другим внеязыковым предметам, представляет в итоге сочетание социально-познавательных, личностно-нравственных и утилитарных мотивов.

У взрослого учащегося существует, как правило, не один, а ряд мотивов, обуславливающих его решение изучать иностранный язык. Ещё в 1970-х годах американскими учёными Эдвардом Диси и Ричардом Раяном была проведена оценка модели мотивации поведения, в которую заложено представление о локусе мотивации (внутреннем и внешнем) (См. более подробно: Хекхаузен Х., 2003). Готовность к выполнению роли учащегося сохраняется только при условии адекватности процесса преподавания языка замыслам, целям, потребностям и желаниям человека. Выполнение определённой работы из-за положительного интереса к ней, субъективного ощущения её ценности является лич­ностным, внутренним локусом мотивации (например, удовлетворение познавательной потребности в процессе учения).

Для современной дидактики характерен интерес к личности учащегося, внимание к нему как к субъекту учебного процесса, что обуславливает стремление к глубокому изучению мотивов учения, а также потребностей учащихся и развитию их творческой активности. Обычно продуктивную творческую активность личности в учебном процессе исследователи связывают с познавательной мотивацией (А.М. Матюшкин) [10, c. 185].

Как показывают данные различных исследований, мотивация в изучении языка поддерживается его местом в системе образования конкретной страны. В современных условиях русский язык, как в странах Европы, Америки, так и в Азии и Африке испытывает значительную конкуренцию со стороны других международных языков (английского, немецкого, французского, испанского, китайского, арабского), что влечёт за собой сокращение объёма его преподавания. Для чего (зачем) сегодня необходимо изучать русский язык?

В качестве основных объективных факторов, определяющих мотивы выбора иностранного языка в качестве объекта изучения (формирование мотивации изучения) представляют следующим образом:

  • необходимость использования языка в последующей деятель­ности (учёбе, работе и т. д.);
  • получение доступа к существующей на изучаемом языке информации;
  • осознание роли языка как языка-посредника при контактах.

Объективные факторы преломляются в индивидуальном пред­ставлении и становятся источником мотивации в изучении языка. Сложившиеся индивидуально-личностные представления на основе полу­ченных впечатлений, благоприятно воздействовавших на воображение (полюбившиеся герои фильмов и литературных произведений, мелодии песен и т. д.), по мнению составителей словаря «Терминов методики преподавания русского языка как иностранного», являются источником мотивированного подхода к изучению русского языка. Также среди факторов, влияющих на формирование мотивации, авторы выделяют способы организации учебной деятельности [16, c. 139].

Способы организации учебной деятельности (методика занятий, учебные материалы, личность преподавателя, контингент учащихся, организация аудиторной и внеаудиторной деятельности обучаемых, подключение их к языковой сфере) и актуальность материала, а также, например, социальный престиж, зарплата – традиционно относят к внеш­ним источникам, влияющим на поддержание и повышение мотивации. Однако исследователи не просто делят мотивы на внутренние и внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Поэтому сегодня говорят о социально-психологической оптимизации учебного процесса [32], связанной с выработкой оптимального педагогического общения на уроке (общения учителя и ученика), создающего наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности.

Согласно закону Йеркса-Додсона, который был сформулирован несколько десятилей назад, эффективность деятельности зависит от силы мотивации [10, c.185]. Иными словами, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности. Мотив может характеризоваться не только качественно, но и количественно (сильный – слабый).

Если иностранным учащимся интересно на занятиях, если они ощущают необходимость того, что они изучают, то у них лучше работает память, мышление, внимание – все механизмы когнитивной и речевой деятельности. У них повышается работоспособность, они быстрее усваивают учебный материал. Итак, сильная мотивация является и важным фактором интенсификации обучения.

Таким образом, выделяют личностные и профессиональные инте­ресы, последние, по мнению исследователей, изначально обеспечивают более высокий уровень мотивации. При этом, важно отметить, что образовательная ценность любого языка состоит также в том, что язык открывает прямой путь к познанию инокультуры, истории, взаимо­отношений и особенно духовных ценностей, созданных народом, что способствует лучшему пониманию между людьми в современном глобальном пространстве, а также помогает развивать навыки поведения необходимые для адекватного существования в обществе выбранного языка и общения с его носителями [52]. Но при этом сама культура способна мотивировать учащихся к изучению языка, интригуя само­бытностью, фольклорными чертами, правилами этикета, чертами повседневной жизни, возбуждая любопытство к туристической и духовной экзотике – всё является поводом для сравнения, анализа и изучения.

Отношение к профессии, мотивы её выбора являются также чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.

Учебная деятельность иракских учащихся при овладении русским языком сегодня требует более пристального изучения мотивационной сферы, определения ведущих учебных мотивов с тем, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на них, результатом которого будет повышение эффективности процесса изучения русского языка. Для Ирака проблема повышения эффективности обучения очень актуальна в связи с решением правительства Ирака о совершенствовании системы образования.

Анкетирование, наблюдение и индивидуальные беседы с иракскими студентами II курса кафедры русского языка Багдадского университета (20 человек) показали, что для них чрезвычайно актуальна проблема формирования положительного мотивационного отношения к русскому языку.

Анализ данных проведенного предварительного исследования по установлению конкретных мотивов изучения иракскими студентами русского языка обнаружил разные уровни осознанности, обобщенности, значимости целей, которыми они руководствуются в изучении русского языка. Ориентация на определённую цель чаще всего ограничивается лишь логическим пониманием учащимися необходимости изучения языка (необходимость /14 студ./ и чувство, что это надо /6 студ./), и не всегда глубоко затрагивается личность учащегося, не стыкуются с их жизненными планами установками. Данное обстоятельство подчеркивает необходимость системного подхода к процессу обучения, который мог бы сочетать роль внутренних процессов личности учащегося с анализом внешних условий.

Полученные данные показывают, что мотивация изучения русского языка студентами Багдадского университета (перечисление по убыванию значимости для иракских студентов) связана с:

1) пониманием общеобразовательного значения знания русского языка (для ориентировки в жизни /18 студ./;

2) стремлением достичь хороших результатов в учёбе и избежать неудач (успех в учёбе /18 студ./ в ср.: эрудиция /2 студ./);

3) самим ходом учебной деятельности по овладению иностранным языком; результативностью изучения (когда мне интересно /18 студ./ учиться лучше меня побуждает радость и удовольствие от процесса изучения /17 студ./);

4) актуальными практическими целями изучения языка (исполь­зовать в профессиональной сфере /18 студ./; читать литературу на русском языке лишь как проведение свободного времени /2 студ./; понимать лекции и записывать их / 0 студ./; научиться вести беседу /17 студ./);

5) влиянием социальных факторов (ближайшее социальное окру­жение /18 студ./, сверстники /0 студ./, влияние творческой личности / О студ./);

6) влиянием факторов межкультурного взаимопонимания (пони­мание культурных фактов /16 студ./, получение малоизвестных фактов из современной и традиционной культуры /16 студ./, узнать о русской культуре и рассказать об арабской культуре /5 студ./, сопоставление особенностей родного и изучаемого языка и культуры / 5 студ./).

При ответах не отмечались следующие факторы, влияющие на мотивацию учебной деятельности как:

  1. потребность, связанная с перспективными тенденциями развития личности учащегося, его жизненными планами, целеустановками (полу­чить образование, владение сертификатом /17 студ./ быть счастливым / 2 студ./ развитие и совершенствования личности /1 студ./);
  2. действием авторитарных факторов (жёсткие требования со стороны преподавателя /0 студ./; строгий контроль за учёбой со стороны деканата /0 студ./ и т. д.)

В более общем плане названные выше мотивы можно сгруппиро­вать (перечисление по убыванию значимости для иракских студентов) следующим образом:

  • Мотивы, порождаемые самим ходом учебного процесса по овладению языком;
  • Социально-обусловленные мотивы;
  • Мотивы, связанные с изучением культуры и межкультурного взаимодействия;
  • Мотивы, связанные с перспективными тенденциями развития личности.

Учёт приведённых данных при реализации обучения иракских студентов сможет позволить более эффективно строить методические системы учебно-коммуникативной деятельности при обучении русскому языку как иностранному в иракских вузах.

 

Список литературы:
1. Аббас Уасин Хамза. Преподавание русского языка и литературы в Ираке: Перспективы и проблематика. Магистерская диссертация (рукопись). Багдад: Багдадский университет, 2001.  – 113 с. 
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. – 233 с. 
3. Базель Л. Педагогические условия формирования мотивов изучения иностранных языков в лицее: Дис. … докт. пед. наук. Кишинев: Молдавский гос. ун-т, 2006. – 164 с.
4. Бакшаева Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении. Автореф. дис... канд. пед. наук. М.: МГУ, 1997. – 20 с. 
5. Барбуто Е.Д., Сколл Р.В. Опросник для исследования источников мотивации: создание и валидизация новой шкалы для измерения интегрирующей классификации мотивов // Сидоренко Е.В. (ред.) Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2005. – С. 221-232.
6. Баринов В. Способы повышения интереса к предмету на уроке русского языка // Международная научно-практическая конференция по проблемам преподавания русского языка и литературы в странах Балтии. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – С. 72-76.
7. Бердичевский А. Как поддержать внутреннюю мотивацию в изучении русского языка? // Русский язык в центре Европы. Братислава, 2004. – С. 55-60.
8. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. – 323 с. 
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: МГУ-ВГУ, 1997. – 378 с. 
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2004. – 442 с.
11. Букина А.Н. Воспитание положительной мотивации учебной деятельности студентов. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, Уральский гос. пед. ун-т, 1994. – 20 с. 
12. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. – 269 с.
13. Вертоградская Э.А. Психологическое содержание явления мотивации и обучение русскому языку как иностранному // Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русскому языку и литературе. М.: Русский язык, 1982. – С. 70-75.
14. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. – 278 с. 
15. Волкова Л.Б., Комиссарова Т.А. Грани политики. СПб.: Златоуст, 2002. – 168 с. 
16. Глухов Б.А., Щукин А.Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1993. – 371 с. 
17. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М.: Наука, 1974. – 168 с. 
18. Дрокин С.М. Лингвострановедческий подход к специальной лексике и его учебная реализация: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1989. – 20 с. 
19. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. – 287 с. 
20. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. – 219 с. 
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. – 268 с. 
22. Зиновьева Е.Е, Юрков Е.Е. Лингвокультурология. СПб.: Изд-во «Осипов», 2006. – 368 с. 
23. Иваников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1990. – 246 с. 
24. Иванников В.А. Формирование побуждений к действию // Вопросы психологии. 1985. №3. – С.113-122.
25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. – 187 с. 
26. Ильин Е.П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. Киев, 1998. – 289 с. 
27. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, Владимирский гос. пед. ин-т, 1972. – 112 с. 
28. Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. М., 1983. - 16 с.
29. Камко Л. Формирование мотивов изучения русского языка как иностранного // Пути и средства повышения мотивации обучения русскому языку как иностранному. М.: РУДН, 1997. – С. 297.
30. Канарская О.В. Теоретические основы формирования положительной учебной мотивации. СПб., 2002. – 344 с. 
31. Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе педвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006. – 271 с. 
32. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. М.: МГУ, 1971. – 178 с. 
33. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательного учения // Психологические труды: В 2-х томах. Том 1. М., 1988. – С. 303-324.
34. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991. – 542 с. 
35. Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психо-диагностика. М., 1987. – С. 99-124. 
36. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: Смысл, 1996. – 224 с. 
37. Максимов М.К. О некоторых вопросах исследования мотивация учения младшего школьника // Мотивация учения. Волгоград: Перемена, 1976. – С. 78-99. 
38. Малеева В.Е. Социально-культурный компонент семантики терминологи-ческой лексики (на материале текстов общетехнического профиля): Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М.: РУДН, 1992. – 24 с.
39. Маркова А. К (ред.) Формирование интереса к учению у школьников. М.: Педагогика, 1986. – 356 с. 
40. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. – 288 с. 
41. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. – 234 с. 
42. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. – 467 с. 
43. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. – 267 с. 
44. Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп, АГУ, 1994. – 228 с.
45. Митрофанова О.Д. Принцип диалога культур в методическом освещении // Мир русского слова. 2005. № 2. – С. 34.
46. Митрофанова О.Д. Лингводидактические уроки и прогнозы конца XX века // Материалы IX международного конгресса МАПРЯЛ. Доклады и сообщения российских ученых. М., 1999. С. 345-363.
47. Московкин Л.В. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку. Пособие для студентов и аспирантов. СПб, 2002. – 47 с.
48. Московкин Л.В. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения (русский язык как иностранный, начальный этап). СПб., 1999. – 190 с. 
49. Московкин Л.В., Прохорова Л.С. Профессионально ориентированное страноведение в обучении русскому языку иностранных студентов-нефилологов // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. 4. СПб., 2000. – С. 53-57. 
50. Озюменко В.И. Роль преподавателя в повышении мотивации обучения иностранному языку // Пути и средства повышения мотивации обучения русскому языку как иностранному. М.: РУДН, 1997. - С. 311. 
51. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. – 265 с. 
52. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские. Коммуникативное поведение. – М., 2006. – 277 с. 
53. Психологические основы формирования личности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1981. – 366 с. 
54. Пути и средства повышения мотивации обучения русскому языку как иностранному. Тезисы докладов Симпозиума МАПРЯЛ. М.: РУДН, 1997. – 588 с. 
55. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. – 466 с. 
56. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. – 444 с. 
57. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2005. – 456 с. 
58. Симонов В.М. Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза. 2000. – 14 с. http://flogiston.ru/articles/educational/interest.
59. Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 1982. – 16 с. 
60. Соловова Е.Н. Программа общего образования по английскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение, 2007. – 67 с. 
61. Стернин И.А. Коммуникативное поведение народа как предмет изучения и аспект обучения иностранному языку. СПБ.: Просвещение, 2003. – 288 с. 
62. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.: Смысл, 2004. – 378 с. 
63. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Том 1. М.: Педагогика, 1986. – 432 с.