Статья:

Актуальные проблемы коммуникации в интернет-журналистике

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Журналистика

Выходные данные
Иванова А.А., Карпова Т.Г. Актуальные проблемы коммуникации в интернет-журналистике // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(33). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 60-66.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы коммуникации в интернет-журналистике

Иванова Анна Андреевна
магистрант, Российского Государственного Социального Университета, РФ, г. Москва
Карпова Татьяна Георгиевна
канд. филол. наук, доцент, Российского Государственного Социального Университета, РФ, г. Москва

 

ACTUAL PROBLEMS OF COMMUNICATION IN INTERNET JOURNALISM

 

Anna Ivanova

Master of Russian State Social University, Russia, Moscow

Tatyana Karpova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Russian State Social University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы коммуникации в сфере Интернет-журналистики, а также направления, которые оказывают влияние на общественные связи с позиций как позитивных, так и негативных оценок. Рассматриваются также основные типы общения в сети Интернет посредством различных видов коммуникационных ресурсов, а также его влиянии на человека.

Abstract. The article discusses the main problems of communication in the field of online journalism, as well as areas that affect public relations from the perspective of both positive and negative assessments.The article also discusses the main types of communication on the Internet through various types of communication resources, as well as its impact on humans.

 

Ключевые слова: интернет-журналистика; медиа-парадигмы; мультимедиа; контент; интерактивность; трансформация журналистики; глобальный процесс.

Keywords:  online journalism; media paradigms; multimedia; content; interactivity; journalism transformation; global process.

 

Актуальность исследуемой тематики базируется на том, что современная интернет-журналистика вытесняет иные средства массовой информации в силу все большей диджитализации общества и потребления информации через электронные, а не печатные ресурсы. Таким образом, важно проанализировать не только сущность анализируемого типа коммуникации, но и выявить характерную проблематику.

Термин «Интернет-журналистика» означает публикацию журналистского контента и новостных материалов - во всех средствах коммуникации, которые доступны в сети Интернет. Оксфордский словарь журналистики «Harcup» указывает, что «онлайн-журналистика» включает в себя различные виды новостей, которые распространяются через веб-сайты, социальные сети, RSS-каналы, электронные письма, информационные бюллетени и другие формы онлайн-общения. Онлайн-журналистика, резко контрастирует с более традиционными способами распространения журналистской информации, связанной с прессой, позволяет производителям представлять новости нелинейным образом, а также получатели могут выбирать, когда и как они хотят получать новости [2, c.55].

Цифровой век приходит с рядом больших проблем коммуникации для традиционных средств массовой информации:

  • новые отношения с аудиторией (интерактивность),
  • новые языки (мультимедиа),
  • новая грамматика (гипертекст).

Но эта медиа-революция не только меняет коммуникационный ландшафт для обычных игроков, но, что более важно, она открывает систему массовой коммуникации для широкого круга новых игроков.

Поскольку предприятия, учреждения, администрации, организации, группы, семьи и отдельные лица активируют собственное присутствие в Интернете, они сами становятся «средствами массовой информации», они также становятся «источниками» для традиционных средств массовой информации, и во многих случаях они становятся лидерами мнений, в то время как традиционные СМИ реагируют медленнее на те или иные события.

Блоги и социальные сети представляют собой непростую задачу для старой коммуникационной системы, поскольку в них интегрированы как новые функции цифрового мира, так и широкая демократизация доступа к СМИ с универсальным охватом. Глобальный процесс можно понимать, как большой переход от классических моделей средств массовой информации к новым медиа-парадигмам:

  • пользователь становится осью процесса коммуникации,
  • контент - это идентичность медиа,
  • мультимедиа - это новый язык,
  • в реальном времени - это только время,
  • гипертекст - это грамматика,
  • знание - это новое название информации.

Далее целесообразно акцентировать внимание на ключевых проблемах современной Интернет-журналистики в области коммуникаций:

1. От аудитории к пользователю

В 80-х годах слияние спутниковых и кабельных технологий позволило вещательным СМИ доставлять контент тематической сегментированной целевой аудитории, начиная от вещания и заканчивая вещанием. С 90-х годов Интернет открывает путь к следующему шагу: от узкого вещания до точечного вещания.

Предоставление онлайн-контента может не только соответствовать нишевым целям, но даже более: оно может быть организовано так, чтобы соответствовать конкретным интересам и временным запросам каждого отдельного пользователя. Демассификация публичного общения происходит с персональными настройками онлайн-медиа и сервисов.

Пассивный однонаправленный способ потребления мультимедиа заменяется концепцией активного пользователя, который ищет контент, исследует и перемещается по информационным пространствам. Пользователи также становятся производителями контента во многих веб-средах, в основном в социальных сетях.

2. От медиа к контенту

Смещение фокуса с ограничений промышленного производства (пресса, радио, телевидение) на авторитет контента для определения медиа. Например, National Geographic и CNN - это не особый вид СМИ, а бренды, которые представляют власть над областью контента (естественная жизнь) или опыт в управлении контентом текущих событий (журналистика).

Конвергенция медиа в цифровую форму сбрасывает идентичность медиа, переключаясь с платформ на контент и выдающийся имидж бренда по отношению к типу контента, а не к медиа формату. Медиа-имидж бренда является одним из наиболее ценных активов медиа-компаний в новой среде: источником доверия и престижа цифрового контента. Сегодня СМИ начинают понимать, что их бизнес продает контент, а не его владельца.

3. От мономедиа к мультимедиа

Одна из самых серьезных проблем в области оцифровки заключается в том, что впервые в истории текст, аудио, видео, графика, фотографии и анимация могут быть размещены вместе и в интерактивном режиме на одном носителе. Эта мультимедийная идентичность фактической среды позволила всем медиа индустриям объединиться в сети (пресса, вещание, фильмы), и это является причиной, по которой различия в средствах массовой информации, связанные с использованием одного языка (текстового, аудио, визуального), как правило, стираются. Интернет-медиа - это мультимедиа, а мультимедиа - это новый язык.

4. От периодичности к информации в режиме «нон-стоп»

Регулярная частота была сильной парадигмой старого сценария до такой степени, что многие средства массовой информации были определены в связи с ее временными ограничениями (ежедневно, еженедельно, ежемесячно). Интернет-СМИ (будь то цифровые версии ежедневной газеты, еженедельного или ежемесячного журнала) предполагают, что они должны обновляться в реальном времени, чтобы выжить в новой среде.

То, что мы потеряли на пути от периодичности к реальному времени, - это отражение. То, что мы получаем, это динамизм и разговорные стили. Обмен новостями и мнениями с возможностью взаимодействия в режиме реального времени - это основа, появившаяся в следствии развития Интернет-пространства.

5. От дефицита к изобилию

Пространство для печатных СМИ и время для вещательных СМИ перестали быть ограничением для контента, и теперь время пользователя является новым дефицитным ресурсом. Одним из сильных следствий того, что «читатели становятся писателями», является распространение онлайн-информации без четкого указания источника власти и неоднородности качества контента. Переполнение информации требует новых навыков и инструментов для управления данными, новостями и мнениями.

6. От профессионального редактора к индивидуальной редакции

Парадигма привратника широко использовалась для объяснения роли редакторов СМИ и теории установления повестки дня, а также для описания функций СМИ в определении повседневных проблем. Данная посредническая функция должна быть пересмотрена в настоящее время в свете децентрализованного характера сети. Вместе с унаследованными СМИ многие другие неофициальные источники становятся актуальными для установления повесток дня (потому что повестка дня больше не существует).

7. От распространения к доступу

Вещательная парадигма одностороннего распределения заменяется двумя: доступ один-на-один, а связь многие-многие. Клиент-серверная архитектура интернета запустила новую модель, основанную на решениях пользователей. Доступ означает поиск, поиск, навигацию, поиск, решение, активную позицию, желание подключиться и общаться, что противоречит пассивному приему медиа-контента.

8. От единственно верного пути к интерактивности

В первую очередь, поставщики контента и пользователи получают доступ к одному и тому же каналу для связи, что позволяет пользователям устанавливать двусторонние отношения со средствами массовой информации, а также многосторонние отношения с другими пользователями системы. Во-вторых, по тому же правилу пользователи могут стать контент-провайдерами.

9. От линейной модели к гипертексту

Конструкция повествования в аналоговых СМИ является линейной, и повествователи могут контролировать организацию и темп сюжета. Цифровые платформы позволяют повествователям организовывать контент, разбивая его на небольшие блоки (узлы) с несколькими путями между ними (ссылками). Гипертекстовые повествования дают пользователю возможность перенести управление повествованием с повествователя на читателя.

10. От данных к знаниям

Необыкновенный объем данных, доступных в эпоху цифровых технологий, возвращает стратегическую роль СМИ как социальных менеджеров знаний, и эту роль следует использовать для растущего числа новых игроков.

Этот новый сценарий публичной коммуникации Интернет-журналистики в эпоху интернета не следует воспринимать в качестве апокалиптического способа, но важно его рассматривать в качестве возможности переопределения профиля, решения профессиональных проблем и новой модели академической подготовки журналистов. Таким образом, важно переосмыслить изменение характера СМИ и конечных потребителей информации.

Интернет-СМИ внесли свой вклад в развитие различных аспектов распространения альтернативных новостей и так называемой гражданской журналистики. Реагируя на текущую ситуацию в области профессионального производства и распространения новостей, Жоан Франциск отмечает, что столетие, предшествовавшее появлению Интернета - период, в котором доминировали крупные новостные организации, все в большей степени контролируемые ориентированными на прибыль корпорациями, - похоже, вытесняется новыми средствами коммуникации. Различие между журналистами и всеми остальными заключается в следующем: «В некотором смысле, мы возвращаемся к тому, с чего начали. Институциональная пресса больше не обладает исключительными средствами охвата общественности. Любой может распространять информацию среди остального мира.» [3, c.85].

Текущая трансформация журналистской профессии очевидна. М.П. Кастельс видит в новом виде новостных продюсеров тех, кто, занимаясь журналистской работой, «раздражает и стирает традиционные границы журналистского поля». Тем не менее, следует признать, что этот тип цифровых журналистов может, несмотря на их иногда противоречивую публичную репутацию, напрямую или косвенно сотрудничать с основными СМИ (например, известные ежедневные газеты могут использовать и тщательно исследовать материалы, опубликованные на ресурсе Wiki Leaks) [1, c.271].

Еще раз необходимо подчеркнуть, что Интернет принес значительный прорыв в плане доступа трансформации журналистики, оптимизируя и изменяя модель коммуникации с конечными потребителями информационного продукта. Вряд ли можно отрицать, что пользователи теперь могут выбирать из множества информации из всех сфер общественной жизни, включая государственные учреждения, органы государственной власти и правительства, коммерческие структуры и т. д.

Следовательно, современная журналистская практика ясно показывает, что СМИ достаточно неохотно принимают во внимание текущие процессы трансформации онлайн-среды. Одной из причин, вызывающих столь низкое первичное доверие к Интернету, является тот факт, что организации не готовы трансформироваться под современные требования, диктуемые инновациями, а также сменой классической парадигмы журналистики.

 

Список литературы:
1. Кастельс М. П. Галактика интернет: Размышление об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория (при участии издательства Гуманитарного университета), 2004. - 328 с.
2. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовникова. М.: Флинта: Наука, 2014. - 328 с.
3. Fondevila Gascón, Joan Francesc (2010). "Multimedia, digital press and journalistic genres in Catalonia and in Spain: an empirical analysis". Communication Studies Journal, n. 7, May 2010, pp. 81-95.